Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профильные группы музеев



2019-12-29 791 Обсуждений (0)
Профильные группы музеев 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.

Комплексные музеи — многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев, ансамблевых и средовых музеев, музеев-заповедников, экомузеев. Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.(9, 178)

Гуманитарные профильные группы:

1. Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Художественные музеи классифицируют на :

1) музеи изобразительного искусства (Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, г. Москва)

2)музеи декоративно-прикладного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства ,г. Москва)

3)музеи народного искусства (Музей украинского народного декоративного искусства, г. Киев; Коломийский музей народного искусства, г. Коломия)

4)художественно-промышленные музеи (Художественно-промышленный музей ,г. Прага; Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии)

5)музеи современного искусства (Музей современного искусства, г. Барселона) (7, 210)

2. Исторические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций и составе фондовых коллекций

В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.

Исторические музеи подразделяются на:

1)общеисторические музеи ( Государственный Исторический Музей, г. Москва) (Рис. 1)

2)военно-исторические музеи, их собрания отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов .( Великой Отечественной войны музей в г. Воронеж; Боевой славы музей в г. Астрахань)

3)музеи истории религии документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена. В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. (Государственный музей истории религии в г. Санкт-Петербург)

4)историко-революционные музеи (Кыштымский историко-революционный музей в г.Кыштым)

5)историко-бытовые музеи документируют бытовой аспект жизни различных слоёв населения. В России широко распространились в 1920-е гг., тогда же термин "историко-бытовые" утверждается в российской музеологической литературе(Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица», пос.Сиверский).

6) археологические музеи собирают, хранят, изучают и представляют предметы, имеющие историческую, художественную ценность, как правило, обнаруженные в результате археологических исследований. Объектами музефикации могут стать также недвижимые археологические памятники - древние городища, погребения, различные оборонительные, культовые, гражданские сооружения(Национальный археологический музеи в г. Афины) (Рис. 3)

7) этнографические музеи обирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей. Документирование осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды и объектов нематериального наследия.(Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге) (5, 357)

3. Литературные музеи- группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы. Профильная группа литературных музеев включает в себя центральные историко-литературные музеи (Государственный Литературный музей в Москве, Литературный музей института русской литературы РАН (Пушкинской дом в г. Петербург) и региональные (Музей осетинской литературы им. К.Х. Хетагурова во Владикавказе и др.); а также монографические музеи, посвященные творчеству писателей или поэтов.

Музыкальные музеи- это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др. (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки). (Рис.6)

Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».

Крупнейший в мире и головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

4. Архитектурные музеи - профильная группа музеев, которые собирают, хранят, изучают, экспонируют и популяризируют произведения, связанные с историей и практикой архитектуры. Архитектурные музеи экспонируют не только образцы архитектурной проектной деятельности, такие как эскизы, чертежи, макеты, пояснительные записки к проектам, а также рукописные, графические и живописные работы, обмерные чертежи, фотографии, слайды, кино- и видеофильмы и др.

 5. Педагогические музеи документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Первые в мире педагогические музеи возникли в России. В 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. Этому педагогическому музею, как и его собратьям, недолго пришлось существовать. В 1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики, а в 1920 г. – во Всероссийский педагогический музей. В 1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами и преобразовали в Государственный институт научной педагогики. Становление этой профильной группы в СССР достаточно часто прерывалось закрытием головных центров. Так, Всесоюзный педагогический музей (с 1943 г. – Музей по народному образованию АПН СССР) в 1963 г. был преобразован в Дом педагогической пропаганды. Большая часть современных музеев данного профиля появилась в 1960–1980-е гг. Среди них и дальневосточные педагогические музеи Музей народного образования в Хабаровске (1977), Музей народного образования ПИПКРО во Владивостоке.

Наглядных пособий музеи — группа музеев педагогического профиля, основу собраний которых составляли коллекции, модели, приборы, инструменты, используемые в учебном процессе в качестве наглядных пособий.

Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).(10, 85)

 6. Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся :

1)антропологические музеи

2)биологические музеи

3)ботанические музеи (в том числе ботанические сады)

4)геологические музеи

5)зоологические музеи (в том числе зоопарки, террариумы, экзотариумы)

6)минералогические музеи

7)палеонтологические музеи

8)музеи почвоведения

7.Сельскохозяйственные музеи - группа музеев, как правило, естественнонаучного профиля, собрания которых документируют историю развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства в целом или его отдельных отраслей, а также представляют обществу современный уровень этой отрасли материального производства. (Музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна, Музей коневодства )

8. Научно-технические музеи- профильная группа музеев, документирующих историю развития и современное состояние науки и техники и их влияние на эволюцию человеческого общества. Многопрофильные музеи документируют историю науки и техники в целом; отраслевые - отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства: музеи связи, авиации, транспорта, космонавтики.

Отраслевые музеи:

1. Промышленные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю развития и современный уровень промышленности в целом или её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает собственно промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории предприятий и производств определённого вида продукции, музеефицированные промышленные объекты (Музей хрусталя в г. Гусь Хрустальный Владимирской области ,Музей ивановского ситца в г. Иваново). (Рис. 4)

2.Сельскохозяйственные музеи

3.Музеи транспорта (Музей истории Московского института инженеров транспорта)

4.Музеи связи – группа музеев, которая документируют историю развития связи, почты, телефонов, телеграфов и т.д. (Центральный музей связи имени А.С. Попова, г. Санкт-Петербург)

5.Музеи строительства



2019-12-29 791 Обсуждений (0)
Профильные группы музеев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профильные группы музеев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)