Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мост через Евфрат; 2 — Нухар; 3 — Этеменанки; 4 — Священные ворота.



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Мост через Евфрат; 2 — Нухар; 3 — Этеменанки; 4 — Священные ворота. 0.00 из 5.00 0 оценок




роны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян зем­лю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Та­кие действия привели бы к быстрому упадку стра­ны — люди успели привыкнуть к самостоятельно­сти, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, поз­воляющие царю управлять деятельностью поддан­ных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хамму­рапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался уча­стками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближёнными царя и получали от не­го землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в ос­новном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи на­чал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии

53

расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из род­ственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, огра­ничил долговое рабство тремя годами, но справить­ся с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор­говцы, но и сборщики налогов, и хранители цар­ской казны.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо ру­ководить людьми и дать стране счастье, тогда я вло­жил в уста страны истину и справедливость и улуч­шил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, та­ким образом, пытается примирить интересы раз­ных людей — тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божест­ва.

Мардук, по словам Хаммурапи, не просто наг­раждает покорных и наказывает ослушников — бог даёт людям свод правил, устанавливающих спра­ведливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но — через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое го­сударство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Нача­лась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилон­ское царство было уничтожено вторгшимися хет­тами и касситами, которые потом правили Меж­дуречьем около 400 лет (см. ст. «Хеттское царство»).

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он пер­вым из правителей древности соразмерил с силой

Вавилонская школа.

царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливаю­щего согласие между людьми.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Пе­редней Азии. Многие достижения древних вавило­нян вошли в современный быт: вслед за вавилон­скими жрецами мы делим год на двенадцать ме­сяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюби­вым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказа­лась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоян­ные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба (см. ст. «Асси­рия»). Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605—562 гг. до н. э.). Вместо уз­ких кривых улочек были проложены прямые длин­ные улицы протяжённостью до 5 км, которые ис­пользовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было возд­вигнуто великолепное святилище — семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Та­кие сооружения в Междуречье называли «зиккурат».

Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6—7 м толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвящённые бо­гине Иштар. На них царь Навуходоносор II напи­сал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из горо­дов... У порога его ворот поставил я огромных бы­ков и змеев с ногами, чего не придумал до меня ещё ни один царь». Некоторые из рельефных изобра­жений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города вра­гов.

К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей «висячие сады», в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря то­му, что они были посажены на специально выстро­енных террасах, примыкающих к царскому двор­цу. По-видимому, уход за деревьями требовал боль­ших хлопот, но правителей Вавилона это не смуща­ло. Своей цели они добились — люди были пора­жены...

Впечатление, которое производил Вавилон, бы­ло столь сильным, что даже через 130 лет после создания этих великолепных зданий греческий ис­торик Геродот писал о нём как о «славнейшем и

54

самом могущественном» городе в Междуречье. Око­ло 600 г. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек — это был огромный по тем временам го­род. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру (см. ст. «Древний Иран»). И дело было не в том, что

иранцы казались хитроумным вави­лонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог по­зволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Это случилось 10 тысяч лет назад или чуть раньше... Небольшой отряд охотников, при­шедших из Сахары, тогда ещё цветущей рав­нины, подошёл к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пере­сыхающими летом речками род­ных степей, такого чуда не ви­дели ещё никогда! Широкая, полноводная река величествен­но несла мимо них мутные во­ды; откуда и куда — не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепе­том и желанием пасть на колени перед могущественным власте­лином этих мест. Охотники да­же не решились спуститься вниз, к самой воде, около кото­рой кишели ядовитые змеи. Бе­рега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым трост­ником. На отмелях отдыхали беге­моты и крокодилы. Охотники ушли, но им, а впо­следствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам. Дичи в высы­хающих степях Сахары становилось всё меньше, стычки между охотничьими племенами делались всё более ожесточёнными и кровавыми. Потерпев­шие поражение, оттеснённые из привычной степи племена осе­дали на незнакомых им берегах большой реки. Население доли­ны Нила складывалось постепен­но из небольших, «просачиваю­щихся» сюда групп, среди кото­рых были люди с разным цветом кожи — оливково-жёлтым, ко­ричневатым или совсем тёмным. Первые поселения, обнару­женные археологами на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени — VI—IV тыс. до н. э. Распола­гались они на высоких участках речной долины, далеко от воды — люди боялись наводнений. Пло­дородную почву «нижних полей» они ещё не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приё­мы ухода за культурными растениями были им уже известны.

