Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы деятельности Е.В.Адамюка



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Основные этапы деятельности Е.В.Адамюка 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: История развития офтальмологии в

Республике Татарстан

Исполнитель:

Галимзянова Гузель Зульфаровна,

аспирант кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины КГМУ

Научный руководитель:

Гурылева Марина Элисовна

д.м.н., профессор кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины КГМУ

 

Казань-2011р

Содержание

Введение

Глава 1. Становление и развитие офтальмологии в Казани и Казанской губернии…………………………………………………………………5

    1.1. Казанский императорский университет…………………………..5

    1.2. Основные этапы деятельности Е.В. Адамюка…………………...6

Глава 2. Становление офтальмологической службы в Казани .…………...12

Глава 3. История кафедры офтальмологии КГМУ…………………………18

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………...24

 


 

Введение

История медицины и здравоохранения Республики Татарстан насчи-тывает много веков. И.П.Павлов говорил, что медицина – ровесница че-ловеку [5, С.3], а он (человек) в нашем регионе появилсятысячелетия назад.

Именно поэтому историю офтальмологии в нашем крае можно было бы начать с древней старины. Например, со времен Волжской Булгарии, раз-витие медицины в которой, неплохо изучено на сегодняшний день. Однако объемы данной работы не позволяют столь подробно останавливаться на этой теме. Поэтому хронологические рамки истории офтальмологии будут сужены до времен существования Казанской губернии и по конец ХХ века.

Вчитываясь в историю отечественной медицины вообще и офтальмологии нашего края в частности, обязательно приходишь к заключению о том, что его историческая значимость неоспорима. Именно этим обуславливается актуальность заявленной темы.

Казанский университет, в котором зародилась республиканская оф-тальмология, входит в число тех европейских университетов, которые счита-лись и продолжают считаться форпостом европейской науки. Подтвержде-нием тому являются научные школы, которые известны далеко за пределами нашей страны. Казанский университет с первых дней своего основания стал центром образования на обширнейшей территории Восточной России. И, на-конец, невозможно переоценить значение развитии казанской офтальмологии в развитии, сближении и взаимообогащении различных культур: славянской и тюркской, западной и восточной, русского народа и народов Поволжья – татар, чувашей, мари, мордвы. Все эти народы проживали на территории Казанской губернии, о которой пойдет речь далее [7, С.3].

Казанская медицинская школа – одна из наиболее известных научных школ нашей страны и собственно Казани. Не будет преувеличением сказать, что необходимость изучения Казанской офтальмологии давно назрела. Если терапевтической и нейрофизиологической школах написано много, то в отношении офтальмологической научной школы явно наблюдается пробел.

В связи с вышесказанным целью данной работы является краткое освещение истории развития офтальмологии в Казанской губернии и республике Татарстан.

Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:

1. Изложить историю основания Казанского университета и препо-давания в нем офтальмологических длисциплин.

2. Рассказать о выдающемся деятеле отечественной офтальмологии Е.В. Адамюке.

3. Проследить становление службы окулистов в нашем регионе.

4. Рассмотреть историю и современность кафедры офтальмологии КГМУ.


¾

Глава 1. Становление и развитие офтальмологии в Казани и

Казанской губернии

1.1. Казанский императорский университет

Бывшая Казанская губерния по степени распространенности трахомы занимала одно из первых мест в России. Особенно это касалось так называемого «инородческого населения» – чувашей и черемисов. В уездах, где весомая часть населения, приходилось на коренные народности, распространение трахомы достигало 20 – 25% [5, С.6]

Трахома занимала второе место среди различных причин слепоты. Императорский Казанский университет основан 5 ноября 1804 г. На первых порах в университете не было разделения на факультеты. 14 мая 1814 года открылся медицинский факультет — третий по счету в России (после Московского и Петербургского).

В последующем на базе Казанского университета сформировалась выдающаяся медицинская школа, оказавшая большое влияние на развитие отечественной медицины, особенно в Поволжье, на Урале и Сибири.

