Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра организации производства и

моделирования экономических систем

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Организационно-экономическое обоснование развития

животноводства в СПК «Нива» Северного района»

 

Выполнила: студентка 42 группы

 экономического факультета

отделения «Экономика и управление

на предприяти.

Проверил: преподаватель

 

 

Оренбург - 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………3

  Глава    1.  Роль и место планирования в экономике сельско-хозяйственного предприятия………………………………………………….……………………….5

1.1 Содержание экономического планирования…………………………………...5

1.2 Необходимость и значение планирования…………………………………….9

  Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия………………………………………………………………………...12

      2.1. Природно-климатические условия местоположения предприятия и его землепользование……………………………………………………………….12

2.2. Размеры, специализация производства и организационная структура предприятия………………………………………………………………………….16

2.3. Наличие и состав основных средств………………………………….22

2.4. Основные экономические показатели производственной и предпринимательской деятельности предприятия………………………………..26

  Глава 3. Организационно – экономическое обоснование развития отраслей животноводства на предприятии…………………………………….29

    3.1.   Динамика поголовья животных. Состояние кормовой базы…………29

    3.2. Продуктивность животных и валовое производство продукции. Значение животноводства в экономике предприятия…………………………….35

    3.3. Экономическая эффективность производства основных видов продукции животноводства………………………………………………………...38

    3.4.   Организация и оплата труда работников животноводства…………...41

    3.5.   Проект развития отраслей животноводства…………………………...43

Выводы и предложения……………………………………………………………..47

Список используемой литературы…………………………………………………49

 

Введение

Функционирование сельскохозяйственного предприятия в условиях рынка существенным образом изменило роль и место планирования в управлении его деятельностью. В связи с особенностями рыночных условий хозяйствования идет переосмысление места и роли планирования и управления экономикой.

В сложном положении находится теория и практика планирования в нашей стране. Накопленный в прошлом опыт оказался в принципе неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее существенно. Поэтому творческое и адекватное использование наработок советской методологии планирования, очевидно, может быть востребовано рынком. Её основу составляют процедуры согласования планов и макро- и микроуровнях с помощью цен и экономических 6нормативов[5].

К сожалению, в настоящее время многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.

Поэтому необходимо большое внимание уделять развитию практической и теоретической базы планирования на современном сельскохозяйственном предприятии. Нужно понимать, что планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций, что особенно важно для эффективного развития отраслиживотноводства.

Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна.

Целью данной работы является комплексное исследование и обоснование роли и места системы планирования на предприятии, его значения в развитии отраслиживотноводства.

Задачи исследования – определение содержания и необходимости экономического планирования, рассмотрение классификации планирования, выявление его преимуществ и недостатков, а также анализ состояния и развития отрасли животноводства на предприятии СПК колхоз «Нива» и составление проекта развития отрасли.

Объектом исследования в работе является предприятие СПК колхоз «Нива». 

Теоретической основой работы послужили учебные пособия Алексеевой М.М., Шакирова Ф. К., Ильина А. И., Минакова И. А. и др., труды российских авторов: Векленко В. И. и Воронцовой Ю. В., Гайворонской Н. Ф.,       Куракина С. Г., Бураева Ф. В., Ковыляева К. и других ученых по вопросам эффективности, совершенствования и значения планирования, проблемам и другим аспектам производства продукции животноводства.

При проведении исследования использовались материалы бухгалтерской отчетности СПК колхоза «Нива» за 2006-2008 годы.

В работе применялись общие методы исследования – системный подход, сопоставительный, экономический анализ, метод статистических группировок, которые в комплексном использовании позволили выявить общие тенденции развития предприятия в общем и отрасли животноводства в частности, определить  планируемую эффективность производства и составить проект развития отрасли животноводства СПК колхоза «Нива».

 

  

Глава 1. Роль и место планирования в экономике сельско-хозяйственного предприятия

1.1 Содержание экономического планирования

План – это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководя-щая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

Экономическая категория «план» – одно из понятий научного предвиде-ния. Плановая деятельность, содержание которой составляет прогнозирование будущего процесса и воздействие на него, включает ряд последовательных этапов:

Гипотеза → Прогноз → Концепция → Программа → План

Гипотеза рассматривается как научное предвидение, основанное на теоретическом представлении о закономерностях развития и изменения качественной характеристики тех или иных объектов под действием различных факторов. Гипотеза может служить основой для последующего прогнозиро-вания и планирования.

