Характер взаимоотношений России и МВФ
В последнее десятилетие ситуация в валютно-кредитной сфере в России в существенной степени обусловлена спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, Всемирном банке, МБР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций России в международной финансовой системе. Взаимодействие страны с МФО, а также возможное вступление в другие ведущие глобальные и региональные финансовые институты окажет заметное влияние на экономическое развитие России на ближайшую перспективу. В 2006 году исполнилось 14 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения. Во-первых, обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения. Во-вторых, страны-члены не должны прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности [6]. В-третьих, непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики. Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки». Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России. Первая категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России. Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдерживание увеличения денежного предложения, предусматривали и договоренности о предоставлении кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований в 1993 и 1994 гг. Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы: · всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства; · усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов; · полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий; · радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли; · укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секретизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей; обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности. Вопросы, относящиеся к приватизации собственности, роли государства в экономике, в том числе и в контексте соответствующих требований МВФ, являются предметом острых дискуссий в российском обществе и политической элите страны. В конечном счете, эти дискуссии отражают борьбу за выбор той или иной модели рыночной экономики, а диапазон таких моделей весьма широк – от ультралиберальной экономики США до Скандинавских стран с наиболее значительным удельным весом государственного сектора и акцентом на социальные цели. Третья группа условий кредитов, предоставляемых МВФ России, - либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания чрезмерного вывоза, в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы направлены на обеспечение более благоприятных условий для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован. Открытие экономики России по линии внешней торговли началось в 1994 г. с ликвидации нетарифных мер регулирования экспорта. Были отменены квоты и лицензии, но экспорту всех товаров, кроме нефти. А с 1 января 1995 г. правительство либерализовало и нефтяной экспорт. В 1995 г. были полностью устранены ограничения в отношении экспорта и импорта, а также на допуск хозяйствующих субъектов к участию во внешнеэкономической деятельности, завершена ликвидация (в декабре 1995 г.) тарифных льгот. Указом президента от 5 марта 1995 г. упразднен институт «специальных экспортеров» стратегических товаров, включая нефть. В июле 1996 г. вступил в силу принятый по настоянию МВФ порядок свободного доступа к нефтепроводам [7]. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит «стенд-бай» (резервный кредит) около 1 млрд дол. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд дол. каждый, в апреле 1995 г. – кредит «стенд-бай» в объеме 6,8 млрд дол. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10, 1 млрд дол. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд дол. В июле 1999 г. после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд дол. Первый транш составил 640 млн дол. В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом сократилась до 6,3 млрд дол. и стала существенно меньше квоты России в Фонде[8]. Вступление в МВФ предоставило России возможности получения значительных сумм в конвертируемой валюте в качестве ссуд. Однако, как известно, кредит дается на условиях целевого использования, срочности, платности и возвратности. Так если для коммерческих банков три последние условия являются первостепенными и наиболее важными, то МВФ придает огромное значение целенаправленности выданных кредитов. Вот почему предоставление ссуд неразрывно связывается, если не сказать зависит, от выполнения определенных политико-экономических требований, которые содержатся в разрабатываемых программах экономической стабилизации. Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты МВФ высокую социальную цену. В качестве подтверждения этого могут служить главные положения Меморандума об экономической политике, осуществление которого было необходимо для принятия России в МВФ и получения первого кредита.[9] В нем можно выделить следующие основные пункты: · сокращение бюджетного дефицита для стабилизации экономики. Как правило, любое сокращение дефицита бюджета происходит за счет урезания расходов на социальные нужды; · прекращение кредитования неперспективных предприятий. Но в связи с тем, что количество подобных предприятий довольно значительно, то реализация этого положения может вызвать глубочайший кризис из-за всплеска безработицы; · сокращение темпов инфляции. Для этого нужно прекратить эмиссию денег в обращение, что при наличии опять-таки бюджетного дефицита скажется на социально незащищенных слоях населения; · реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения денежных валютных поступлений. Воплощение в жизнь данного пункта неминуемо натолкнется как на недостаточность финансирования подобного преобразования, так и на отсутствие устоявшейся нормативной базы. Бесспорно, любые преобразования, направленные на реорганизацию экономики страны, будут сопровождаться неизбежными негативными явлениями переходного периода - увеличение безработицы, инфляции и др., однако именно в таком положении определяется умение государства проводить подобные реформы результативно и в то же время достаточно безболезненно для всех слоев населения страны. Следует обратить внимание на тот факт, что согласование с фондом условий кредита с учетом выводов экспертов относительно экономико-политической ситуации в стране является своего рода гарантией кредитоспособности и платежеспособности страны-заемщика, выданной МВФ. Это открывает доступ к другим межгосударственным кредитам и частным инвестициям, а также благоприятно способствует ведению переговоров с кредиторами по поводу реструктуризации внешней задолженности. Именно благодаря участию МВФ Россия смогла добиться в 1995-1996 гг. принципиальных решений о реструктурировании российских долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять следующие требования. Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно. В-третьих, установление информационной открытости. В рамках ст. 4 Устава МВФ проводятся ежегодные двусторонние консультации в целях проведения комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего доклада. В 2000 г. в интересах расширения взаимоотношений с Фондом Россия впервые дала согласие на открытую публикацию странового доклада МВФ за 2000 год. Вместе с тем необходимо отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования средств в России. Получение ресурсов было поставлено в зависимость от выполнения ряда весьма жестких условий. Практически это были "недовыполненные" условия программы, разработанной еще правительством Е. Примакова. Они включали увеличение доли платежей "живыми деньгами" в энергетике, тепло- и водоснабжении до 40%, на железнодорожном транспорте - до 65%, принятие поправок к законам о банкротстве предприятий и банков, реформирование Банка России в сторону большей прозрачности его операций, "акционирование" заграничных банков, независимый международный аудит Сбербанка РФ и всех внебюджетных фондов, коммунальную реформу с доведением оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг до их реальной стоимости, земельную реформу и принятие закона, гарантирующего свободную куплю-продажу земли[10]. В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ. Проведенный специалистами Фонда в соответствии со ст. 4 Устава МВФ обзор российской экономики за 2002 г. был выдержан в благоприятном для России ключе. В мае 2003 г. обзор был вынесен на рассмотрение Исполнительного совета МВФ, который положительно оценил экономический курс России. Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций, отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики. Следует отметить, что предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути, относится к разряду суверенных заимствований (правительственных займов). Суверенные заимствования - это крайняя мера, к которой руководство страны прибегает, как правило, лишь в исключительных случаях. Исходная невыгодность суверенных заимствований заключается, прежде всего, в том, что выплата процентов и погашение основной части долга осуществляется из доходов госбюджета, в то время как такие займы не производят финансовой нормы прибыли. Кроме того, в качестве непременного условия для получения финансирования, Фонд выдвигает правительству страны-заемщика еще и политические требования. Данное обстоятельство существенно осложняет внутреннюю ситуацию в стране, вынужденной обратиться в МВФ за финансовой поддержкой. Очевидно, что заимствования у МВФ оправдывают себя только в кризисных ситуациях, при условии, что возникшие трудности носят временный характер. Привлекаемые таким образом средства должны использоваться для поддержания определенного уровня государственных расходов, в то время как все внутренние и внешние ресурсы следует направлять на создание базовой экономической инфраструктуры, способной обеспечить достаточный уровень государственных доходов (для осуществления возврата привлеченных кредитов), а также дальнейший экономический рост.
Заключение В результате проведенного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства. В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли. Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. Но с другой стороны позитивное развитие взаимоотношений с МВФ позволило России ускорить процесс возрождения экономики, открыло возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему значительно расширилась с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2001. 2. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2001. 3. Богомолов М.В. Сложный путь интеграции России в международную экономику // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №9. 4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.- М: Книжный мир, 2006. 5. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: Консалтбанкир, 2000. 6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляна – М.: РАГС, 2003. 7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2001. 8. Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.: Экономика, 1996. 9. Кузнецов А.П. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения.- 2002. - №7. 10.Кулешов П.Е. О деятельности Европейского банка реконструкции и развития в России // БИКИ.- 2003.- № 130. 11.Кюн Иг Сон МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть.- 2004.- №3. 12. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 1992. - № 4. 13. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. Экономика. – 2002. - № 2. 14. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001. 15.Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Экономика, 1999. 16.Международные экономические отношения./Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. 17.Международный валютный фонд и его влияние на экономику России // Экон. газета. - 1999. - Июль (№ 27). - С.8. 18.Мировая экономика / Под ред. Николаевой И.П.- М.- 2005. 19.Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. Полякова В.В. и Щенина Р.К. - М.: Кнорус.- 2005. 20.Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. 21.Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности) – М.: ОМЕГА-Л, 2006. 22.Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. М.: Дело, 1998. 23.Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р.И. Зименкова – М.: Финансы и статистика, 2002. 24.Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 1999. - № 7. - С.58-66; № 8. - С.61-68; № 9. - С.54-65; № 10. - С.44-58; № 12. - С.54-65. 25.Федякина Л.Н. Международные финансы. М.- 2005. 26.Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой – М.: Юристъ, 2000. 27.. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. 28.Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №12 29.Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход // Вопросы экономики - №2 – 2004. 30.Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник – М.: Международные отношения, 1997. 31.Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.
[1] См, например: Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002 С. 358. [2] См.: Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 262. [3] Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. С. 340. [4] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: Экономика, 2001. С. 256. [5] Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.: Экономика, 1996. С. 46.
[6] Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 1992. - № 4. С. 23. [7] Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 1992. - № 4.С. 25 [8] Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. Полякова В.В. и Щенина Р.К. - М.: Кнорус.- 2005. С. 455. [9] Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход // Вопросы экономики. – 2004. - №4. - С. 21. [10] См. Российская газета 24.01.2001, С. 2.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |