Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы проведения анализа финансового состояния



2019-12-29 336 Обсуждений (0)
Методы проведения анализа финансового состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния предприятия уделяется много внимания.

Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

Объектомданной курсовой работы является анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автосервис».

Предметом исследования данной курсовой работы являются тенденции исследования финансового состояния предприятия ООО «Автосервис».

Теоретические и методологические вопросы анализа финансового состояния предприятия изучены по нормативным документам и учебной литературе, при этом использовались следующие методы исследования - анализ специальной литературы, метод графического изображения (схемы, графики), расчётно-конструктивный, метод сравнения, аналитический, которые помогают разобраться в структуре и порядке анализа финансового состояния предприятия.

Цельюработы является проведение финансового анализа на примере ООО «Автосервис», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы анализа финансового состояния    предприятия и определить методы проведения анализа финансового состояния предприятия.

2. Провести анализ финансового состояния по данным отчетности предприятия, проанализировав:

Þ состав и структуру средств предприятия и их источников

Þ состав и структуру оборотных активов по степени риска

Þ дебиторскую и кредиторскую задолженность.

3. Провести анализ ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, оборачиваемости активов предприятия.

4. Дать обобщающий анализ финансовой устойчивости предприятия.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность анализа финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния предприятия – одно из важнейших условий успешного управления финансами организации. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации, по сути дела, отражает конечные результаты ее деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников (акционеров) организации, ее деловых партнеров, налоговые органы. Все это определяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.[7, с. 67]

Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового менеджмента в организации, так и ее экономических отношений с партнерами, финансово – кредитной системой. Только на основе данного анализа, выявления сильных и слабых сторон финансового состояния предприятия можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.[5, c. 45]

Анализ финансового состояния базируется на данных финансовой отчетности (бухгалтерского учета), расчета и сопоставления большого количества показателей и коэффициентов. Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных документов: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других отчетов и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность дает достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также финансовых результатах его деятельности. .[5, c. 55]

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа. [11, с. 79]

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Основная цель анализа финансового состояния — это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:

1) изучение структуры того или иного показателя;

2) характеристика динамики показателя;

3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.

В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового положения коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточится непосредственно на анализе и прогнозе.

Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. [11, c. 90]

Методы проведения анализа финансового состояния

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность, которая представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

В составе финансовой отчетности предприятий, безусловно, основными являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия.[13, c.78]

Чтобы использовать баланс для проведения анализа финансового состояния исходную его форму преобразовывают в агрегированный вид (Приложение 1).

Агрегирование баланса – это объединение однородных по экономическому содержанию статей Баланса [4, c. 86]. При этом статьи актива баланса перегруппировываются по степени их ликвидности.

Наименование Содержание Значение
Анализ абсолютных показателей Состоит в оценке важнейших результирующих статей отчетности (выручки, чистой прибыли, суммы активов, величины акционерного капитала, заемных средств и т.д.) Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике
Горизонтальный анализ Состоит в сравнении каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчете темпов их роста (индексный анализ) Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей (групп статей) отчетности
Вертикальный анализ Состоит в расчете структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составлении динамических рядов (процентный анализ) Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования
Анализ коэффициентов (относительных показателей) Состоит в расчете соотношений между отдельными статьями отчетности компании, определении взаимосвязи между показателями Позволяет провести сравнительный анализ эффективности: с предшествующими (удачными) годами; с компаниями-конкурентами или лидерами в отрасли; с запланированными показателями

 Основные методы анализа финансового состояния предприятия

                                                                                                                               [3, c. 79]

 

 

Корректное агрегирование статей Баланса является основой проведения качественного анализа. На основании статей агрегированного баланса рассчитываются большинство показателей, использующихся для характеристики финансового положения организации – коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости.[4, c. 88]

Для анализа финансового состояния предприятия использовались следующие формулы:

Величина чистого оборотного капитала (ЧОК):

ЧОК = Текущие активы – Текущие пассивы                                                         (1)

или, что то же самое

ЧОК = Инвестированный капитал – Постоянные активы                          (2)

Наличие и увеличение чистого оборотного капитала (ЧОК) является главным условием ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. ЧОК показывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет инвестированного капитала (собственных и приравненных к ним средств). Если ЧОК положительный, то чем больше его величина, тем более финансово устойчиво предприятие.

