Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие и виды налоговых правоотношений.




Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установ­ления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федера­ции, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правона­рушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следова­тельно, для него характерны все признаки финансового правоотно­шения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отноше­ния складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денеж­ных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2) их воз­никновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансово­го права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3) финансовые правоотношения имеют денежный харак­тер; 4) эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступа­ет обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном ха­рактере.



Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач[5].

Непременным участником налоговых правоотношений выступа­ют государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представитель­ной) и исполнительной власти. Законодательством определены пол­номочия этих органов по разработке соответствующих законопроек­тов", их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов п сборов возни­кают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органа­ми местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в пер­вую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее пе­речня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качест­ве их непременного участника.

Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осу­ществлению налогового контроля, а также привлечения к ответствен­ности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кро­ме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой ха­рактер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом спе­цифических особенностей, которые отличают их от иных финансо­вых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

Налоговые правоотношения отличаются прежде всего сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов на­логовых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правона­рушения.

Особая сфера возникновения и существования налоговых право­отношений обусловливает и некоторые особенности их субъект-но-объектного состава, например, участие налоговых органов, а так же содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных прав и обязанностей сторон в названной сфере[6].

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»[7], поскольку обязанность уплачивать налоги уста­навливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, измене­ния или прекращения общественного отношения.

Более глубокому пониманию сущности данного явления способ­ствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифици­рующие признаки.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введе­нию, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в част­ности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения матери­альные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уп­латы налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком на­значения, проведения налоговых проверок, особенностей привлече­ния к налоговой ответственности, порядком обжалования актов на­логовых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно под­разделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъекта­ми РФ и муниципальными образованиями — к ним относятся отно­шения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отно­шения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений — по поводу взимания на­логов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к на­логовой ответственности, а также обжалования актов налоговых орга­нов, действий (бездействия) их должностных лиц.

По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения аб­солютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответст­вующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики высту­пают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответ­ствующими правами.

По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе: 1) установления и введения налогов и сборов; 2) взимания налогов и сборов; 3) проведения налогового контроля; 4) привлече­ния к ответственности за налоговые правонарушения; 5) обжалова­ния актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (со­путствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возни­кающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению на­логовых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотно­шения способствует изучение его структуры, в которой также прояв­ляются как общие, так и специфические черты налогового правоот­ношения как разновидности финансовых правоотношений.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объ­екты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между кото­рыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной сторо­ны, государство, муниципальное образование в лице налоговых орга­нов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплатель­щики, плательщики сборов и иные обязанные лица.

Объектом правоотношения является то, по поводу чего общест­венное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которого определяется установленными законо­дательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уп­латы, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых орга­нов, действий или бездействия их должностных лиц.

Под содержанием правоотношения понимаются права и обязан­ности субъектов налогового правоотношения.

 


 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7