Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




     Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

  Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

    Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности[13,стр.62].

  Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой.

  Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.

   Инвестирование в акционерный капитал компании (прямое инвестирование). Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:

- инвестиции финансовых инвесторов;

- стратегическое инвестирование.

Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобретение внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица).

  Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса). В связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти стоимость компании и, соответственно, вложенный инвестором капитал.

  Стратегическое инвестирование представляет собой приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или постоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.

  В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предприятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.

Инвестирование в форме предоставления заемных средств

  Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы (лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам). Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.

   Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

   Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.

  Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными мероприятиями в этой связи могут быть:

- разработка долгосрочной стратегии развития;

- бизнес-планирование;

- юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

- создание кредитной истории;

- проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

- определить сильные стороны деятельности компании;

- определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

- разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия - объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

- права собственности на земельные участки и другое имущество;

- права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

- юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

   По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

   Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития.

    Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.

     Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям:

1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

2. Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

- выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

- нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

- введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

- налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

- проведение других сопутствующих мероприятий.

3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

4. Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

- снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

- расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

- освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

- другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей.

   В общем виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий:

- анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее. Целью анализа является выявление компаний и объединений, занимающих лидирующие или близкие к лидирующим позиции. При этом отслеживается информация о процессах укрупнения, фактах слияний и поглощений в анализируемых отраслях;

- оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации в качестве таких характеристик могут выступать: доступ к определенным ресурсам, новым технологиям, развернутая сбытовая сеть, высокая потенциальная рентабельность при условии существенных капиталовложений и т. д.;

- проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании. На данном этапе могут быть проведены все перечисленные выше мероприятия, необходимый их набор и последовательность проведения зависят от желаемых сроков подготовки предприятия к продаже и изначального наличия интереса инвесторов к предприятию;

- подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую;

- проведение переговоров с инвесторами — потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций или к продаже — достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы.

Применительно для АО «Улутас» для улучшения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо:

- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;

- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;

- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

- увеличение уровня финансовой независимости (чем выше этот показатель, тем меньше риск для инвесторов).

Также для улучшения финансового состояния АО «Улутас» необходимо:

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой стойкости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

- при возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков для уменьшения риска неоплаты, который является значительным при наличии монопольного заказчика;

- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции любая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает только часть долга;

- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относят просроченную задолженность поставщикам и просроченную задолженность покупателям более трех месяцев, а также по платежам в бюджет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Инвестиционная привлекательность предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели, рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем

 Под инвестиционной привлекательностью предприятия понимают уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора по конкретному предприятию, которое может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интеграционной оценки.

 В настоящей работе представлен один из возможных подходов к исследованию инвестиционной привлекательности предприятия. Этот подход был сориентирован на изучение влияния доходности предприятия на его инвестиционную привлекательность. Основой анализа были выбраны показатели финансового состояния компании. Существуют разные методики расчета рейтинговых или обобщающих показателей финансового состояния, которые предлагаются в профессиональной литературе.

Исследование теоретических подходов к анализу формирования и использование финансовых ресурсов, а также свидетельство экспертов-аналитиков компаний позволяют сформировать следующую систему показателей для определения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия: коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансового риска (левериджа), коэффициент финансовой стойкости, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

  Выбор таких показателей позволяет учесть при оценке финансового состояния уровень обеспечения предприятия собственными средствами, эффективность формирования капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность и способность к текущим расчетам предприятия.

Оценка уровня инвестиционной привлекательности, получаемая путем предложенного алгоритма расчетов, является распространенной, но не исчерпывающей.

Положительными аспектами методики являются:

- комплексный характер: позволяет дать оценку инвестиционной привлекательности компании на общем уровне (анализ качественных характеристик (положение компании на рынке, деловая репутация, характеристика руководства и акционеров, стратегическая эффективность деятельности) и на системном уровне (основываясь на предпосылке: компания представляет собой сложную систему, содержащую комплекс многоуровневых подсистем, характеризуемых целостностью, качественной определенностью, замкнутостью, автономностью, наличием внешних и внутренних связей друг с другом);

  - основу методики составляет дифференцированный подход к обоснованию уровня инвестиционной привлекательности компании;

  - простота и понятность;

  - возможность определить «контрольные точки» инвестиционной привлекательности компании, установить, по каким параметрам компания не соответствует эталонному уровню.

При этом нельзя не отметить следующие недостатки предложенной методики:

  - является распространенной, но не исчерпывающей. Фактически, представляет собой первый этап общей оценки инвестиционной привлекательности компании:

  - опирается только на ретроспективные показатели;

  - не учитывает такой важный момент, как оценка расходов на интеграцию, анализ расходов на интеграцию и заключительная оценка об уровне инвестиционной привлекательности компании.

Для исследуемого предприятия АО «Улутас» финансовое состояние признано неудовлетворительным, т.е. уже можно сказать, что предприятие не представляет никакого интереса для инвесторов. Рейтинговая оценка на протяжении периода с 2007 по 2009 год увеличилась с пониженного потенциала на средний потенциал. Но данный факт не делает предприятие привлекательным для инвесторов. Как правило, инвесторы выбирают компании с минимальным риском и высоким потенциалом. АО «Улутас» не относится к таким компаниям и даже не дотягивает до оптимального значения рейтинга, значит инвестиционная привлекательность – очень низкая. Для улучшения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо:

- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;

- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;

- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

- увеличение уровня финансовой независимости (чем выше этот показатель, тем меньше риск для инвесторов).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Ковалев В.В., Введение в финансовый менеджмент: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006.

2 Основы предпринимательского дела: Учебник/ под редакцией Осипова Ю.В. -  М.: БЕК, 2001.

3 Долан Эдвин Джон, Микроэкономика: Учебник - С.Пб.: Литера плюс, 2002.

4 Крейнина М.Н., Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.- М.: Экономика, 2000.

5 Лимитовский М.А., Основы оценки инвестиционных и финансовых решений.- М, 2002.

6 Бернс, Харвенек, Руководство по оценке эффективности инвестиций.- К.: ИНФРА-М, 2005.

7 Гитманк, Джонк, Основы инвестирования, С.ПБ: Экономика, 2000.

8 Хеннигер, Крюгер, “Руководство по изучению учебника Гитмана и Джонка “Основы инвестирования”.- С.ПБ: Литера плюс, 2005.

9 ФальцманФ.К., Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М.: ТЕИС, 2003.

10 Архипов В.Е., Принципы эффективного менеджмента и маркетинга: Учебник -  М.: Инфра-М, 2000.

11 Бабыкин В., Новый менеджмент: Учебник -  М.: Экономика, 2003.

12 Борисов Е.Ф., Экономическая теория: Учебник - М.: Манускрипт, 2000.

13 Алексеева М.М., Планирование деятельности фирмы -  М.: ЮНИТИ, 2005.

14  Веснин В.Р., Основы менеджмента -  М.: Финансы и статистика, 2001.

15  Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности – Мн.: Высш.шк., 2005.

16  Ворст Й., Ревентлоу П., Экономика фирмы -  М.: Высшая школа, 2005.

17  Коротков Э.М., Концепция менеджмента - М.: Дека, 2000.

18  Карданская Н.Л., Основы принятия управленческих решений - М.: Русская деловая литература, 1998.

19  Ладанов И.Д., Практический менеджмент (часть 1) - М.: Высшая школа, 2000.

20  Молодчик А.В., Менеджмент - М.: Высшая школа экономики,1997.

21  Моисеева Н.Н., Анискин Ю.П., Современное предприятие - М.: Внешторгиздат, 1999.

22  Разу М.Л., Якутин Ю.В., Организация менеджмента - М.: ЮНИТИ,2002.

23  Райсберг Б.А., Азбука предпринимательства - М.: МИП Дума, 1999.

24  Румянцева З.П., Саломатин Н. А. и др., Менеджмент организации - М.: ИНФРА-М, 2003.

25  Кузнецов Юрий, Развитие методологи менеджмента// Проблемы теории и практики управления – 1997 -  № 4.

26 Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов// Финансы - 2001- №12.

27 Инвестиционный анализ: теория выбора (оценка инвестиционных проектов) // Инвестиции – 2003- №1/2.

28 Расчет показателей при оценке эффективности инвестиционного проекта// Экономика строительства – 2000 - №12.

29 Методы оценки инвестиций // Аудитор – 2002 - №2.

30 Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения// Экономист – 2004 - №12.

31  Сайт АО «Улутас» - http://www.caspian.kz.

 

 



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)