В первые годы существования университета в Казани ощущался недостаток в собственных научных кадрах, поэтому преподавали иностранцы, преимущественно, немцы. Курс глазных болезней (как раздел хирургии) в Казанском университете впервые начал преподавать в 1807 г. профессор анатомии, физиологии и судебной медицины И.О. Браун. Занятия ограничивались теорией, не сопровождаясь демонстрацией операций из-за отсутствия офтальмологических инструментов на факультете. С 1810 г. лекции читал профессор хирургии А.И. Арнгольд, с 1824 по 1832 гг. — профессор Л.Л. Фогель, выделивший офтальмологию как отдельный предмет.

Последователем Фогеля с 1834 г. стал профессор Ф.О. Елачич. Он был хорошим хирургом, но глазные операции выполнял неохотно, а катаракту — только методом реклинации [6].

 

В 1838-1839 гг. глазные болезни преподавал профессор П.А. Дубовицкий, в 1839-1841 гг. — снова Ф.О. Елачич, 1841-1843 гг. — профессор А.А. Китер.

В последующие годы читать курс офтальмологии назначили профессора А.Н. Бекетова, который очень искусно оперировал катаракту путем извлечения хрусталика.

Бекетов был больше практиком и поэтому мало времени уделял учебному процессу, глазные болезни он преподавал по устаревшим немецким руководствам.

В 1867 г. на медицинском факультете Казанского университета была организована самостоятельная кафедра глазных болезней, которую недолго возглавлял профессор хирургии М.В. Никольский.

Вскоре его сменил приват-доцент Е.В. Адамюк [6].

 

Основные этапы деятельности Е.В.Адамюка

Емилиан Валентиевич Адамюк родился 11(23) июня 1839 г. в г. Бельске Гродненской губернии в семье крестьянина-белоруса [7, C.13].

В детстве ему посчастливилось в числе немногих крестьянских детей быть зачисленным в гимназию, где получил образование за казенный счет. Не обеспеченный материально, с 4-го класса гимназии он содержал себя сам, давая частные уроки.

Уже с юности Емилиан Адамюк отличался энергией и целе-устремленностью в сочетании с тонким,

наблюдательным умом, отличной памятью и крепким здоровьем. Блестяще окончив гимназию, он поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет.

Интересуясь естествознанием, он уже через год перешел на ме-дицинский факультет. Закончив университет со званием докторанта и уездного врача, он был оставлен для усовершенствования при кафедре хирургии и офтальмологии [4, С.49].

С 1864 по 1865 гг. Адамюк вел практические занятия со студентами по оперативной хирургии, с 1865 г. он стал ординатором глазного отделения земской больницы, где приобрел большой хирургический опыт.

В 1866 г. появились первые печатные работы Е.В. Адамюка: «О влиянии симпатического нерва на внутриглазное давление» и «Мано-метрическое исследование внутриглазного давления». Работы были опубликованы на немецком языке в журнале «Zentralblatt fu…r die medicinischen Wissenschaften».

В «Манометрическом исследовании...» Адамюк предлагал прибор для измерения внутриглазного давления (ВГД), основанный на принципе манометра, т.е. предназначенный для измерения давления внутри полости глаза.

В то время возможность измерения ВГД была одной из главнейших офтальмологических проблем. Не случайно, что многие ученые предлагали свои приборы, преимущественно, манометры. Прибор Адамюка был устроен простейшим способом — манометр и канюля слиты в одно целое (в виде U-образной трубки): одно колено маленького манометра, содержавшее 0,6 см3 ртути, образовывало горизонтальную ветвь — вытянутую на конце в тонкое острие.

Это колено и служило канюлей и, при наполнении раствором соды или соли вводилось в переднюю камеру через заранее сделанный прокол в роговице. Исследования проводились исключительно на наркотизированных животных (собаках, кошках). Адамюк в этой же работе установил влияние атропина на ВГД [4, C.50].

Манометр Адамюка оказался прибором не совсем пригодным для целей измерения ВГД. При всяком повышении давления в глазу влага передней камеры свободно перемещалась в манометр, и, наоборот, при понижении давления раствор соли (соды) переходил из прибора в глаз [7, C.14].

Эти перемещения вызывали, конечно, колебания ртутного столба и, таким образом, стояние ртути не указывало уже на истинное давление в глазу.

Но манометр Адамюка представляет историческую ценность как первый в отечественной практике прибора для измерения ВГД.

Плодом этих и последующих исследований явилась докторская диссертация «К учению о внутри глазном кровообращении и давлении» (Казань, 1867 г.).

В диссертации ученый подвел итог своим собственным наблюдения, проведя 114 опытов по определению ВГД с помощью манометра, и установил, что давление в глазу может колебаться от 19 до 30 мм рт. ст., средним числом ВГД он считал 25 мм рт.ст.

Емилиан Валентинович получил ученую степень доктора медицины,и ему присвоили звание приватдоцента по кафедре офтальмологии.

Вскоре Е.В. Адамюк был на два года командирован за границу для стажировки.

Он посетил ряд глазных клиник и лабораторий Германии, Австрии, Швейцарии, Франции и Голландии, где изучил клинические и научные достижения, знакомился с постановкой преподавания и ведением занятий по офтальмологии.

Здесь он встретился с молодыми русскими врачами из других университетов — С.Н. Ложечниковым, Л.Л. Гиршманом, А.В. Ивановым, Э. Вольфрингом, М.Е. Мандельштамом, обеспечившим в дальнейшем большой прорыв в развитии отечественной науки [4, C.51].

С 1868 по 1870 гг. Адамюком опубликовано много работ, большинство из которых посвящены глаукоме: сущности ВГД, зависимости последнего от кровообращения, иннервации, влияния лекарственных средств на физио-логическое состояние глаза.

За свою жизнь ученый опубликовал 95 научных работ, по проблеме глаукомы — 16 [7, C.15].

Самые известные из них: О глаукоме (Ученые записки Казанского университета. – 1874); Материалы к этиологии и лечению глаукомы (Казань, 1874); U..ber der Glaucom (Archir fu..r Augenheilkunde. – 1878); Das chininum bei Glaucom (Zentrallblatt fu..r Augenheilkunde. – 1880); Два случая глаукомы в афакичных глазах, с некоторыми данными относительно ее этиологии (Вестник офтальмологии.– 1889); Zwei Fa..lle von Glaucoma malignum (Archiv fu..r Angenheil-kunde.– 1896).

В своих работах Емилиан Валентинович высказывал мнение о том, что давление внутри глаза находится в полной зависимости от состояния кровообращения в нем. Причину повышения давления он видел в задержке кровообращения внутри глаза, главным образом, в отводящих путях крови — в вортикозных венах. Другие же изменения в глазу, наблюдаемые при глаукоме,как считал ученый, представляют явления последующие, зависящие от указанной задержки в оттоке крови.

Из-за границы Е.В. Адамюк возвратился с большим количеством печатных работ и хорошей подготовкой для клинической и преподавательской деятельности.

28 мая 1870 г., еще до окончания срока заграничной командировки, Е.В. Адамюка избрали доцентом кафедры офтальмологии Казанского университета. В то время отдельного помещения ни для клиники, ни даже для теоретического преподавания офтальмологии в университете не было.

Поэтому на первых порах своей деятельности Адамюк столкнулся с большими трудностями. Поначалу ему приходилось самому мыть и готовить хирургический инструмент ввиду отсутствия помощников на кафедре. Получив в свое распоряжение часть комнат хирургической клиники, Адамюк быстро организовал глазную клинику сначала на 6, потом на 10 и на 15 коек.

Глазная клиника в таком виде просуществовала до 1900 г., когда была переведена в новое помещение. В 1871 г. Е.В. Адамюк был избран экстраординарным, а затем (в 1872 г.) ординарным профессором кафедры офтальмологии Казанского императорского университета [4, C.50].

Созданная Е.В. Адамюком глазная клиника вскоре стала пользоваться большой популярностью у населения Поволжья. Клиника сыграла важное значение в борьбе с трахомой, весьма распространенной в то время в Поволжье.

Как выдающегося врача Е.В. Адамюка знали далеко за пределами региона, сотни больных приезжали к нему из Сибири и Урала, многим из них он сохранил и вернул зрение. Е.В. Адамюк разработал теорию инфекционного происхождения трахомы.

Емилиан Валентинович Адамюк был прекрасным преподавателем,он настолько увлеченно читал свои лекции, что нередко затягивал их на 2-3 часа, вместо указанного в расписании одного часа.

Главным научным трудом профессора Адамюка явилось «Практическое руководство к изучению глазных болезней», которое вышло в четырех томах в период времени с 1881 по 1898 гг. В «Руководстве» рассматривались вопросы рефракции, офтальмоскопии, болезни роговицы, стекловидноготела, сетчатки и зрительного нерва.

Профессор Адамюк был чрезвычайно строгим и самокритичным и, будучи недовольным одним из разделов «Руководства», он сжег рукопись. Ученики Адамюка, выслушавшие этот раздел в устном изложении, были очень огорчены судьбой рукописи, тем более, что написать данный раздел профессору уже не пришлось. Многие работы Е.В. Адамюка были известны и за рубежом, так как публиковались на немецком, французском, английском и голладском языках.

Емилиан Валентинович любил студентов, был отзывчив к их просьбам, многим лично ассистировал при выполнении операций на животных, а затем помогал в операционной.

Профессор сделал операционным днем в клинике воскресенье, что давало возможность присутствовать на операциях всем желающим. Операции всегда проходили при большом скоплении студентов[7, C.14].

В университете высоко оценили заслуги Емилиана Валентиновича.

Через 25 лет его преподавательской деятельности, когда он мог уйти в отставку, его попросили остаться на новый срок и избрали почетным членом Казанского университета в 1894 г. Вскоре научные общества Симбирска, Вятки, Астрахани, Минска, Киева, а также Кавказское Общество врачей избрали профессора Е.В. Адамюка своим почетным членом. Емилиан Валентинович в течение ряда лет состоял гласным городской Думы. На этом посту он добивался проведения санитарно-гигиенических мероприятий для улучшения жизни простого народа.

С 1900 г. здоровье профессора стало ухудшаться — повторялись приступы малярии и острого ревматизма. С 26-летнего возраста он наблюдал у себя симптомы глаукомы, которая, к счастью, не нарушила его зрение.

В это время для глазной клиники было выделено новое помещение, поэтому Адамюку пришлось потратить много сил на ее организацию. Осенью того же года, не дослужив третий университетский срок, Е.В. Адамюк ушел в отставку, несмотря на настоятельные просьбы членов факультета и коллективные заявления студентов.

В 1902 г. он перенес воспаление легких, с поражением сердца и сильно ослаб. Тем не менее он интересовался наукой, участвовал в выпусках «Вестника офтальмологии». Последней работой Е.В. Адамюка стала статья «По поводу заявления доктора Выгодского относительно лечения глаукомы», напечатанная в 1906 г. в Вестнике офтальмологии (№ 3).

Будучи тяжело больным, Емилиан Валентинович не переставал лечить пациентов у себя дома, накануне смерти принял несколько человек. Умер профессор Е.В. Адамюк 5 сентября 1906 г. [1].

Большой заслугой Е.В. Адамюка, кроме организации офтальмоло-гической кафедры университета и глазной клиники, следует считать создание Казанской научной офтальмологической школы, из которой вышли такие ученые, как академик В.В. Чирковский, профессора А.Г. Агабабов, К.Х. Орлов, В.Е. Адамюк (сын) и др. [4, C.51].

Большиноство из них прославили отечественную офтальмологическую науку. Один из учеников Емилиана Валентиновича, профессор А.Г. Агабабов, возглавлявший впоследствии кафедру офтальмологии Казанского университета на протяжении 20 лет, написал о своем Учителе следующие строки: «Он сделал все, даже больше, чем может всякий посвятивший себя служению родине» [1].

 



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Основные этапы деятельности Е.В.Адамюка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы деятельности Е.В.Адамюка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)