Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Источники налогового права



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 3. Источники налогового права 0.00 из 5.00 0 оценок




Источниками налогового права являются различные нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государ­ственной власти (Российской Федерации и ее субъектов) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы налогового права.

Систему источников налогового права можно изобразить схема­тично следующим образом.

Основополагающие нормы налогового права содержатся в Конституции РФ.

В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и  ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собра­ния РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налого­обложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

Источником налогового права является также законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законода­тельство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные пра­вовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и феде­ральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.

Президент РФ подписал НК РФ 31 июля 1998 г. и обнародовал его 6 августа 1998 г. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Рос­сийской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) часть первая Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 ян­варя 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18. Абзац второй п. 1 ст. 47 части первой Кодекса был введен в дейст­вие с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О введении в действие час­ти первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о нало­гах и сборах, действующие на территории РФ и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в неко­торые законодательные акты Российской Федерации о налогах» изло­жил в новой редакции отдельные статьи Федерального закона «О вве­дении в действие части первой Налогового кодекса Российской Феде­рации». В частности, в ст. 3 вышеназванного Федерального закона содержалась норма, согласно которой п. 3 ст. 1, а также ст. 12, 13, 14, 15 и 18 части первой Кодекса вступают в силу со дня введения в дей­ствие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В даль­нейшем указанная норма была сохранена в несколько иной редакции.

С 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»; гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог». С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль». В 2002—2003 гг. в НК были включены гла­вы 25, 251, 261, 262, 263, 264, 28, 29, 30. Глава 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. отменена, в 2004 г. введена глава 252.

Налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[11], не взимаются.

Принятый Налоговый кодекс Российской Федерации (часть пер­вая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

НК РФ является основополагающим нормативным правовым ак­том, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об ор­ганизации и осуществлении налогообложения в России, он распро­страняет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального госу­дарства, защите интересов налогоплательщиков, привлечению ино­странных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

НК РФ является основным нормативным правовым актом, закре­пившим основные положения о налогообложении[12].

Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ:

· каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на призна­нии всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, националь­ных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается уста­новление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физиче­ских лиц или места происхождения капитала. Допускается установле­ние особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввоз­ных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;

· налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не мо­гут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятст­вующие реализации гражданами своих конституционных прав;

· не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие еди­ное экономическое пространство страны;

· федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовы­ми актами представитель и их органов местного самоуправления о на­логах и (или) сборах в соответствии с НК РФ;

· ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать на­логи и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

· при установлении налогов должны быть определены зсе элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, ка­кие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законода­тельных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплатель­щика.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены пра­вила, применяемые при выявлении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах его положениям или при несоот­ветствии друг другу актов, имеющих разную юридическую силу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не со­ответствующим НК РФ или акту более высокой юридической силы при наличии у него хотя бы одного из следующих признаков:

1) он издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установлен­ного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо пол­номочия налоговых органов, таможенных органов, органов государ­ственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;

3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей уча­стников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров, иных обязанных лиц, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6)разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последо­вательность и порядок действий участников отношений, регулируе­мых законодательетвом о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам или буквальному смыслу положений НК РФ.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Правительство РФ, а также иной орган исполни­тельной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необхо­димые изменения. Указанное выше положение распространяется на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания нало­гов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров че­рез таможенную границу РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативными правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления о налогах и сборах устанавливаются местные на­логи и сборы в соответствии с НК РФ.

Источником налогового права являются международные договоры по вопросам налогообложения. В соответствии с общим конституционным принципом россий­ского права о приоритете норм международного права и международ­ных договоров России в НК установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложе­ния и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмот­ренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

К источникам налогового права относятся нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнитель­ных органов местного самоуправления о налогах и сборах[13].

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и исполни­тельные органы местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о на­логах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопро­сам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут из­менять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся прика­зы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, орга­нами государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Н К РФ существует специфика действия актов за­конодательства о налогах и сборах во времени. Общие правила для данных актов заключаются в том, что:

· акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответст­вующему налогу;

· акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

· федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установ­лению новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие но­вые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сбо­ров, устанавливающие или отягчающие ответственность за наруше­ние законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогопла­тельщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отно­шений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обрат­ной силы не имеют.

В то же время названные акты, устраняющие или смягчающие от­ветственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав нало­гоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их пред­ставителей, имеют обратную силу.

Перечисленные ранее акты, отменяющие налоги или сборы, сни­жающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязан­ных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


Заключение.

Современный уровень развития финансового права в России обусловлен переходом к рыночным отношениям, которые невозможны без принятия соответствующей нормативной базы. Нормативная база в свою очередь нужна для нормального функционирования Бюджетной системы, в которую входит налоговое право. Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

 


Библиография:

 

Нормативные акты:

1. Конституция Российской федерации – Ростов –на-Дону.: ОАО «Ростовкнига», 2002.

2. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 04.11.2005) "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,

Литература:

1. Артемов Н.И., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Рос­сийской Федерации. М., 2003.

2. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1 (в двух частях). Харь­ков, 2002

3. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001

4. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

5. Сорокина Е.Я. Основы международного налогового права. М., 2000.

6. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник/. М., 2003.

7. Ше­велева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред.. М., 2004.

8.   Ше­велева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / . М., 2004.

 


[1] Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

 

[2] Сорокина Е.Я. Основы международного налогового права. М., 2000.

[3] Артемов Н.И., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Рос­сийской Федерации. М., 2003.

 

[4] Артемов Н.И., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Рос­сийской Федерации. М., 2003.

 

[5] Ше­велева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред.. М., 2004.

[6] Ше­велева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / . М., 2004.

[7] Н.И. Химичева Финансовое право: Учебник/. М., 2003.

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

 

[9] Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1 (в двух частях). Харь­ков, 2002

[10] Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1 (в двух частях). Харь­ков, 2002

[11] В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О внесении из­менений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации п при­знании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 2005 г. утрачивает силу. Российская газета. 2004 г. 3 авг.

 

[12] Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001

[13] Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Гене­зис. М., 2002



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 3. Источники налогового права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Источники налогового права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)