Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура коммуникативного акта



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Структура коммуникативного акта 0.00 из 5.00 0 оценок




Московский Институт Электронной Техники

(Технический Университет)

Институт Экономики и Управления

Кафедра философии

 

 

Лекции

По курсу «Риторика»

 

 

Выполнила

студентка ЭУ-23:

О.В.Сидорова

       

Преподаватель:

             Кнэхт Н.П.

Москва

Г.

Вводная лекция.

Особенности современной социокультурной ситуации и ее

Влияние на язык, речь, мышление.

1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.

2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.

3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.

4) Смешение жанров: высокого и низкого.

5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.

6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.

 

 

Язык

Коммутативная деятельность человека.

Функции языка и речи.

1) Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.

2) Общение людей и

3) Структура коммуникативного акта.

4) Анализ функций языкового общения.

 

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.

Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.

Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

 

Гипотезы возникновения языка:

1) Божественная.

Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов.

2) Теория общественного договора.

 

Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь.

3) Трудовая теория.

Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей.

4) Имитационная.

а) имитация звуков природы;

б) имитация звуков животных;

в) рефлекторное выражение эмоций;

г) имитация звуков трудовых процессов.

 

Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем.

       Язык – это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально, он превращается в речь.

 

Языковое общение людей и эволюция человека.

Особенности языка:

1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

2) Языковое общение связано с познавательными процессами.

3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

 

Структура коммуникативного акта

Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

ü адресант – отправитель сообщения;

ü референция – содержание сообщения;

ü адресат – получатель сообщения.

 

Функции языка:

1) Познавательная.

2) Регулятивная (призывно-побудительная).

3) Экспрессивная (эмотивная).

4) Фатическая.

5) Эстетическая (поэтическая).

6) Магическая.

7) Мето-языковая.

8) Этническая.

 

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

 

1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:

ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

ü Средство хранения и передачи информации:

- библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

- библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов. Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.

3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:

- интонаций;

- междометий речи;

- использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.

4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.

6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.

7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

8) Этническая функция.

 



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Структура коммуникативного акта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура коммуникативного акта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)