Поселенцы (их позже стали называть египтяна­ми) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым су­ществом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к от­цу. А отец в представлении древ­них — это тот, кто даёт еду, за­ботится о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное — плодородные земли своих бере­гов и воду для их орошения.

Тёмная земля в долине Нила настолько отличалась от каме­нистой и глинистой почвы сосед­них плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» — «Чёрная». Необыкновенную землю принесла сама река, милли­метр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения — есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течёт по каменистому ложу, и остатки растений, принесённые притоками из при­брежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточ­ной Африке, где находится ис­ток Нила, начинают таять гор­ные снега, уровень воды в реке повышается и начинается раз­лив. Нил замедляет своё и без того спокойное течение и затоп­ляет низкие берега, превращая их на несколько месяцев в нас­тоящие болота. В стоячей воде взвешенные частицы постепен­но оседают вниз, и, когда река возвращается в русло, берега оказываются покры­тыми новым слоем плодородного ила. В южных об­ластях Египта подъём воды начинается в середине июля, а выше всего — на 8—10 м над обычным

Ювелирные изделия и украшения египтян.

Боевая египетская колесница.

55

Хозяйственные работы египтян.

Фрагмент росписи древней гробницы.

Мы можем только догадываться о том, какую большую роль в формировании египетской культуры и государст­ва сыграл ранний период египетской истории время с 4000 по 3000 г. до н. э. и период Раннего Царства (30002800 гг. до н. э.). До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют «палетками») с изображениями первых фараонов, поражающих своих врагов. Большое ко­личество титулов и должностей, упоминаемых в древнейших египетских надписях, говорит о том, что египтяне искали наилучший способ организации государства. Уже к началу периода Древнего Царства (2800 г. до н. э.) набор титулов становится очень устойчивым. Удачно объединились в эту раннюю эпоху и культуры семитов выходцев из Азии и африканского населения. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.

*

Даже под властью фараонов ном продолжал оставаться главной составной частью египетского общества и государства. Номархи нередко строили себе гробницы, не уступавшие по роскоши царским, держали собственные вооружённые отряды. Номарх мог свободно распоряжаться полями своего нома увеличивать запашку в трудные годы, свозить урожай в свои собственные амбары, выдавать его населению в виде пайков. Только отдельные, особо важные отрасли производства, такие, как скотоводство, были поставлены под прямой надзор чиновников фараона. В таких случаях номарх должен был только обеспечить царским людям нормальные условия труда, не вмешиваясь в их дела. Большая часть населения нома видела своего настоящего хозяина и кормильца не в фараоне, а в номархе. В случае восстаний и мятежей против центральной власти номовая знать могла твёрдо рассчитывать на поддержку многих простых людей.

*

Египетская культура была привлекательной для многих народов Древнего Востока. Очень сильным было египетское влияние в Нубии, африканской стране, расположенной выше по течению Нила. Были времена, когда храмы, посвящённые египетским богам, в изобилии появлялись в Сирии и Финикии. Сильное воздействие египетская религия, по-видимому, оказала на древних евреев. Но египтянам, несмотря на обширные завоевания, так и не удалось создать огромную державу, империю, включавшую в себя множество стран и народов. Дело здесь, наверное, в том, что египтяне привыкли «складывать» своё государство из номов небольших областей, связанных друг с другом Нилом и общими хозяйственными интересами. Играть другими «кубиками» египтяне попросту не умели, поэтому мощное культурное влияние Египта на Переднюю Азию так и не привело к её присоединению на длительный срок к державе фараонов.

