Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование в области образования и утилизации отходов



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Правовое регулирование в области образования и утилизации отходов 0.00 из 5.00 0 оценок




Во многих странах «право отходов» давно является разветвленным институтом (разделом) экологического права и законодательства.

В России существенный прорыв в правовом регулировании в области отходов производства и потребления был осуществлен в конце 90-х годов как путем принятия серии специальных законодательных и иных нормативных правовых актов, полностью или частично pрегламентирующих обращение с отходами, так и практическими мерами управленческого, технологического, финансово-экономического характера

Основным документом, который регулирует образование и утилизацию отходов является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. (в ред. от 08.11.2008 №196 ФЗ) - первый в истории российского права закон, посвященный исключительно регламентации обращения с отходами.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (в ред. от 30.12.2008 №309 ФЗ) устанавливает в самом общем виде экологические требования при обращении с отходами производства и потребления вообще и особо - при обращении с радиоактивными отходами. Они состоят:

а) в определении условий и способовобращения с отхода­ми - таковые должны быть безопасными для окружающей среды и ре­гулироваться законодательством Российской Федерации

б) установлении запретовсброса отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещения опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, ку­рортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных либо вблизи нерестилищ и в иных местах, в кото­рых может быть создана опасность для окружающей среды, естествен­ных экосистем и здоровья человека; захоронения опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве ис­точников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоза опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания

В части 3 статьи 48 указывается, что запрещается ввоз из иностранных государств; затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство не только радиоактивных отходов, но и ядерных материалов. При этом оговаривается возможность исключений из запрета, а именно установленных данным Законом. В ч. 4 ст.48 регулируются нормативные основания, условия, принципы и порядок ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки - в самом общем виде

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. (в ред. от 30.12.2008 №309 ФЗ) содержит большое количество норм о радиоактивных отходах. Например, в ст. 3 определяется понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 - полномочия собственников отходов, в ст. 22 - порядок государственного учета и контроля, в гл. X - порядок обращения с радиоактивными отходами, в том числе их переработки, и т. п.

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. (в ред. 27.07.2008 №160 ФЗ) включает как отдельные нормы по вопросам обращения с отходами в различных главах, так и гл. II «Охрана водных объектов», где, например, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и иных отходов; аналогичный запрет установлен для охраны ледяного покрова водных объектов-ледников, подробно регламентируется охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников, находящихся на суше, в результате деятельности на дне водных объектов, с судов и т. д

Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 2 мая 1997 г. (в ред. 18.12.2006 №232 ФЗ) в ст. 1 определяет понятие «объ­ект по уничтожению химического оружия» как совокупность специаль­но выделенной и охраняемой территории и расположенного на ней ком­плекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения, в том числе для утилизации и (или) захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия. Статья 5 (ч. 2) указывает, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами ограниченно оборотоспособными и могут передаваться Правительством РФ организациям незави­симо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимуще­ственным правом на использование отходов в указанных целях облада­ют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории кото­рых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Закон устанавливает правила надзора и контроля, принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению (в том числе утилизации) химического оружия и другие нормы.

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июня 1997 г. (в ред. 30.12.2008 №313 ФЗ)   в ст. 24 содержит важное правило: обеззараживание, утилизация, унич­тожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. Методы уничтожения разрабатываются изго­товителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию с органами охраны окружающей среды и органами санэпиднадзора. Статья 18 «Производство пестицидов и агрохимикатов» возлагает на изготовите­ля в числе прочих обязанность прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осуществлять их утилизацию в случаях, если безопас­ное их применение становится невозможным при выполнении рекомен­даций о применении, транспортировке и хранении или при соблюдении ограничений по их применению.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (в ред. 22.12.2008 №268 ФЗ)   устанавливает требования к сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. Эта деятельность должна быть безопасной для здоровья людей и среды обитания. Порядок, условия и способы ее осуществления определяются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронении отходов осуществляется радиационный контроль.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами: общий формальный состав. При этом нарушение может быть совершено на любом этапе, т. е. при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании транспортировке, захоронении.

Уголовный кодекс РФ (в ред. 30.12.2008 №321 ФЗ) в гл. 26 «Экологические преступления» содержит ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», которая устанавливает уголовную ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, а также за транспортировку, хранение, захоронение, использование и иное обращение с радиоактивными, химическими веществами и отходами с нарушением действующих правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. В ч. I ст. 247 определена ответственность за совершение этих деяний в слу­чае наступления вредных последствий, т. е. загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью, массо­вой гибели животных. Кроме того, в других статьях говорится об отхо­дах при описании способов и средств совершения преступления, его предмета.

Традиционно в России велик объем подзаконного нормативного ре­гулирования. В сфере обращения с отходами действуют, помимо феде­ральных законов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например от 17 июля 2003 г. «О трансграничном перемещении от­ходов» ; «О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыводящих сборок ядерных реакторов» от 11 июля 2003 г., а также многочисленные акты министерств и ведомств; приказы Госкомитета РФ по охране нощей среды от 27 ноября 1997 г. № 527 МПР России «О Федеральном классификационном каталоге отходов».

 



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Правовое регулирование в области образования и утилизации отходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование в области образования и утилизации отходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)