Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риторический анализ текста.



2019-12-29 494 Обсуждений (0)
Риторический анализ текста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Он проводится в 3 аспектах:
- В аспекте смысловой структуры.

- В аспекте расположения этих идей.

- В аспекте риторических форм (тропов и фигур).

 

Риторика образа.

Понятие риторического тропа.

Метафора, ее структура и риторические функции.

Метонимия и ее использование в риторических целях.

Ирония и парадокс как риторические средства.

Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

 

Понятие риторического тропа.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

1) Риторические тропы отражают ход познават. деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

- сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)

- группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)

- замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)

2) Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

3) Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

4) Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

5) Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

Метафора, ее структура и риторические функции.

Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

Структура метафоры.

Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».

Имеется два сравнения предмета:

- объект и субъект

- третий признак, по которому сравниваются предметы.

Правила:

1) Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.

2) Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.

3) От области сравнения зависит оценка предмета речи.

- когда сравнение ищется на улучшение метафоры

- когда сравнение ищется на ухудшение метафоры

4) Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.

5) Метафоры могут быть краткими и развернутыми.

 Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.

Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.

 

Метонимия и ее использование в риторических целях.

Опр. Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

С помощью метонимии часто называют:

1) предмет по материалу, из которого он сделан

2) по свойству

3) по производителю, по автору

4) предмет называется по предмету, содер. его.

5) время называется по предмету или явлению, характеризующее это время (любить до гроба)

6) частным случаем метонимии является синекдоха

- название части предмета переносится на весь предмет целиком

- множественное число заменяется единственным числом

7) на развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда название предмета заменяется описанием его признаков.

 

 Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

1) Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).

2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

3) Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.

4) Эпитет – образное определение предмета или действия.

5) Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

6) Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.

8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.

9) Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.

10) Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.

11) Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.

12) Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.

13) Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).

14) Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении

- анафора лексическая

- анафора синтаксическая

 

Ирония и парадокс как риторические средства.

Как быть остроумным.

Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

- шутка

- юмор

- острота

- сарказм – язвительная ирония

Виды смешного:

1) Смешное возникает при движении от абстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.

2) Неправильно понятые обстоятельства

3) Острота как обыгрывание ситуации, когда в трагическом видится комическое.

4) Преднамеренно смешное – шутка

- если шутка скрывается за серьезным – ирония

- если за шуткой скрывается серьезность – юмор

- самоирония

Виды иронии и средства получения иронии:

1) антифраз – в противном значении употребляется какое-либо слово

2) парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл

3) гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях

4) антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту

5) каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов

- полисемия – многозначность слов

- омонимия – близкие значения одного и того же слова

- омофония – звуковое сходство слов

 

Подготовка к выступлению.

Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста.

При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте.

       Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в речи используется «программный уровень». Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения.

       Выделяют цели высказывания:

1) Ассертивная – констатация фактов, сообщение какой-то информации.

2) Коммесивная – дать обязательство что-то выполнить.

3) Директивная – заставить что-то сделать.

4) Декларативная – заявление о намерениях.

5) Аксиологическая – дать оценку чему-либо.

 

Схема речемыслительного механизма.

1) Мотивация – в начале любого высказывания лежит мотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствует план действия.

2) Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаем является возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.

3) Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход от внутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.

Выделяют следующие этапы устного выступления:

1) Докоммутативный – до выхода в аудиторию.

2) Коммутативный – поведение оратора перед публикой.

 

3) Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:

- полноты реализации замыслов

- логики изложения

 



2019-12-29 494 Обсуждений (0)
Риторический анализ текста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Риторический анализ текста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)