                                           (3)

Коэффициент текущей ликвидности характеризует потенциальную способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов. Классически коэффициент общей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов (текущих активов) и краткосрочных пассивов (текущих пассивов) организации.

                           (4)

где Ден.Средства – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

Деб.Задолж. – дебиторская задолженность;

Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности характеризует способность предприятия выполнять текущие обязательства за счет более ликвидной части текущих активов. Классически показатель рассчитывается как сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и товаров, отнесенная к величине текущих пассивов. Если величина данного показателя превышает 1, то оставшаяся часть текущих активов финансируется за счет долгосрочных источников.

                                           (5)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. Это наиболее жесткий показатель ликвидности. Его значение признается достаточным, если он выше 0,25 -0,3. Если предприятие в текущий момент может на 25%-30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.

                                (6)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Значение данного коэффициента должно быть не менее 0.1.

 , где                       (7)

К-т т.л. к.г. – коэффициент текущей ликвидности на конец года;

К-т т.л. н.г. – коэффициент текущей ликвидности на начало года.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

                                  (8)

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период «обернулся» рассматриваемый актив.

                                                                   (9)

Коэффициент автономии характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Чем меньше значение этого коэффициента, тем больше зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Чем больше зависимость фирмы от внешних источников финансирования, тем меньше ее финансовая устойчивость.

                                                               (10)

Коэффициент финансирования определяет долю собственного капитала в структуре заемных средств. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.

                                                         (11)

Данный коэффициент показывает, какая доля собственных средств предприятия задействована в финансировании наиболее маневренной части активов - оборотных средств. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятия возможностей для маневрирования своими средствами.

                                (12)

Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.

Комплексный показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель)                                                             (13)

где ВБ – валюта Баланса (общая величина активов);

ТА – текущие активы;

ПОД – прибыль от основной деятельности;

НК – накопленный капитал;

УК – уставный капитал;

ВР – выручка от реализации за период.

Z-показатель Альтмана является комплексным показателем, включающем в себя целую группу коэффициентов, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.

                                       (14)

Коэффициент самофинансированияпоказывает, какая часть чистой прибыли предприятия направлена на его развитие, то есть на увеличение накопленного капитала.

                                                 (15)

Финансовый леверидж – возникает в случае привлечения предприятием заемного капитала. Высокая доля последнего в общей сумме источников финансирования является свидетельством высокого уровня финансового риска. Финансовый леверидж может быть количественно оценен соотношением заемного и собственного капитала. Оптимальное значение показателя ≤ 1.

[2, c. 77]

 

1.3 Современные проблемы анализа финансового состояния предприятия

 

В настоящее время в России проблема анализа финансового состояния предприятия является крайне актуальной. Причем проблема анализа финансового состояния действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа. Однако следует отметить, что попытки систематизировать подход к финансовому анализу существуют, например, Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, разработанные Федеральной службой по финансовому оздоровлению. Однако предлагаемая методика не позволяет получить реальной картины финансового состояния предприятия, и, следуя ей, к предприятиям-банкротам можно было бы отнести многих из хозяйствующих субъектов в России, которые, тем не менее, достаточно успешно функционируют, получая прибыль и исправно выплачивая заработную плату работникам и налоги государству. При этом достаточно легко будет упустить из вида реально проблемные организации, так как в методических рекомендациях достойное отражение получили показатели, характеризующие лишь ликвидность. Хотя данные методические рекомендации уже не раз являлись предметом критики в периодической литературе, на настоящий момент можно сказать, что гораздо важнее их наличие, чем спорность их содержания.

