Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ




В конце XIII в. до н. э. Палестина стала землёй обетованной для еврейских племён, вытеснен­ных из Верхней Месопотамии вместе с други­ми семитскими племенами амореев-сутиев. Коче­вым племенам, пришедшим из пустыни, Палестина действительно могла показаться райским уголком, хотя на самом деле это страна контрастов. Здесь есть и пустыни, и плодородные долины, и нагорья, и болота, и горы со снежными вершинами. Земля Ханаан (так древние евреи называли Палестину), в которую бог Яхве повелел идти Аврааму, леген­дарному предку всех еврейских, арамейских и араб­ских племён, оказалась оживлённым перекрёст­ком. Через неё проходили важные торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды, связанные с возможностью конт­ролировать торговлю огромного региона, сталкивало державы Древнего Востока в стремлении ус­тановить господство над Палестиной. Она была постоянным полем сражений, по её тропам шло непрекращающееся движение не только торговых караванов, но и войск враждующих сторон. На определённом этапе развития еврейского народа это обстоятельство предопределило многое в его исто­рической судьбе.



История древнееврейского народа нашла отра­жение в Библии — уникальном своде мифолого-религиозных преданий и трактатов, исторических хроник и романтических повестей. Но восстано­вить, как развивались события во время появления еврейских племён в Палестине, по текстам Библии невозможно. Согласно Библии, прежде чем прийти в Палестину, израильтяне, потомки внука Авраа­ма, Иакова (его второе имя — Израиль), обосно-

67

вались в Египте. Там они попали в раб­ство. Стенания угнетённого народа ус­лышал Бог Яхве и призвал Моисея, ев­рея из «колена» (племени) Левия, вывести народ израильский из Египта. На Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей — за­претов и повелений, регулирующих поведение че­ловека перед Богом. Между народом Израиля и Бо­гом был заключён договор — «завет». Народ обещал исполнять волю Бога, за что Яхве даровал ему зем­лю Ханаан. Нарушение «завета» грозило жестоки­ми карами, вплоть до полного истребления народа. Моисею не было суждено ступить на землю Хана­ана. Предводителем еврейских племён, появивших­ся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина. Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе из него учёные считают мифом, не под­тверждаемым историческими источниками. Мои­сей и Иисус Навин — такие же, очевидно, мифичес­кие герои, как и богатырь Самсон, побивший, как рассказано в Библии, враже­ское войско одной ослиной челюстью.

Утверждение еврейских племён в Палестине прохо­дило в жестокой и длитель­ной борьбе с древнейшими обитателями этой земли ханаанеями — семитами, гово­рившими на языке, близком еврейскому. Одновременно евреям приходилось отби­ваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчи­нить своему влиянию древ­нюю Палестину пытались хетты и Египет. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза племён в государство. В XIII в. до н. э. в Палестину вторглись филистимляне, участники переселения «народов моря» — разнооб­разных по происхождению племён, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на некоторое время избавилась от тя­гостного внимания соседних великих держав, что и позволило создать в Палестине довольно сильное государство Израиль. Время его существования — самая любимая для еврейского народа страница его истории, его золотой век.

12 «колен» Израиля объединились для борьбы против филистимлян, сумевших закрепиться на плодородной прибрежной полосе Палестины. Своим царём израильтяне избрали Саула из «колена» Ве­ниамина (около 1030 г. до н. э.). Саул одержал ряд побед над филистимлянами и изгнал их из большей части Палестины. Но затем начались неудачи, выз­ванные претензиями на власть со стороны честолю­бивого и умного Давида из племени Иуды. Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимля­нами, царём был избран зять Саула Давид (1004 г. до н. э.). Он изгнал завоевателей из страны, подчинил последние независимые ханаанские города-го­сударства и в 995 г. до н. э. взял их неприступный, расположенный на скале город Иерусалим. Этот го­род стал столицей его государства, границы кото­рого значительно расширились. Давид контролиро­вал теперь всю торговлю между Египтом и Между­речьем. При нём Иерусалим стал не только поли­тическим, но и религиозным центром Израиля. Сю­да был перевезён Ковчег Завета, священный ларец, в котором, по представлениям евреев, незримо пре­бывала магическая сила их сурового Яхве, ставше­го верховным божеством еврейского пантеона.

