Метод сравнительной рейтинговой оценки
Методы оценки конкурентоспособности
В процедуре реализации методики сравнительной рейтинговой оценки выделяются этапы: · сбор и аналитическая оценка исходной информации за оцениваемый период времени; · обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки и их классификация; · расчет итоговых показателей рейтинговой оценки; · ранжирование предприятий по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. При ее построении используются данные о рыночном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования ресурсов и другие показатели. Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности включает группы показателей оценки: ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности, рентабельности. В основе итогового показателя рейтинговой оценки - сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым предприятиям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения выступает как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели принимают оптимальные значения. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента. В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности определенных действий. 1. Исходные данные представляются в виде матрицы ( ,), где - номер показателя, а - номер предприятия. 2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия ( ). 3. Исходные данные предприятия стандартизируются в отношении соответствующего эталонного показателя по формуле (1), если -ый показатель максимизируется и по формуле (2), если - минимизируется:
где - стандартизированные показатели состояния -ого предприятия. 4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле (3):
где - рейтинговая оценка -го предприятия. Для наглядности представления данных целесообразно проранжировать (как-то не по-русски) предприятия в порядке убывания их рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальными значениями сравнительной оценки. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и предприятий не накладывается. Алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса или в динамике [5]. Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Вместо формулы (3) можно использовать формулу (4):
Выше представленная формула (4) позволяет избавиться от необходимости расчета эталонных значений, но накладывается дополнительное условие: показатели должны иметь одинаковую направленность. В зависимости от направленности показателей наивысшим рейтингом будет обладать предприятие: · рейтинг, которого максимально удалено от начала координат, при показателях стремящихся к максимуму; · рейтинг, которого наиболее близок к нулю, при показателях стремящихся к минимуму. Рейтинговые оценки, полученные по формулам (3) и (4) не учитывают в себе степени влияния исходных показателей. Согласно этим способам расчета все исходные показатели одинаково влияют на результат, что естественно не соответствует действительности. Для преодоления этого недостатка и приближения расчета к действительности, можно дополнительно ввести в формулы коэффициенты влияния ( ) показателей на результат расчета. После модификации формулы (3) и (4) будут выглядеть:
где коэффициент влияния -го показателя [8]. Отметим достоинства рассмотренного метода комплексной оценки: · является сравнительной, а значит, учитывает реальные достижения всех конкурентов; · доступность исходной информации; · используется гибкий математический алгоритм; · варьирующийся (гибкий) набор исходных показателей. При всех достоинствах данный метод обладает явным недостатком: · большой субъективизм при выборе исходных данных и при оценке их степеней значимости;
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |