Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Представительство музеев в сети Интернет




В конце 1990-х гг. все более популярными становятся электронные публикации музеев, доступ к которым осуществляется посредством Интернет. Самый распространенный сервис сети Интернет – это «Всемирная паутина WWW». В Интернете хранится и передается самая разнообразная информация, в том числе по культуре, истории, искусству, причем основная масса информации предоставляется бесплатно. Многое из того, что хранится в Интернете, может представлять большой интерес как для широкой публики, интересующейся культурным наследием, так и для музейных специалистов и ученых-музеологов. Для исследователей истории музейного дела Интернет открывает принципиально новые возможности: получение самых свежих новостей по интересующим вопросам, возможность живой и оперативной переписки с партнерами и коллегами, возможность организации прямого диалога между музеем и посетителем, доступ ко всем электронным публикациям, хранящимся в Интернете, которые могут быть использованы в самых разнообразных сферах музейной деятельности и научного исследования.

Сайты музеев в Интернете имеют ряд специфических особенностей по сравнению с ЭП на дисках. Обычно структура сайта включает данные, носящие оперативный характер, например, «Сведения о действующих выставках», «Переписка с посетителями сайта», «История музея», «Контакты» и другая информация, которая может использоваться исследователем [10, с. 531].



Несомненный интерес для исследователя музейного дела представляют проекты создания в Интернете баз данных, содержащих высококачественные изображения шедевров, хранящихся в музеях и в частных коллекциях. Это, например, проект Европейского сообщества MUSEUM ON LINE (http://www.museums-online.com), проект коммерческой фирмы Corbis. С точки зрения технологии работы пользователя, подобные проекты очень похожи: исследователь может заказать просмотр всей базы данных или выбрать необходимые ему для просмотра произведения по ключевым словам. На экране будут представлены изображения небольшого размера с кратким описанием. Выбрав необходимые изображения, пользователь может сделать заказ на получение высококачественных слайдов этих изображений за определенную плату [15]. Примером российского проекта представления БД в Интернете является сайт Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника (http://www.rybmuseum.ru).

Особое место в Интернете занимает специфический класс сайтов – так называемые виртуальные музеи, которые дают наглядное представление исследователю об отдельных музейных предметах. Это музеи, которые не существуют в действительности, а являются плодом творчества из создателей. Тем не менее, музейные предметы, изображения которых размещены на данных сайтах, существуют реально, но обычно в силу объективных причин (например, плохая сохранность) не доступны посетителю музея или хранятся в разных музеях различных регионов мира, и собрать их в одной экспозиции не представляется возможным [8, с. 210]. Один из наиболее удачных проектов такого рода – «Виртуальный музей русского примитива» (http://www.museum.ru/museum/primitiv/), созданный по инициативе заведующего лабораторией музейного проектирования Академии наук Российской Федерации Лебедева А.В. и Российской сети культурного наследия. Виртуальный музей имеет проработанную схему музейного помещения, можно самостоятельно задавать маршрут экскурсии, во время которой посетитель знакомится с экспонатами. Наиболее полезная для исследователя информация размещена в разделе «Каталог», который предоставляет перечень имеющихся на сайте произведений искусства. Здесь ученый может не только ознакомиться с иллюстративным материалом, но и выяснить местонахождение данных музейных предметов [1].

Для получения полного перечня музеев России был специально создан сервер «Музеи России» (http://www.museum.ru), где собрана и представлена в удобном для пользователя виде информация, которая может быть полезна как для исследователя-профессионала, так и для любого, кто интересуется музейной жизнью. Для исследователя же наибольшую ценность представляет раздел «Музейному специалисту», где можно ознакомиться с материалами различных конференций, с документами по музейному законодательству и получить ряд других сведений. Подобным порталом в Республике Беларусь является сайт «Музеи Беларуси» (http://museum.by), созданный по инициативе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Данный портал размещает информацию о большинстве музеев страны, содержит ссылки на официальные сайты музеев, информирует посетителей о последних новостях в жизни музеев Беларуси [14].

