Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литейный мост, как воплощение мировых технических новинок



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
Литейный мост, как воплощение мировых технических новинок 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Литейный мост соединяет центральную часть города (по оси Литейного проспекта) с Выборгской стороной (улица Академика Лебедева). В районе моста Нева достигает максимальной глубины — 24 метра.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Решение о сооружении моста было принято на самом высоком государственном уровне. Необходимость в этом возникла тогда, когда в конце 19 века Выборгская сторона приобрела статус быстро развивающегося центра фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост стал катастрофически не справляться с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Такое положение дел заставило принимать срочные меры, и вот 22 августа 1869 года городская Дума Петербурга вынесла свой вердикт: «Быть новому мосту!». С этого момента был объявлен большой конкурс, в котором участвовали многое иностранные инженерные и архитектурные гении, представившие свои проекты. Из 17-ти предъявленных на конкурс, победу одержал проект русского военного инженера А.Е.Струве, который предложил самое экономичное и элегантное решение. Так, в 1875 году, 30 августа, и были начаты работы по строительству нового моста, руководить которыми был назначен А.Е.Струве, а помогали ему в этом инженеры Баторский, Мазинг Вратновский, и Альберт. Нужно отметить, что впервые в России при сооружении этого моста был применен кессонный метод строительства. Заключался он в том, что на дно Невы, достигающее в этом месте своей максимальной глубины, опускались большие металлические ящики. Затем, под большим давлением из них выкачивалась вода, после чего в кессоны могли спускаться рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи. На этом, технические новинки, не встречавшиеся в мире до того времени, и примененные в строительстве Литейного моста, не заканчивались. Широкое и смелое применение стали в качестве материала при изготовлении несущих элементов пролетных строений, было в те дни настоящей сенсацией. Кроме того, Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенный электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку, названную свечой Яблочкова. После того, как ученый запатентовал свое изобретение в Европе, он вернулся в Россию и открыл электротехнический завод, надеясь наладить свое дело. Но, вот странность, консервативные соотечественники не торопились покупать новинку. Ситуацию спасли, подрядчики, строившие мост, которые решили опробовать изобретение. Так, Литейный мост вошел в мировую историю инженерных сооружений и архитектуры.

Нельзя не отметить, что при строительстве моста не обошлось и без трагичных моментов. Дело в том, что неблагоприятные условия при подводных работах, привели к человеческим жертвам. Так, 16 сентября 1876 года пять человек погибло, когда жидкий грунт со дна Невы хлынул в кессон из-за резкого оседания опоры. Еще девять жизней рабочих было унесено взрывом в одном из кессонов, когда производились работы по закладке фундамента под речные опоры.

Не смотря на эти неудачи, сооружение моста было закончено в намеченный срок, и 30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил чин генерал-майора. Решением городской Думы, новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, не прижившееся название кануло в лету, да и по правде сказать, народное название моста звучит гораздо органичнее.

Возведенный мост предстал шестипролетным сооружением. Пять пролетов его перекрывали арочные клепанные металлические пролетные строения, а шестой пролет с разводным механизмом, располагающийся у левого берега Невы, перекрывался поворотной решетчатой фермой, так же сделанной из металла. При разводке моста, эта ферма вращалась на вертикальной оси, располагающейся на первой массивной и широкой речной опоре. Интересно, что разводка моста, предназначенная для свободного пропуска судов, приводилась в действие при помощи простейшего механизма, который функционировал с помощью восьми сильных рук рабочих. Со временем, разводное устройство моста было модернизировано и заменено на водяную турбину, мощностью 36 литров, питавшуюся от городского водопровода. К слову сказать, Литейный на тот период времени, был единственным мостом, имеющим такую систему разводного пролета.

Ограждением моста послужили перила двух видов. На разводном пролете были установлены металлические, кованные и с простым рисунком перила, которые казались легкими, почти прозрачными. На остальном протяжении конструкции моста перила тяжелые, с чугунными литыми секциями между такими же стойками. Справедливым будет отметить, что перила Литейного очень красивы и представляют собой по истине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга - щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину. Замечательно, что в рисунке решетки перил проступает тенденция, характерная для архитектуры 2-й половины 19 века - смешение стилей. Например, меандр, окаймляющий каждое ее звено, по праву считается излюбленным мотивом античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают стиль барокко.

Во время Великой Отечественной войны мост пострадал от попадания бомбы, которая буквально пробила его. Поэтому, а так же в целях улучшения плавания судов, в 1966-1967 годах мост был практически обновлен и реконструирован по проекту архитектора Ю. И. Синицы и инженеров Н. Д. Шипова, К. П. Клочкова, Л. А. Вильдгрубе. Руководить этим процессом был назначен инженер Ю. Р. Кожуховский. В ходе реконструкции были заменены металлические строения, а разводной пролет, ставший раскрывающимся, перенесен к более глубокой части русла Невы. Необходимость такого совершенствования возникла из-за того, что прежний разводной пролет был мелок и тесен для крупных морских судов, которые в большом количестве стали приходить в Петербург из Волго-Балтийского канала. Ширина моста также существенно изменилась – ее увеличили на 10 метров, благодаря чему на мосту появилась возможность организовать трехрядное движение транспорта. Разводное крыло моста достигло 55 метров и рекордного в мировой практике веса, а разводной механизм, снабженный гидроприводом, стал поднимать разводное пролетное строение, массой в 3225 тонн всего за 2 минуты. Реконструкция коснулась и внешнего вида моста, например, исчез огромный бык, расположенный вблизи берегового устоя, ранее служивший основой для вращения разводной части и так не вписывающийся в общий силуэт сооружения. Не остались без внимания и ограждения, которые были сохранны в первоначальном виде, и фонари, которые были заменены на новые, оформленные в духе художественных особенностей самой ограды. Одновременно, под мостом, были выложенные пешеходные дорожки, имеющие гранитные спуски к воде. На обоих берегах реки, на въездах на мост, были сделаны развязки движения транспорта в двух уровнях.

На сегодняшний день, облик Литейного моста в некоторой степени перекликается с контурами своего предшественника, но выглядит вполне современно. Пролеты его перекрыты стальными балками, очертаниями которым служат плавные кривые линии. Опоры моста одеты в нежный, светло-розовый гранит. Тем не менее, Литейный мост представляет собой типичное инженерное сооружение эпохи развития капитализма, когда даже к таким масштабным объектам градостроительной архитектуры, не предъявлялись особые художественные требования.

 

Заклёпкин мост».

 

Большеохтинский (первоначально Охтенский, затем Охтинский, и мост Петра Великого) — мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет исторический центр города (по трассе Тульской улицы) с районом Малая Охта (Красногвардейская площадь).

Большеохтинский мост, соединяющий берега Невы, расположен недалеко от Смольного института, между Красногвардейской площадью и Тульской улицей. Тут, на одной стороне Невы - Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта, ведущий прямой дорогой к Смольному, а на другой стороне - Красногвардейская площадь, с которой дорога выводит к реке Охте, а дальше – в жилые кварталы, постройки еще сталинской эпохи.

Длина моста достигает 335 метров, а ширина – 23,5 метра. В общей сложности масса всех металлоконструкций Большеохтинского составляет 8920 тонн, в том числе масса противовесов — 1065 тонн.

Свое название – Большеохтинский – мост получил от речки Большая Охта, впадающей неподалеку в Неву. Однако справедливо будет отметить, что первоначально он был назван мостом Императора Петра Великого. Строительство его было задумано в 1901 году, когда для разработки проекта был объявлен международный конкурс. 16 проектов из разных стран мира, в том числе Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Голландии и Испании, приняли участие в соревновании за право быть утвержденным. Но победителем, конечно же стал только один – внеконкурсный проект профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова, которые представили свое детище под девизом «Свобода судоходству!». Доработкой проекта занимались инженеры П. М. Шелоумов, С. П. Бобровский, Г. П. Передерий. Замечательно, что работы по строительству моста были проведены на редкость быстро, начавшись в 1908 году, они были закончены уже через три года. Руководить строительством моста взялся сам создатель проекта - Г. Г. Кривошеин. Разводной пролет и его механизм выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком на остальные работы была нанята одна из варшавских строительных фирм. Построенный в 1911 году мост явился одним из уникальных строений в Европе, ведь длина его неразводных пролетов в 136 метров по представлениям 20 века считалась просто рекордной для подобных городских мостов.

В целом, вся конструкция моста разделена на три части. Необычность его силуэту придают два боковых пролета, украшены гигантскими сквозными металлическими строениями в виде арок, перекрывающих пролет и образующих своеобразную крышу. К этим исполинским аркам словно подвешена проезжая часть моста. Двукрылое, также клепаное и металлическое строение перекрывает средний разводной пролет сооружения и по длине своей насчитывает 48 метров. Крылья разводной части, при необходимости, раскрываются вверх и вращаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Опоры моста, одетые в гранит, имеют кессонные основания, за исключением левобережного устоя, который сооружен на свайном основании. Так же облицованы гранитом спуски к воде у береговых опор моста и башни управления подъемными механизмами, оформленные в виде маяков и расположенные по обеим сторонам разводного пролета. Башни эти, возвышающиеся над арочными фермами, увенчаны фонарями, имеющими четырехгранную, кубическую форму. Полукруглые и низкие башенки, похожие на уменьшенные копии средневековых крепостных башен, пристроены к одной из сторон каждой башни и завершаются остроконечными полукуполами, сочетая в себе модерн и романский стиль архитектуры. На стенах башен прикреплены шесть бронзовых досок, на которых увековечены имена строителей этого шедевра. Оформление моста завершают тяжелые металлические порталы на въездах, ригели которых очерчены многоцентровой кривой, а стойки-пилоны, имеющие вертикальные прорези, украшены улиткообразными держателями, на которые подвешены плоские многогранные фонари.

К слову сказать, внешний облик возведенного моста привел в восторг не многих. Создателей сооружения обвиняли в том, что мост кажется весьма громоздким, в то время как его центральная часть выглядит со стороны чересчур тонкой. Звучали так же замечания по поводу того, что разные элементы в оформлении конструкции моста не слишком сочетаются друг с другом, а сам мост и вовсе не вписывается в окружающий его пейзаж. Так или иначе, но мост был построен, и с этим решились многие транспортные проблемы, стоявшие так остро еще при Николае I , когда сообщение Большой Охты с центральной частью города производилось лишь путем лодочной переправы. К тому же, менее консервативные петербуржцы сочли новое строение нестандартным, оригинальным и в какой-то степени по-своему красивым. Интересно, что почти сразу же после открытия моста, по Петербургу пронесся слух, что на счастье в него поставили одну золотую заклепку, покрытую сверху тонким слоем железа. Однако, проверить правдоподобность этого предположения не представлялось возможным, ведь в конструкцию моста вошли не менее миллиона одинаковых заклепок. Тем не менее, до сих пор в народе Большеохтинский мост называют «Заклёпкиным мостом».

В 1982—1983 годах стараниями инженеров Р. Р. Шипова и А. Д. Гутцайта, а так же архитекторов Н. А. Дибцева и Ю. Г. Шиндина была осуществлена транспортная развязка посредством путепровода на правом берегу Невы.

В 1990-х годах Большеохтинский мост удостоился капитального ремонта и был реконструирован, сохранив, тем не менее, свою прежнюю конструкцию и внешний вид. Об этом позаботились инженера В. М. Жирухин, В. А. Паршин и Н. Г. Тихомиров. Клепанные металлоконструкции разводного пролета были заменены цельносварными, поврежденные заклепки на арочных фермах сменились высокопрочными болтами, а электромеханический привод разводного механизма заменен на электрогидравлический. Проезжую часть моста стала покрывать металлическая ортотропная плита с асфальтобетонным слоем. По общему счету, на ремонт сооружения ушло более 48 000 квадратных метров асфальта и около 10 000 кубометров бетона, а так же около 4 000 квадратных метров поверхности конструкции были вновь облицованы гранитом. С 1997 года и по сей день, Большеохтинский мост открыт для движения, и является одной из достопримечательностей Петербурга. Тем более, что после мастерски выполненной художественной подсветки, для которой на пролетных сооружениях было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 Ватт, мост преобразился и стал выглядеть волшебно, особенно в ночное время суток.

 

Заключение.

Санкт-Петербург не случайно называют культурной столицей России. Доказательством тому являются яркие представители культуры этого города. Все лучшие стихи, живописные полотна и эмоциональная музыка написаны под влиянием необыкновенной романтики и нескончаемой харизмы Санкт-Петербурга.