Библия рассказывает, что у Давида было много­численное и сварливое потомство, с которым ста­рый царь никак не мог справиться. Уже при его жизни при дворе начались интриги и борьба за власть. После смерти Давида его младший сын Со­ломон, убив брата и его приверженцев, в 965 г. до н. э. стал царём Израиля. Соломон оказался энер­гичным правителем и ловким дипломатом. Полу­чив в наследство богатое и сильное государство, он при­умножил его мощь. Соломон заключил союз с Египтом и Финикией, установил конт­роль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и вместе с фини­кийцами занялся морской торговлей. По всей стране возводились мощные крепос­ти, а в Иерусалиме с помо­щью финикийских архи­текторов и ремесленников были построены царский дворец и храм Бога Яхве.

Грандиозное для неболь­шой страны строительство, многочисленное чинов­ничество и наёмное войско требовали больших средств. При Соломоне в царстве Израиль вводятся единая налоговая система, десятина и трудовые по­винности. Племя Иуды, откуда происходили Давид и Соломон, получило ряд привилегий, что вызвало недовольство других племён. К тому же Египет, не желавший усиления государства Израиль, начал оказывать помощь всем его противникам. В 925 г. до н. э. после смерти Соломона единое государство Израиль распадается на два независимых и посто­янно враждующих друг с другом царства: южное — Иудею и северное — сохранившее название Изра­иль.

Распад страны совпал с наступлением на Палес­тину соседних крупных держав, которое закончи­лось катастрофой для еврейского народа. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил столи­цу нового Израиля Самарию, разорил город и увёл в Ассирию значительную часть населения государ­ства. Израильское царство навсегда сошло с исто­рической арены, а уведённые в плен без следа раст­ворились среди населения Ассирийской державы.

 

Евреи. Исход из Египта.

68

Стена плача.

Иудея осталась в стороне от ассирий­ского нашествия и сохранила свою не­зависимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском царстве появляет­ся надежда на восстановление былого могущества. Но по следам Ассирии пошли сначала Египет, а за­тем Вавилония. В 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II взял столицу Иудеи Иеру­салим, разрушил храм бога Яхве и значительную часть населения увёл в Вавилонию. Так началось знаменитое «вавилонское» пленение. Иудеи, пере­селённые в Вавилонию, не утратили своей нацио­нальности, как это случилось с уведёнными в Ас­сирию израильтянами, прежде всего потому, что из­гнание не было долгим. Уже в 538 г. до н. э. иран­ский царь Кир II после взятия им Вавилона раз­решил иудеям вернуться на родину.

Бедствия, обрушившиеся на Израиль и Иудею, привели к мучительной и трагической переоценке ценностей. Большая роль в этом принадлежала так называемым «пророкам», возглавившим новое ре­лигиозно-политическое движение сначала в Палес­тине, а затем и среди переселённых в Вавилонию иудеев в течение VI—V вв. до н. э. В своих пропо­ведях они предсказывали судьбу народа, обличали неправду и зло, выступали против неправедного бо­гатства и угнетения народа. Пророки призывали ев­рейский народ признать Бога Яхве единственным Богом, творцом, избравшим еврейский народ, что­бы он возвестил миру истину. Все беды они объяс­няли тем, что евреи нарушили «завет», заключён­ный Моисеем с Богом Яхве. Только строгое соблюдение заповедей, данных Богом Моисею, могло, по их утверждениям, спасти еврейский народ и воз­родить былую славу Израиля.

Культ Бога Яхве становится для иудеев симво­лом национального единства, а восстановление на­циональной самостоятельности неразрывно связы­вается с восстановлением храма Яхве в Иерусали­ме. Поэтому после того, как Кир II разрешил евре­ям вернуться на родину, священники иерусалим­ского храма стали высшей религиозной и полити­ческой властью Иудеи.

Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная ожесточённая борьба за независи­мость. После завоевания Иранской державы Алек­сандром Македонским Иудея вошла в состав его го­сударства, а затем попеременно становилась добы­чей то птолемеевского Египта, то правителей дер­жавы Селевкидов.

Внутренняя жизнь Иудеи III—II вв. до н. э. от­личалась большим напряжением. Находясь под уп­равлением эллинов, она подвергалась сильному влиянию греческой культуры. Различные слои об­щества Иудеи относились к этому по-разному. Ост­ро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ сохранять свою обособленность, строго соблюдая «завет», или стать открытым для восприятия элли­низма. В 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV под угрозой смертной казни запретил выпол­нять законы Яхве. Это послужило толчком к на­чалу Маккавейской войны (167—142 гг. до н. э.). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода Хасмонеев и его сыновья. Война, получившая

Пророки.

