Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют различные доктринальные определения налога, раз­работанные пред­ставителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некото­рые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков, характерных для данного института:

· отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу пуб­лично-правового образования;

· законность установления и введения налога;

· обязательность уплаты налога при наличии определенных в за­коне условий, обеспечиваемая силой государства;

· индивидуальная безвозмездность;

· внесение налога в бюджет публичного образования либо во вне­бюджетный фонд;

· отсутствие целевого назначения.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под нало­гом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельно­сти государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладаю­щие установленными Кодек­сом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо уста­новленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему на­звания должен оцениваться по существу, с учетом характеристик на­лога, ука­занных в законе.

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конститу­ционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый пла­теж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собст­венности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществ­ляемого в том числе на началах обязательности, без­возвратности, ин­дивидуальной безвозмездности[8].

В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уп­лате пошлины или сбора всегда присутствуют спе­циальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и по­шлины являются индивидуальными плате­жами. Цель взыскания по­шлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью кото­рого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачи­ваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает госу­дарственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима за­конности.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обла­дание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреб­лено в ст. 57 Конституции РФ, согласно кото­рой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ «под сбором понимается обязатель­ный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого яв­ляется одним из условий совершения в отношении платель­щиков сборов го­сударственными органами, органами местного само­управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значи­мых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу раз­решений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13) государст­венную пошлину, сбор за право пользования объек­тами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами.

Возможна различная классификация налогов по видам в зависи­мости от основа­ния.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги па потребле­ние (косвенные). Первые взимаются в процессе приобрете­ния и накопления мате­риальных благ, вторые — в процессе их расхо­дования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-раз­ному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются по­требителем това­ров, в стоимость которых включаются эти налоги.

Это — примеры косвенных налогов. В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик высту­пает фактическим носи­телем налогового бремени, при уплате косвен­ного налога налогоплательщик пе­рекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога. Под сходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реаль­ные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного нало­гоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают на­лог с суммы прибыли, под­считанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую пла­тежеспособность налогоплательщика, они рассчиты­ваются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с уче­том требований экономических законов.

Реальными налогами облагается не действительный, а предпола­гаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложе­ния (недвижимой собственности, денеж­ного капитала и т.п.). Реаль­ными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их на­звание (геаl (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятель­ности, или проконтролировать правильность объявленного платель­щиком дохода.

Примером реального налога является и единый налог на вменен­ный доход (гл. 263 НК РФ). Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход пла­тельщика за вычетом потенциально не­обходимых затрат, рассчитываемый с уче­том совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого до­хода, на основе дан­ных статистических и иных исследований, независимых оце­нок и т.п.

Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогопла­тельщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь ма­териальный характер, существовать дли­тельное время, чтобы обеспе­чить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего пред­метами реальных налогов выступают недвижимость и транспорт­ные средства.

Раскладочные(репартиционные, контингентированные) налоги широко применя­лись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, по­строить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в мест­ном налогообложении[9].

При установлении количественных(долевых, квотативных) нало­гов, в противо­положность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще­ственное состояние (доходность) налогоплатель­щика.

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государст­венные (федеральные и регио­нальные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется ре­шением выс­шего представительного органа государства. Они обяза­тельны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на террито­рии соответст­вующего субъекта Федерации в соответствии с НК зако­ном субъекта. Местныеналоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными право­выми актами представительных ор­ганов местного самоуправления и обязательны к уплате на террито­рии соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться меж­ду бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в со­ответствующие местные бюджеты.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкрет­ный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным уста­новление и введение целевых налогов, собираемых для финансирова­ния конкретных расходов. К таким целе­вым налогам, за счет поступ­лений от которых формируются государственные це­левые внебюд­жетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов уста­новления налогов и сборов является принцип ограни­чения их специализации. По общему правилу налог не предназначен Для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий ста­бильности государственного бюджета и гарантия выполнения госу­дарством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учрежда­ются дополнительный фонд и специальные счета учета сумм налога[10].

Регулярные (систематические, текущие) налогивзимаются с опре­деленной пе­риодичностью в течение всего времени владения имуще­ством либо занятия пла­тельщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подо­ходный налоге физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стои­мость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налоговсвязывается с событиями, не образующи­ми системы. На­пример, уплата государственной пошлины зависит от различных фактов. Для конкретного плательщика подача иска в суд может иметь непостоянный, случай­ный характер. К разовым отно­сится также налог с имущества, переходящего в порядке наследова­ния или дарения.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, кото­рые не столь зна­чимы для выявления видовых особенностей налогов.

 




2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)