Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы, способствующие прочному запоминанию.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Приемы, способствующие прочному запоминанию. 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторые ученые противопоставляют память ребенка и память взрослого. Дети, по их мнению, обладают памятью преимущественно механической и только взрослым доступна осмысленная память. Это по­ложение далеко от истины. Ребенок также способен пользоваться, и пользуется осмысленной памятью, а задача педагога, учителя заключается в том, чтобы укреплять и развивать у ребенка навыки осмысленного запоминания. Механическое заучивание вредно, потому что оно освобождает школьника от необходимости глубоко понять материал. В результате заученный материал остается одним лишь бесполезным балластом в его голове, он не сможет применить его в жизни, в практической деятельности,

 

поскольку материал остается непонятым, изолированным от живой действительности. Школьник «зубрит», потому что «зазубрить» ему легче, чем вдуматься в содержание материала и понять его как следует. Если же учитель поможет школьнику понять учебный материал, то отпадет и необходимость в «зубрежке», он без нее хорошо запомнит материал, и запомнит так, что будет им по-настоящему владеть, т. е. сможет им пользоваться всегда, когда в этом возникнет надобность.

В процессе учения старший школьник приобретает способность к сложному аналитическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным, и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явления, хотя здесь много зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу — и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенное изменение в подростковом возрасте претерпевает память. Развитие идет по пути усиления ее произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать процессы памяти, управлять ими. Память постепенно приобретает характер организованных регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания, развиты у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

При изучении некоторых предметов невозможно, однако, обойтись без точного, дословного запоминания, без заучивания наизусть, например, при изучении математики с ее теоремами, формулами, определениями. Но и в этих случаях опытный учитель сведет механическое запоминание к минимуму.

Запоминание теорем и формул облегчается представлением и пониманием связи между объектами входящими в ту или иную теорему или формулу. Иначе говоря, в процесс запоминания всех подобных данных можно и следует вносить элемент понимания.

Помочь учащемуся запомнить материал значит, прежде всего, помочь ему понять его.

В школе эту разъяснительную работу должен проводить с учащимися учитель. Он должен помочь им уловить общий смысл материала, разбить его на куски, составить план, с тем, чтобы постепенно воспитать у учащихся на­выки самостоятельного выполнения этой работы. Учитель разъясняет также, что и как надо запомнить, что можно и нужно воспроизводить своими словами, что следует выучить наизусть.

Существенное значение при заучивании имеют составление конспекта, различные выписки. Однако эти приемы остаются всего лишь вспомогательными средствами запоминания. Обширные выписки, обстоятельные конспекты подчас препятствуют воспитанию уверенности в себе, доверия к своей памяти и — что еще хуже — они подчас подменяют пассивной полумеханической работой активные усилия, направленные к запоминанию материала.

При необходимости запомнить рисунок, схему, чертеж важно вдуматься в содержание наглядного материала, заметить его построение, соотношение частей. При рассматривании двух сходных рисунков или чертежей полезно сопоставить их, обратить особенное внимание на их различия.

Подчас бывает полезно заметить, как расположен текст, в каком месте страницы напечатана та или иная формула, иначе говоря, запечатлеть в памяти зрительный образ материала.

Для точного запоминания и воспроизведения материала особенно важное значение имеет прием сравнения и противопоставления. Его физиологическое основание заключается в выработке так называемогодифференцировочного торможения, то есть торможения связей, соединяющих соответственные участки коры не с исходным пунктом возбуждения, а с близкими, соседними с ним пунктами. Диффе­ренцировочное торможение представляет собою механизм, противоположный иррадиации возбуждения, он ограничивает процесс иррадиации и обусловливает разграничение связей и точность ассоциаций.

Поэтому при усвоении тех или иных понятий, запоминании фактов и формул полезно сопоставлять и сравнивать их с другими близкими или схожими, но отличными от них понятиями, фактами, формулами.

Полезным приемом является также систематизация материала, расположение его в известном порядке. Вам предстоит заучить ряд математических определений. Разбейте этот ряд на группы. Уже подобная элементарная систематизация облегчает заучивание всего ряда.

Подобное активное отношение к усвоению материала — важное условие надежного и точного запечатления его в памяти.