                                                 *

Принц Рахотеп и принцесса Нофрет. 2600 г. до н. э.

уровнем! — вода поднимается в августе — сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень её по­вышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот. Главная трудность при обработке самых плодо­родных затопляемых «нижних полей» связана с тем, что после спада воды влага распределяется не­равномерно — высоко расположенные участки те­ряют её слишком быстро, прибрежные же поля, на­оборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год. И египтяне придумали очень простое устройство, позволявшее регулиро­вать количество воды на полях по своему усмотре­нию. Почти так же, как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали воз­водить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего по­лёта долина Нила становилась похожа на расчер­ченный в клеточку тетрадный лист. Во время раз­лива вода попадала в «клеточки»-бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости — на­долго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров. Для поддержания этой слож­ной системы люди создали центры управления це­почками запруд — первые египетские города. Каж­дый город объединял вокруг себя небольшую об­ласть, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а её правителя —«номарх». Пра­вители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен-плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, сле­дили за тем, чтобы весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течение года более или менее поровну раздавалось всему населению. Но­мархи жестоко боролись друг с другом за верхов­ную власть над всей страной, разоряя города со­седей, угоняя их скот и обращая в рабство таких же египтян, как они сами. Ко времени образования

56

Кухонные принадлежности египтян.

Древнеегипетское военное судно (Древнее царство).

единого египетского царства (около 3000 г. до н. э.) таких номов насчитывалось примерно сорок.

Египтяне редко готовили себе еду сами — чаще всего они относили полученное зерно в специальные «столовые», в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень. Эти «столовые» тоже находились под надзором номархов или самого ца­ря, которого называли «фараон». Специальный чи­новник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлёбку, кашу и пи­во, он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.

Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в древ­нем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что при­меняли другие народы Древне­го Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. О том, как и что егип­тяне строили, мы расскажем позже, а пока посмот­рим, как и зачем они воевали.

Фараон, который чаще всего стоял во главе еги­петского войска, старался воевать быстро, чтобы уже через несколько месяцев вернуться домой, в столицу. Армия состояла из двух частей: небольшо­го отряда специально обученных и хорошо подго­товленных солдат и большого ополчения из кресть­ян, набранных в войско всего на несколько месяцев и временно освобождённых от полевых работ. Вражеские крепости египтяне не умели брать присту­пом, поэтому они их осаждали, на что уходило мно­го времени.

Связанные эфиоп и сириец — символ подвластных Египту народов.

Нередко египетское войско возвраща­лось домой после трёх-четырёхмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Круп­ные сражения случались редко — полководцы бе­регли солдат, которых они называли «стадом Бо­га». Рисковать не хотели ни египтяне, ни их про­тивники: нубийцы на юге, правители небольших сирийских и палестинских городов и хеттские цари на севере. Очень редко победа в войне приводила к захвату чужого царства, потому что управлять им было трудно и хлопотно. Фараоны предпочитали посадить на трон в чужой стра­не верного Египту правителя, а если он становился непокор­ным — заменить его другим, которого до поры до времени держали при дворе почётным заложником.

Главной целью войны была военная добыча — рабы, скот, редкие породы дерева, слоновая кость, золото, драгоценные кам­ни. После удачного похода фараоны возвращались с грудами богатств; многое доставалось и простым воинам. Солдат мог пригнать 3—5 рабов и либо вы­годно продать их на невольничьем рынке, либо ис­пользовать в своём хозяйстве. Жажда военной до­бычи была, однако, не единственной причиной, за­ставлявшей фараонов отправляться с войском в чу­жие края.