70

название по прозвищу одного из его сыновей, Иуды Маккавея, закончилась обретением независимости. Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.), казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в состав государства всю Палестину, и оно стало приобре­тать черты эллинистической монархии. Победа ук­репила в иудеях веру в действенность договора с Яхве, в их «избранность». Но изменения в экономи­ческой и политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые открыли бы воз­можности для диалога с окружающим миром.

Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры и государственности, ис­текло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпей. После трёх­месячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе.

Вхождение в состав Римской империи не изме­нило характера борьбы между различными группи­ровками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Выс­шее духовенство и крупные землевладельцы соста­вили «партию» саддукеев, выступавшую за сотруд­ничество с римскими властями и против чересчур мелочного соблюдения «завета». Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполне­ния воли Бога, но недостаточно последовательно бо­ролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» ста­ло синонимом лицемера).

В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распростране­ние вера в скорое пришествие избавителя, мессии, посланника Бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сы­гравшие большую роль в возникновении христиан­ства. Зелотов римляне называли «сикариями» (убийцами), т.к. те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне (66— 70 гг. н. э.).

В 66 г. н. э. в городе Цезарее произошло столк­новение между эллинизированной частью населе­ния, поддержанной прокуратором Гесием Флором, и сторонниками «завета». В ответ на это римский гарнизон в Иерусалиме был перебит, и восстание охватило всю Иудею. Император Нерон направил против восставших войска под командованием Тита Флавия Веспасиана (см. ст. «Римские император­ские династии»). Римлян встретило ожесточённое сопротивление, но многие из фарисеев, принявших участие в восстании, испугались его размаха и пе­решли на сторону Рима. Среди них был военачаль­ник Иосиф Флавий, написавший впоследствии «Ис­торию Иудейской войны». Он происходил из знат­ной еврейской семьи, принадлежавшей к влиятель­ному иерусалимскому жречеству. Потерпев ряд по-

Казнь восставших зелотов.

71

ражений, Иосиф Флавий сдался в плен римлянам и помогал им в покорении Иудеи.

В 70 г. сын Веспасиана Тит с огромной армией осадил Иерусалим. Жители города защищались с необыкновенным мужеством. С потрясающей силой описана трагедия города в истории Иосифа Флавия. Люди, истощённые голодом и болезнями, умирали прямо на улицах. Когда город сдался, Тит приказал сровнять его с землёй. Иерусалимский храм был разрушен, и иудеям под страхом смертной казни запретили входить в город. Оставшееся в живых население было продано в рабство.

В течение 60 лет стоял в разрушенном Иеруса­лиме прославившийся своей жестокостью Десятый римский легион. Император Адриан во время по­ездки по восточным провинциям пришёл к мысли решить проблему Палестины путём насильственной ассимиляции иудеев. В 131 г. он основал в Иеруса­лиме колонию Элия Капитолина, а на месте раз­рушенного храма хотел построить святилище Юпи­тера Капитолийского.

Осквернение святого места подняло в 132 г. иу­деев на новое восстание. Во главе его стоял Симон Бар-Кохба («Сын звезды»). Он освободил на корот­кий срок Иерусалим и большую часть Палестины и объявил себя царём Израиля. Адриан послал про­тив повстанцев своего полководца Юлия Севера, ко­торый снова занял Палестину и в 136 г. захватил последнюю крепость восставших — Бетар. В Бетаре погиб Бар-Кохба, а оставшиеся в живых были про­даны в рабство или бежали из страны, которая под­верглась беспощадному опустошению.

Вторая Иудейская война довершила процесс рас­сеивания евреев по всему свету. Уже вавилонское пленение положило начало так называемой диаспо­ре — рассеиванию. В иранский и эллинистический периоды вынужденное изгнание превратилось в до­бровольную эмиграцию. Большие еврейские коло­нии существовали в Вавилоне, в Египте на острове Элефантина и в Александрии, в Риме тоже была довольно значительная по численности еврейская община. После восстания Бар-Кохбы диаспора ох­ватила Грецию, Македонию, Киренаику.

Греческий географ Страбон писал: «Евреи насе­ляют почти все города, и в мире нелегко найти мес­то, где бы не жили представители этого племени». Религиозное и национальное чувства, обострённые трагической судьбой их родины, связывали евреев диаспоры крепкими узами и не давали растворить­ся среди народов, к которым забрасывала их судь­ба.

Штурм крепости.

72

Император Тит

и писатель Иосиф Флавий

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7