Методики расчета показателей рыночной привлекательности достаточно хорошо описаны в классической экономической литературе. При анализе важно обращать особое внимание на динамику этих коэффициентов с учетом количественной составляющей, например, норма дивиденда может быть высокой, однако в денежном выражении значение данного показателя может оказаться незначительным.

Проведение финансового анализа является достаточно трудоемкой процедурой, требующей обработки огромного количества данных, поэтому провести качественный финансовый анализ без использования современных программных средств невозможно.[14, c. 50]

В настоящее время все крупные предприятия обладают хорошо развитой системой оперативного учета и планирования показателей деятельности (учет производства и реализации продукции, кадров, планирования запасов и т.д.). Как правило, такие системы реализованы с использованием одной из современных технологии "клиент-сервер". Таким образом, в любой момент по запросу заинтересованных пользователей может быть получен набор отчетов, содержащих сведения, необходимых для проведения финансового анализа.

Дальнейшая обработка полученных результатов производится одним из следующих способов:

 - используются специализированные программные продукты, позволяющие рассчитывать показатели финансовой деятельности, применять стандартизированные методики оценки текущего финансового состояния; некоторые из таких систем анализа позволяют прогнозировать показатели будущих периодов, моделировать различные сценарии развития предприятия;

 - в качестве средства анализа показателей используются статистические пакеты или электронные таблицы (Microsoft Excel), имеющие в своем составе большой набор функций обработки и средств анализа и представления анализируемых показателей (например, в виде графиков);

 - анализ производится специалистами "вручную" с применением аналитических методов расчета (при этом средства вычислительной техники используются только для сложных вычислений в качестве "калькулятора").

Два последних способа характеризуются высокой трудоемкостью, связанной с обработкой большого количества данных, полученных из оперативных отчетов, и требуют для обработки, анализа и принятия решения длительного периода времени. Очевидно, что трудоемкость и время анализа увеличивается с ростом количества анализируемых показателей.

Кроме этого, при использовании перечисленных способов анализа возникает ряд проблем:

1. Проблема определения (выбора) системы показателей, наиболее точно и полно характеризующих деятельность предприятия.

2. Проблема интерпретации полученных количественных значений показателей финансового анализа. Одинаковое значение показателя для разных предприятий не всегда свидетельствует об одинаковом (схожем) финансовом состоянии этих предприятий. Кроме этого, само по себе полученное значение вряд ли может свидетельствовать о том или ином изменении финансового состояния: имеет смысл сравнивать аналогичные показатели за разный период времени и на основании сравнения делать вывод об улучшении или ухудшении финансового состояния.

3. Проблема определения значимости показателей. Значимость (весомость) показателей является важным фактором при проведении комплексной оценки деятельности предприятия (например, при вычислении комплексных показателей, рейтинговой оценки и т.д.).

4. Проблема определения "эталонного" предприятия, т.е. такого, которое имеет некоторые усредненные показатели финансового состояния, в результате сравнения с которыми, можно сделать вывод о текущем финансовом состоянии анализируемого предприятия.

В настоящее время эти проблемы частично решаются за счет привлечения экспертов, имеющих опыт проведения финансового анализа в определенной отрасли. Однако при этом возникает фактор субъективности экспертной оценки. Кроме того, даже участие эксперта не может решить некоторых проблем. Также часто экспертами не учитываются или не обнаруживаются зависимости между показателями, характеризующими некоторые аспекты деятельности предприятия. Между ними, как правило, отсутствует функциональная зависимость, однако нередко изменение одного показателя приводит к изменению одного или нескольких других. Обнаружение таких зависимостей позволило бы более точно проводить анализ, а также учитывать такие взаимосвязи при прогнозировании и моделировании будущей деятельности.

Процесс проведения анализа финансового состояния предприятия, как и любой другой сложный процесс, должен иметь свою технологию - последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность

Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.

Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность)

На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации - негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.

О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

3. Низкая финансовая устойчивость

На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.

О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала. [14, c. 75]

 

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ  ООО «АВТОСЕРВИС»



2019-12-29 336 Обсуждений (0)
Методы проведения анализа финансового состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы проведения анализа финансового состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)