Под прогнозом в аграрном секторе понимают научно обоснованное пред-видение возможного развития сельского хозяйства с указанием количественных и качественных параметров или вариантов, сценариев, путей и сроков получе-ния намеченных результатов. Задача научного прогноза – дать достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях, т.е. он представляет собой исследование, направленное на определение развития явления.

Концепция – это способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в сельском хозяйстве и обслуживающих отраслях.

Программу следует рассматривать как систему направлений социально-экономического развития какого-либо сектора экономики, для достижения которых указаны пути и средства. При разработке программ должны определяться приоритетные направления развития отраслей, объемы инвестиций и сроки их освоения.

В плане отражаются более конкретные данные об итогах развития какого-либо сектора экономики, чем в программе, четко указываются цели, даются детальная характеристика желаемых количественных и качественных параметров исследуемого объекта, а также обоснование способов их достиже-ния, ресурсного обеспечения и его источников. Важнейшей чертой плана в сельском хозяйстве является его строгая определенность с учетом источников финансирования, формирования и развития кооперативных связей, а также интеграционных процессов [3].

 


Рис.1 – Механизмы регулирования и управления в сельском хозяйстве на основе прогнозирования и планирования

Все указанные формы отражения предвидения взаимосвязаны. Каждая из последовательно осуществляемых стадий его построения дополняет предыду-щую. Гипотеза –  основа прогноза, который, в свою очередь, является основой программы. Приоритетные программные цели по плану реализуются с помощью механизмов регулирования и управления отраслями сельскохозяй-ственного производства.

Планирование –это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяй-ственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем подробно указываются:

Øцель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;

Øсредства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

Øправила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

Øэтапы и сроки выполнения работ;

Øисполнители плана по срокам и видам работ

Øметоды, этапы и средства контроля выполнения плана.

Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса без помощи планирования невозможно.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования – это учение о совокупности основных  принципов,  методов,  о  системе  применяемых  показателей,  мер  (и

действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга [18].

К особенностям современной практики внутрифирменного планирования в условиях ранка относятся:

— дифференциация функций планирования;

— повышение сложности плана;

— учёт требований маркетинга;

— значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

В настоящее время в практике составления плана фирмы нет четких правил. Но обычно началу планирования предшествуют два отдельных этапа. На первом, предварительном этапе определяются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные методы и способы их достижения.

При разработке свободного плана необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Основные принципы планирования ориентируют все предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, – в разных направлениях [12].

На основе принципов развиваются и формируются в процессе практи-ческой деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые в зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы делятся на научные, эксперимен-тальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований к основному планируемому результату.

 

1.2 Необходимость и значение планирования

Внутрихозяйственное, или внутрифирменное планирование занимает важнейшее положение в рыночной экономике. Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств.

Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определя-ющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовывать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распреде-ления и потребления товаров и ресурсов.

Успех  предпринимательской  деятельности  во многом зависит от качества

внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприни-матель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса (рис. 2).

Рис. 2 – Планирование в системе предпринимательства

 

Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования [6].

Таким образом, необходимость планирования определяется потребностями повышения эффективности производства – роста производительности труда, снижения затрат материальных ресурсов и увеличения доходов работников. Плановые мероприятия способствуют ускорению научно-технического прогресса, применению новых технических средств, технологий, введению эффективных форм организации производства и экономических отношений.

Другим объективным фактором, обусловливающим потребность в планировании, является цикличность экономического развития. В связи с этим возникает необходимость разработки прогнозов и планов, их адаптации к определенным стадиям этих циклов.

В современных условиях возрастает значение хозяйственного планиро-вания в таких его формах, как маркетинговая деятельность, продвижение выпущенной продукции на рынок; обеспечение ее конкурентоспособности за счет рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов; установление соотношения фондов потребления и накопления; решение социальных вопросов организаций.

 

 

 

Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)