Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зависимость запоминания от структуры                                             



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Зависимость запоминания от структуры                                              0.00 из 5.00 0 оценок




деятельности.

        Во всех случаях, на которых мы останавливались, запоминание или заучивание было предметом специальной задачи, поставленной перед субъектом, а основные законы запоминания и воспроизведения – законами специальной мнестической деятельности.

       Возникает, однако, вопрос, каким законам подчиняется процесс запоминания в тех случаях, когда перед субъектом не ставится специальная задача запомнить, или заучить соответствующий материал, и когда память включена в другую деятельность, ставящую перед субъектом другие задачи.

       Изучение этих законов составляет задачу особого раздела психологической науки, изучающего явления, которые обычно обозначаются термином непосредственного или непреднамеренного запоминания.

       Наблюдения убеждают, что человек прежде всего запоминает то , что имеет отношение к цели его деятельности, что содействует достижению цели или препятствует ему. Именно относящееся к цели или предмету деятельности возбуждает ориентировочную реакцию, становится доминантным и запоминается, в то время как побочные детали, не относящиеся к основному предмету его деятельности, не замечаются и не сохраняются в памяти. В силу этого для человека, присутствующего на дискуссии и принимающего в ней участие, хорошо запоминается каждое высказывание её участников, их позиция, характер возражений, но он может совершенно не сохранить в памяти, были открыты окна в аудитории, где стоял шкаф, были ли разложены книги или газеты на партах и т. п.

       Исследование правил, которым подчиняется непреднамеренное запоминание, имеет очень большое значение, как для теории памяти, так и для ряда практических областей психологии, в частности, для психологии свидетельских показаний; именно данные этого раздела психологической науки позволяют понять, почему некоторые из показаний людей, бывшими случайными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны.

       Анализу законов, которые определяют непроизвольное (непреднамеренное),запоминание, был посвящён ряд исследований советских психологов, из которых особенно большое значение имели исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. Полученные ими данные показывают, что успешность удержания в памяти материала в высокой степени зависит от характера цели деятельности , от поставленной перед субъектом задачи.

       Успешность непроизвольного (непреднамеренного) запоминания зависит, однако, не только от задачи деятельности, но и от характера деятельности и от степени её сложности и активности.

       Этот факт доказывается другими экспериментами, проведёнными теми же авторами.

       Со всей очевидностью выступает тот факт, что сложная интеллектуальная деятельность приводит вместе с тем и к значительно большему эффекту непреднамеренного удерживания в памяти соответствующего материала. Аналогичные данные были получены при исследовании того, как удерживается сложный осмысленный материал в зависимости от степени сложности той интеллектуальной деятельности, которая с ним выполняется. Непреднамеренное запоминание зависит от сложности интеллектуальной деятельности и чем сложнее интеллектуальная деятельность, тем больше запоминается тот материал , работе над которым она была посвящена.

       Интеллектуальная работа над материалом приводит к тому, что материал удерживается значительно более прочно и полно, чем он удерживается при механическом заучивании и, таким образом, даёт возможность оценить мнестический эффект интеллектуальной деятельности.

       Факт зависимости запоминания от протекания деятельности был в своё время подробно исследован известным немецким психологом Куртом Левином.

       Известно, что какое-либо намерение прочно удерживается в памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется. Мы помним о намерении, опустить в почтовый ящик письмо, пока не опустим его; но стоит нам выполнить это намерение, как воспоминание о письме исчезает из нашей памяти.

       Именно в силу этого правила всякая задача сохраняется в нашей памяти, пока соответствующая деятельность не выполнена, и именно в связи с этим следы незаконченной и невыполненной деятельности сохраняются в памяти лучше, чем следы законченной деятельности. Этот факт лучшего сохранения в памяти законченных действий был в своё время показан ученицей К. Левина - Б.В. Зейгарник и вошёл в психологическую науку под названием «эффекта Зейгарник».

       Лучшее запоминание незаконченных действий объясняет, почему произведение с острым сюжетом и неразрешённой фабулой лучше запоминаются, и почему это запоминание прочно держится, пока произведение не дочитывается до конца. Оно же объясняет то факт, что нерешённые задачи продолжают прочно удерживаться в памяти, пока сохраняется то напряжение, которое устраняется при их решении.

       Сказанное приводит нас к последующему фактору, определяющему прочность непреднамеренного запоминания - к влиянию эмоциональной окраски запоминаемого материала.

       Известно, что эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные впечатления. Этот факт, по-видимому, объясняется тем, что эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры, и тем, что человек склонен, гораздо чаще возвращаться к ним, в этом отношении эмоционально окрашенные переживания вызывают такое же повышенное напряжение, как и любые незаконченные действия.

       Однако лучшее удержание в памяти эмоционально окрашенных действий имеет и свои границы.

       Хорошо известно, что резкие аффективные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания и забываются субъектом.

       На этот факт обратил в своё время внимание известный венский психиатр- основатель психоанализа З. Фрейд, который в большом количестве наблюдений показал, что человек склонен «вытеснять» неприятные и мучительные переживания, которые тормозятся и становятся содержанием его бессознательного, проявляясь лишь в состояниях пониженной активности - в форме сновидений или описок, очиток, оговорок возникающих при отвлечении внимания.

       Факты вытеснения непереносимых аффективных переживаний и бессознательные явления представляют одно из важнейших достижений современной психологической науки. Их физиологические механизмы объясняются тем торможением, которое возникает при сверхсильных возбуждениях и охраняет кору от излишнего перевозбуждения. Именно по этому физиологические механизмы, лежащие в основе «вытеснения» из памяти непереносимых переживаний близки к механизмам «парабиотического» или «охранительного» торможения.

 



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Зависимость запоминания от структуры                                              0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зависимость запоминания от структуры                                             

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)