В XVIII веке вместе с рождением Санкт-Петербурга была сотворена столь же неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Процесс взаимодействия «своего» и «чужого» был естественным, органичным. Результаты же — воистину окрыляющими. Родились новые виды и жанры искусств, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Недаром огромное количество людей стремятся увидеть чудную жемчужину России «Северную Венецию», с её уникальной архитектурой. Особый романтичный облик городу придают неповторимые петербуржские мосты. Мосты — неотъемлемая часть архитектурной панорамы Санкт-Петербурга, органично вошедшая в прославленные ансамбли. Вероятно, представить себе Санкт-Петербург без мостов так же немыслимо, как, например, Нью-Йорк без небоскребов или Египет без пирамид. Они явили собой потрясающий сплав инженерной, искусствоведческой и дизайнерской мысли. Несомненно каждый из мостов уникален, но наибольшей популярностью пользуются крупнейшие разводные мосты, такие как Благовещенский, мост Александра Невского, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский. Все они перекинуты через главную реку города и именно с этими мостами у большинства иностранцев и граждан России ассоциируется великий Петербург.

Библиография.

1. Надёжин Б. М. Мосты и путепроводы в городах. М., 1964, С.96.

2. Гибшман Е. Е. Проектирование деревянных мостов. М., 1965, С.176.

3. Евграфов Г. К. Богданов Н. Н. Проектирование мостов. М., 1966, С.143.

4. Ефимов П. П. Архитектура мостов. М.: Издательство ФГУП «Информавтодор», 2003, С.212.

5. Ильясевич С. А. Металлические коробчатые мосты. М., 1970, С.175.

6. Назаренко Б. П. Железобетонные мосты, 2 изд. М., 1970, С.197.

7. П. Степнов, Ю. Новиков. Мосты и набережные Ленинграда. Л: Лениздат, 1991, С.95.

8. Г. И. Богданов. Мосты и Петербург. Санкт-Петербург: ООО «Белое и Черное», 2007, С.243.

9. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971, С.186.

10. Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. СПб: Глагол, 2002, С.99.

11. Бунин, М. С.. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. Л.: Стройиздат, Ленингр, 1986, С.280.

12. Фролов А.И. Санкт-Петербург от А до Я. Спб., 2005, С.235.

13. Ж. Леврон Лучшие произведения французких архитекторов прошлого Москва Стройиздат 1986, С.184.

14. Антонов Б. И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. СПб: Глагол, 2004, С.84.

15. Антонов В. В. Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб: Лики России, 2003, С.274.

16. В. В. Антонов. Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Каталог выставки. Ленинград, 1988, С.43.

17. Р. А. Нежиховский. Река Нева и Невская губа. Л.: Гидрометеоиздат, 1981, С.196.

18. Б. К. Пукинский. 1000 вопросов и ответов о. Л.: Лениздат, 1981, С.432.

19. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века «Рассвет на Неве» Москва «Просвещение» 1995, С.256.

20. В.И. Плотникова. История русского искусства. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва. «Изобразительное искусство» 1980, С.275.

21. М. Иогансен, В. Лисовский. Ленинград, «Искусство» Ленинградское отделение 1979, С.78.

22. Н.И. Глинка. Беседа о русском искусстве XVIII века. Санкт-Петербург, Издательский дом «Книжный мир»2001, С.297.

23. Санкт-Петербург «Что? Где? Когда?» издательство «паритет» 2000, С.254.

24. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 – 1910 годов. М., 1978, С.165.

 


[1] Ж. Леврон Лучшие произведения французких архитекторов прошлого Москва Стройиздат 1986 С.74

 

[2] А. Пушкин, ("Арап Петра Великого")

[3] Фролов А.И. Санкт-Петербург от А до Я. Спб., 2005 С.32

 

[4] Г. И. Семирадский

[5] Ефимов П. П. Архитектура мостов. М.: Издательство ФГУП «Информавтодор», 2003 С.22

 

[6] Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971 С. 43

[7] А. Пушкин, ("Медный всадник")



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
Литейный мост, как воплощение мировых технических новинок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литейный мост, как воплощение мировых технических новинок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)