Хорошему запоминанию содействует совместное участие в процессе восприятия различных анализаторов — зрительного, слухового, двигательного, речедвигательного, осязательного. Анализатором называется нервный аппарат восприятия, состоящий из периферического окончания чувствительного нерва — воспринимающего прибора, самого нерва и той зоны коры головного мозга, которая воспринимает данное возбуждение. Некоторым лицам свойственно преобладание того или иного анализатора —зрительного или слухового, или речедвигательного, в соответствии, с чем и

память обнаруживает индивидуальные различия: у одного преобладает зрительный тип памяти, у другого — слуховой, у третьего двигательный или речедвигательный. Это значит, что первый лучше запоминает материал, воспринимая его путем чтения, рассматривания рисунков, таблиц, чертежей, просмотра кинофильмов, второй путем слушания лекций, докладов, громких читок, радиопередач, третий — путем рассказа, чтения вслух и т. п.

Воспитательная задача заключается в том, чтобы развивать у учащихся отстающие» анализаторы, стремиться к равномерному участию всех главных анализаторов (зрительного слухового, двигательного, речедвигательного) в процесс восприятия и обеспечивать, таким образом, разностороннее и возможно более прочное запоминание учебного материала.

Огромное значение имеет последовательность в работе. В преподавании, как и в самообразовании, каждый шаг вперед надо делать только после того, как хорошо усвоен предшествующий материал. Последовательность в работе — необходимое условие глубокого и ясного понимания нового материала, а значит, его хорошего запоминания. Заучивание неизбежно связано с   повторением.    Повторение — важнейшее звено всякого учебного процесса. В основе этого факта лежат уже известные нам данные физиологии коры головного мозга.

Заучивание, как показали экспериментальные исследования, идет неравномерно, скачками. Бывает, что после нескольких очередных повторений материала он воспроизводится хуже или с меньшей полнотой, чем ранее. Подобные задержки в запоминании материала могут зависеть от всяких случайных моментов (усталость, неблагоприятная обстановка работы и пр.). Вообще же замечено, что при заучивании легко усваиваемого материала первые повторения дают наибольший результат, а последующие повторения прибавляют к достигнутому уже результату все меньше и меньше. Трудный материал, напротив, вначале запоминается медленно, а в дальнейшем усвоение его заметно ускоряется

Периодические повторения уже усвоенногоматериала в высшей степени способствуют его прочному запоминанию

Очень важно повторять не механически, а осмысленно, снова и снова вдумываясь в содержание материала. Лучше всего придавать повторениям разнообразный характер, чтобы известный уже материал при повторении всякий раз воспринимался по-новому. Для этой цели полезно решать задачи по заученному материалу, придумывать примеры, работать по карточкам, читать книги, излагающие вопрос в ином плане, отличном от того, в каком он изложен в учебнике.

Такое разнообразие повторений способствует установлению новых связей учебного материала с жизнью, с практикой, со смежными теоретическими вопросами. В результате изученный материал не только полнее и прочнее заминается, но и воспроизведение его в памяти приобретает необходимую гибкость: материал легко припоминается во всех случаях, когда он может быть полезен. Разнообразие повторений дает возможность действительно овладеть материалом, то есть воспроизводить его не только в одном плане, как говорят — «танцуя от печки», а в любом плане, в связи с любым вопросом, к которому он имеет какое-либо отношение.

Не следует запаздывать с повторением, надо приступать к нему своевременно, пока материал не забыт. Иначе повторение превращается в новое заучивание и не приносит той пользы, которую могло бы принести.

Большое значение для успешного заучивания имеет систематический самоконтроль, проверка усвоения. Но самоконтроль должен осуществляться целесообразно. Бывает так, что мы бегло перечитываем с этой целью заученный материал и, убеждаясь в том, что он хорошо нам знаком, приходим к заключению, что мы его помним. Такое заключение не всегда правильно. Первая же попытка активно воспроизвести материал далеко не всегда удается в этих случаях, или удается частично. Мы уже видели, что узнавание материала далеко не гарантирует возможности его воспроизведения в любой момент.

Итак, простое перечитывании материала еще не обеспечивает

самоконтроль. Лучшим способом самоконтроля служит воспроизведение зау­ченного материала, которое в то же время становится и новым активным повторением его.

Прочность запоминания зависит, между прочим, и от рационального распределения работы во времени. Торопливость вредный фактор, учащиеся, которые в течение нескольких дней перед устным экзаменом по математике спешно прочитывают обширный курс, сдают его кое-как, для того, чтобы тотчас после экзамена все прочитанное предать забвению.

То же относится к заучиванию материала наизусть. Лучше запоминается не то, что заучено в один прием или в короткий срок, а то, что усваивается на протяжении ж которого периода времени.

При заучивании наизусть встает и другой вопрос: читать ли текст целиком с начала до конца или заучивать по частям? И эксперимент и практика показывают целесообразность сочетания обоих этих способов. Прочитав формулировку и доказательство теоремы полностью, с начала до конца, следует вдуматься в их содержание, составить мысленный план, разбить все доказательство на логически законченные 4~куски». Далее каждый кусок» один за другим повторять до твердого усвоения, соединяя в дальнейшем подряд две, три, четыре части и т. д., а потом воспроизводить все целиком. Полезно в процессе заучивания время от времени снова перечитывать все доказательство полностью. Следует обращать внимание на связи между отдельными частями доказательства. При повторении их каждой в отдельности может образоваться прочная ~круговая ассоциация».

При дословном запоминании всегда надо иметь в виду возможность заучивания с ошибками, при котором образуются неправильные ассоциации. В дальнейшем при всяком новом воспроизведении неправильная ассоциация все более упрочивается, и даже после того как ошибка обнаружена, разрушение образовавшейся неправильной ассоциации оказывается затруднительным. Поэтому при заучивании материала, особенно при дословном запоминании, надо с самого начала внимательно проверять правильность заучивания.

При организации учебной и самообразовательной работы встает важный вопрос о размерах задания и длительности работы, о перерывах для отдыха, о последовательности работы над различными заданиями во время урока.

Наблюдения показывают, что при неправильной организации умственного труда последующая работа может неблагоприятно повлиять на продуктивность предшествующей работы, на запоминание пройденного материала. Физиологическое объяснение этого явления заключается в известном уже нам законе отрицательной индукции. Возбуждение определенных элементов коры оказывает затормаживающее действие на связи, оставленные предшествующей работой.

Наблюдается противоположная закономерность: неблагоприятное влияние предшествовавшей работы на продуктивность последующей, в основе чего лежит нарастающее утомление корковых клеток.

Эти закономерности объясняют факт худшего запоминания середины изучаемого материала по сравнению с запоминанием его начала и конца. Начало запоминается относительно легко, поскольку мозг еще не утомлен, ~голова свежа». По мере продолжения работы нарастает утомление, которое неблагоприятно сказывается на запоминании средней части материала. Когда же вы подходите к концу, запоминание середины еще больше страдает вследствие неблагоприятного влияния последующей работы на продуктивность предшествовавшей. Самый конец запоминается лучше, поскольку сознание близкого окончания работы вызывает известный эмоциональный подъем.

Неблагоприятное влияние предшествующей работы на продуктивность последующей можно предупредить путем своевременных небольших перерывов в работе и рационального отдыха. Следует соблюдать разумную меру в ~дозировке> заданий. Никогда не следует ради количества усваиваемого материала жертвовать качеством усвоения.

Своевременные перерывы в работе предупреждают также неблагоприятное влияние последующей работы на результат предшествующей. Имея в виду этот неблагоприятный момент, можно также рекомендовать в ходе урока чередование заданий различной степени трудности, не слишком близких один к другому по содержанию.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности школьников необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При поднесении учебного материала следует по возможности адресовать к различным анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному), так как это благоприятствует лучшему закреплению, и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.

Важно воспитать у школьника установку на длительное сохранение в памяти учебного материала, что связано с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данный момент материалу, но и по тому материалу, который изучался раньше.

Надо систематически знакомить учащихся с приемами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами найдут их.

И, наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это дает ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по усовершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

Итак, активизируя память старшеклассников на уроках математики надо воспитывать у них волевые качества, интерес к предмету, навыки активного усвоения учебного материала, умение искать и находить существенные и разнообразные связи между известным уже и новым материалом.

 


Литература

1. А.В. Крутецкий Психология. - М., Просвещение, 1980.

2. Р. Аткинсон Человеческая память и процесс обучения.

- М., Прогресс, 1980.

З. Р. Зинц Обучение и память. - Минск, Высшая школа, 1984.

4. Вольперт И.Е. Воспитание памяти. - Ленинград, 1956.

5. Голубева Э. Индивидуальные особенности памяти человека.

- М., Педагогика, 1980.

6. А.Р. Лурия Внимание и память. - М., Изд-во Московского 

университета, 1975.

 



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Приемы, способствующие прочному запоминанию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы, способствующие прочному запоминанию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)