Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Группы музеев по типу хранимого наследия




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Систематизация в зависимости от хранимого историко-культурного и природного наследия в основном употребляется музееведами. Она затрагивает наиболее глубинные, генетические различия и особенности музеев.

 Коллекционные музеи - музеи, основой деятельности которых являются собрания движимых материальных предметов. Исторически это наиболее древний тип музея. На протяжении 18-начала 20 вв. он безраздельно господствовал в музейном мире России.

В зависимости от состава коллекций эта группа музеев делится на профильные группы.

Ансамблевые музеи — музеи, деятельность которых базируется в первую очередь на ансамблях недвижимых памятников архитектуры, истории, природы. Внутри группы выделяются виды музеев:

1.Музеи-усадьбы - группа ансамблевых или средовых музеев, созданных на основе музеефикации архитектурного, ландшафтного и хозяйственного комплекса усадеб. В усадебном доме, как правило, сохраняется или воссоздается обстановка жилого дома и создаются историко-биографические экспозиции, аналогично домам-музеям(Тарханы, Ясная поляна, Мелихово). 2.Дома-музеи - группа мемориальных музеев ансамблевого типа, созданных на основе музеефикации домов, в которых жили выдающиеся деятели истории и культуры или происходили значительные исторические события. В названии этой группы, как правило, присутствует имя меморируемого лица или обозначается событие (Дом-музей А.П. Чехова, дом-музей Русанова, г. Орел). (3, 316)



3. Дворцы-музеи - группа ансамблевых музеев, созданных на основе музеефикации дворцовых ансамблей. По профилю это - историко-художественные музеи, не только сохраняющие и репрезентирующие дворцы и их парковое окружение, но и стремящиеся воссоздать музейными средствами "образ мира" определенной эпохи, находящий отражение в синтезе архитектуры, изобразительных и прикладных искусств, садово-паркового искусства дворцового ансамбля. Наиболее прославленные дворцы-музеи сосредоточены в пригородах С-Петербурга.

4. Музеи-квартиры - группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица ( экспозиция Музея-квартиры А.С. Пушкина на Арбате).

5.Музей-монастырь - ансамблевые музеи, созданные на основе музеефикации комплекса монастырских построек. Относятся к профильной группе историко-архитектурных и художественных музеев. В музее-монастыре главными объектами сохранения и экспонирования является материальное и духовное наследие монастыря, а также представленный в собраниях музея и связанный с монастырем широкий пласт историко-культурного наследия (Соловецкий монастырь, в составе Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Архангельская обл.)

6. Музей- храм- музей-памятник, созданный на основе музеефикации единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация. (Софийский собор в г. Новгород, Успенский собор в г. Рязань). (Рис. 7) (4, 159)

7. Музеи-заводы- музеи, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия с целью сохранения и раскрытия его историко-культурной ценности как памятника истории промышленности, науки и техники. Относится к профильной группе промышленных музеев. Позволяет на подлинных памятниках зафиксировать и раскрыть историю научно-технического прогресса и развития промышленности (Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии г. Нижний Тагил).

8. Музеи-корабли - музеи-памятники, созданные на основе музеефикации судов с целью сохранения и выявления их значения как памятников истории, культуры, науки и техники (Крейсер "Аврора" г. С.-Петербург)

9.Музеи-мастерские - Учреждение музейного типа, созданное на основе объединения музея и ремесленных мастерских и воссоздающее различные виды традиционной деятельности, наиболее часто - народных промыслов: ткачества, кузнечного дела, резьбы и росписи по дереву, кружевоплетения, изготовления игрушки и т.п. ("Секреты тульских мастеров" в г. Тула (филиал Военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле")).

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция трансформации целого ряда ансамблевых музеев в средовые музеи. Средовые музеи, музейные учреждения, деятельность которых базируется в первую очередь на музеефицированных фрагментах природной и историко-культурной среды. Основную роль играют сохраненные или восстановленные взаимосвязи между элементами среды и элементы нематериального наследия. В настоящее время в сторону средового музея эволюционируют многие музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-монастыри.

Значительное число музеев совмещают признаки 2-х, а иногда и всех 3-х групп. Ансамблевые и средовые музеи практически всегда комплектуют коллекции движимых памятников, а коллекционные часто располагают зданиями и даже территориями. Многие музеи сегодня работают с объектами нематериального наследия. Однако для большинства музеев тот или иной тип хранимого наследия является определяющим. Так, перевод Музея истории религии в Санкт-Петербурге из Казанского собора в другое здание не изменил суть этого коллекционного музея. А Музей фресок Дионисия даже без коллекций останется самим собою, если будет сохранен и доступен для осмотра Ферапонтов монастырь и собор Рождества Богородицы с росписями великого Дионисия.

Живой музей - средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. (Аптека № 13 в Санкт-Петербурге, Мемориальные зоны Казанского Университета).




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7