Для изучения истории музеев города Витебска особенно информативными являются сайты Витебского областного краеведческого музея (http://ratusha.by) и Музея Марка Шагала в Витебске (http://www.chagall.vitebsk.by). Оба сайта содержат информацию о музеях, истории их создания и формирования коллекций, размещают ЭП научных сотрудников музеев. Но главным их недостатком является отсутствие виртуальной экспозиции, благодаря которой исследователь мог бы получить представление об экспозиционно-выставочной деятельности музеев и об экспонатах, которые не попали в постоянные экспозиции [2; 9]. Среди официальных сайтов белорусских музеев виртуальной экспозицией обладает, пожалуй, только сайт Национального художественного музея Республики Беларусь (http://artmuseum.by). Воспользовавшись этой виртуальной экспозицией, ученый может составить представление о фондах музея, его особенностях, историко-культурной ценности собрания. Еще одним недостатком, затрудняющим исследовательскую деятельность, является отсутствие электронных БД, доступ к которым осуществляется посредством Интернет. Электронные БД ведутся многими музеями Беларуси, в том числе и в г. Витебске (например, музеем Героя Советского Союза М.Ф. Шмырева), но доступ к ним осуществляется непосредственно в самом музее, что занимает больше времени у исследователя при изучении истории музейного дела.

Таким образом, благодаря ИТ поле исследований в области музейного дела значительно расширяется. Сегодня можно использовать электронные публикации музея в качестве источника информации, т.к. они обычно отражают основные моменты становления и развития музея. Представительство музеев в сети Интернет также обогащает исследовательскую деятельность и дает возможность ознакомиться с музейными фондами музея и даже его экспозициями не посещая сам музей.


Заключение

Очевидно, что ИТ не изменяют природы традиционных музейных занятий (экспертизы, учета, каталогизации, популяризации), но ощутимо влияют на механизмы осуществления основной деятельности самих музеев. Кроме того, внедрение компьютерных технологий в сферу музееведения значительно облегчает деятельность исследователей, которые занимаются изучением музейного дела. ИТ снимают проблему доступности информации, т.к. широкий круг людей получает возможность беспрепятственного доступа к сведениям, которые хранит музей. Облегчается также и поиск необходимой информации, поскольку данные в электронных каталогах и БД имеют определенную структуру. Воспользовавшись одним из вариантов поиска в электронной БД, исследователь тратит значительно меньше времени на выявление информации, чем если бы он перебирал традиционные музейные картотеки.

Таким образом, применение ИТ в изучении истории музейного дела является необходимым условием эффективного исследовательского процесса, который может быть представлен следующими основными направлениями: извлечение информации из электронных БД музея (представленных как в сети Интернет, так и в самом музее), получение сведений из электронных каталогов музея, электронных книг поступления музейных предметов и инвентарных книг, использование в качестве объекта исследования электронных публикаций музеев (обычно содержат сведения о истории создания музея, его фондах и направлениях работы музея), получение информации с официальных сайтов музеев (предоставляют всевозможную информацию о коллекциях, уникальных музейных предметах, особенностях хранения, истории создания и развития музея и т.д.), благодаря ВЭ ученый может получить представление об экспозиционно-выставочной деятельности музея, не прибегая к посещению стационарной экспозиции. Применение ИТ в музеях позволяет сделать деятельность исследователя рациональной и более эффективной; экономит время на поиск информации; освобождает от рутинной работы с повторяющейся однотипной информацией, занесенной в традиционные каталоги; позволяет избежать ошибок, часто встречающихся на традиционных носителях; дает возможность получения необходимых сведений, не прибегая к консультациям хранителей музея, что облегчает деятельность и самого исследователя, и музейных работников. Тем не менее, работа по компьютеризации музейной деятельности в Республике Беларусь сейчас отстает от практики зарубежных коллег, остается открытым вопрос создания единой БД историко-культурного наследия, которая могла бы применяться исследователями для изучения истории музейного дела.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7