Дело в том, что Египет не имел хорошей дре­весины для строительства кораблей, рудников для

57

Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы превратить долину Нила в неприступную крепость. С за­пада и востока доступ в Египет был надёжно защищён Ливийской и Аравийской пустынями; на юге египтяне ещё в древние времена преградили путь врагам по Нилу, выстроив несколько мощных крепостей в южном Слоновьем номе. Самым уязвимым местом в обороне страны был север низовья в месте впадения Нила в Средиземное море были открыты для завоевателей. Когда власть фараонов в стране была сильна, именно здесь египтяне держали основную часть своего флота и сухопутной армии. Но во время восстаний против царской власти оборона северных рубежей резко ослаблялась, и азиаты-кочевники могли беспрепятственно проникать в Египет. В такие моменты «все азиаты становились подобны египтянам, а египтяне подобны чужеземцам, выкинутым на дорогу», как выразился Ипусер, свидетель одного из таких набегов коче­вников.

Около 1750 г. до н. э. нашествие кочевников-гиксо'сов, пришедших с севера, завершилось завоеванием Египта. У гиксосов было бронзовое оружие и колесничное войско этого оказалось достаточно для захвата ослабленной внутренними распрями страны. Несмотря на своё военное превосходство над египтянами, гиксосы не смогли установить прочную власть над всей долиной Нила. Южные номы Египта лишь на словах признавали главенство гиксосских царей, накапливая силы для борьбы против них.

Гиксосы быстро поняли, что им не под силу управлять завоёванной страной их было слишком мало, и их опыт степной жизни очень мало подходил к новым условиям. Поэтому гиксосы начали перенимать египетскую систему управления, верования и обряды. Правители гиксосов ко­роновались короной фараонов, принимали египетский цар­ский титул, приближали к себе египетских вельмож. Одновременно гиксосы поощряли переселение родственных им кочевников с Синайского полуострова в Египет, надеясь создать дополнительную опору своей власти.

Но все попытки гиксосов укрепиться в Египте оказались напрасными. Последние гиксосские фараоны жили, запершись в своей столице-крепости Аварис, построенной в низовьях Нила. Борьбу за освобождение Египта от чужеземцев возглавили правители Фив, основавшие восемнадцатую династию фараонов, наиболее блестящую династию в истории страны. В 1580 г. до н. э. последние отряды гиксосов были изгнаны из приморских областей Египта. Египетская легенда рассказывает о том, что побеждённым гиксосам был предложен выбор: покинуть Египет свободными или остаться в нём рабами.

Гиксосы предпочли второе такова была притягатель­ная сила египетской культуры, под влиянием которой они жили в течение 170 лет.

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почитанием. Египтяне очень часто задумывались о том, что ждёт человека после кончины; у них были сложные представления о жизни после смерти, о воскресении людей, исполнивших все необходимые обряды при жизни и похороненных должным образом. Считалось, что жрецы об­ладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечи­вающими людям вечную жизнь; наиболее важные из этих знаний были ещё в глубокой древности записаны в «Книге мёртвых», которая была священна для египтян. Только жрецы хранили в своей памяти тексты заклинаний и молитв, обращаемых к богам, дарившим людям тепло и свет, воду и урожай. Помимо магических знаний жрецы обладали навыка­ми возведения сложных архитектурных сооружений, умели следить за движением светил на небосводе, вычислять площади земельных участков, занимались врачеванием.

Как правило, фараоны и жрецы конфликтовали редко; их отношения по большей части были хорошо налажены. Жрецы прославляли царей, а фараоны освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство. Противоречия впервые возникли тогда, когда Египет начал активные военные действия в Передней Азии в эпоху Нового Царства (с 1580 г. до н. э.). Храмы требовали свою долю

добычи различных металлов и даже камня, необ­ходимого для строительства храмов и дворцов. Чем совершеннее становились египетские постройки и инструменты ремесленников, тем больше страна за­висела от ввоза нужных материалов из чужих кра­ёв. Широкое применение меди потребовало посто­янного присутствия египетских военных отрядов на Синайском полуострове, где находились самые бо­гатые медные рудники. Из Леванта же вывозили ценные породы деревьев. Ещё сложнее стало по­ложение Египта, когда около 1500 г. до н. э. стала широко применяться бронза — сплав меди и олова. Оружие, изготовленное из бронзы, было намного лучше медного, и армия, вооружённая бронзовыми мечами, стрелами и копьями с бронзовыми нако­нечниками, имела большое превосходство над про­тивником. Медь египтяне могли достать, а вот оло­вянных рудников поблизости не было, и знаме­нитым фараонам эпохи Нового Царства (1580— 1085 гг. до н. э.) Тутмосу III и Рамсесу II прихо­дилось вести длительные и тяжёлые войны в Сирии и Палестине вплоть до реки Евфрат, чтобы поста­вить под египетский контроль главные торговые пу­ти, по которым перевозили олово (см. ст. «Хеттское царство»). В отдельных случаях египтяне покупали необходимые им продукты и материалы, но чаще всего они стремились получить нужное силой.

Огромные богатства, накопленные фараонами, позволили египтянам строить так много, величест­венно и красиво, как не умел ни один народ на Древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший произво­дить довольно сложные математические расчёты. Имена самых знаменитых архитекторов дошли до нашего времени. Рабочих-строителей, возглавляе­мых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу — окончательную обработку больших каменных бло­ков, их шлифовку и укладку. Делалось это настоль­ко тщательно, что даже сейчас, спустя четыре с лишним тысячи лет, между многими каменными блоками невозможно вставить тонкое лезвие брит­вы — так плотно они уложены. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным строительным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие башню из деревянных кубиков. Прочность и устойчивость здания зависели от того, насколько хорошо «куби­ки» прилегают друг к другу.

Самые простые работы — перетаскивание тяжес­тей, грубое обтёсывание камней, прокладка дорог к месту стройки — доставались согнанным из ближ­них деревень крестьянам. Начальники заботились, чтобы они не сидели сложа руки даже во время разлива Нила, когда работы на полях не было. Труд рабов на стройках использовали редко. Хотя рабов в Египте всегда было немало, до эпохи Нового Цар­ства они занимались в основном домашним хозяй­ством: пекли, стирали, убирали комнаты, сторожи­ли дом хозяев, ткали холсты, ухаживали за домаш­ней птицей.

58

Свободных египтян чиновники фараона соединяли в «рабо­чие отряды», состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как обработка полей, рытьё каналов, прокладка дорог, строительство зданий. В эпоху Древнего Царства (2800—2250 гг. до н. э.) рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Во времена Среднего Царства (2050—1750 гг. до н. э.) вельможи уже обзавелись собственными зависимыми людьми и распоря­жались ими по своему усмотрению.

Самые крупные храмы и пирамиды строились десятиле­тиями. Храм, не достроенный одним царём, завершал его пре­емник на троне, а вот пирамида иногда оставалась незавер­шённой. Пирамиды — это гробницы фараонов; гроб с телом царя, превращённым мастерами в нетленную мумию, уста­навливался в потайном помещении внутри пирамиды; входы в погребальную комнату и в саму пирамиду закладывались камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с пер-

добычи — ведь они снабжали войско фараона и людьми, и скотом, и зерном. В то же время «новые люди», выходцы из низов египетского общества, служившие в армии, были не согласны с таким разделом и претендовали на большую часть захваченного. Столкновение было, по-видимому, таким острым, что около 1500 г. до н. э. при царице Хатшепсут Египет был даже вынужден на время прекратить походы в Сирию и Палестину. Выход был позднее найден в усиленном ограблении зав­оёванных стран: захваченных рабов, скота и зерна должно было хватить на всех. С 1400 по 1200 г. до н. э. неподалёку от Фив были построены самые роскошные египетские храмы Карнак и Луксор; их строительство должно было символизировать восстановление союза между царской властью и жрецами.

                                                     *

Пирамида Джосера.

59

 

 



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Мост через Евфрат; 2 — Нухар; 3 — Этеменанки; 4 — Священные ворота. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мост через Евфрат; 2 — Нухар; 3 — Этеменанки; 4 — Священные ворота.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)