Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЛУТАС»)



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЛУТАС») 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Оценка финансового состояния компании

     АО «Улутас» было образовано в декабре 1994 года, в ноябре 2006 года компанию приобрела «Каспийская инжиниринговая группа». Компания специализируется на добыче камня – ракушечника и производстве отделочных стеновых панелей. Местонахождение: Мангыстауская область, Каракиянский район, пос. Жетыбай. Жетыбайское месторождение камня – ракушечника было обнаружено и освоено в 1962 году.

   Для того чтобы оценить инвестиционную привлекательность данной компании, необходимо определить рейтинговую оценку. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы[12,стр.75].

Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.

 Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

1. Отбор и обоснование системы показателей, используемых для расчета рейтинга.

2. Формирование нормативной базы по каждому показателю.

3. Разработка алгоритма итоговой рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.

Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.

Итак, на первом этапе анализа инвестиционной привлекательности определяем систему показателей, необходимые для общего рейтинга. За основу возьмем следующую группу показателей:

- показатели оценки имущественного состояния;

- показатели оценки финансовой стойкости (платежеспособности);

- показатели оценки ликвидности активов;

- показатели оценки доходности;

- показатели оценки деловой активности.

Оценка финансовой устойчивости предприятия представлена в следующей таблице.

 

Таблица 1 – Показатели финансовой устойчивости предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

коэффициент независимости

0,02

0,034

0,09

0,07

коэффициент зависимости

0,98

0,97

0,74

-0,24

коэффициент финансирования

0,02

0,04

0,05

0,03

коэффициент покрытия инвестиций

0,02

0,034

0,051

0,031

коэффициент инвестирования

0,03

0,045

0,06

0,03

коэффициент кредиторской задолженности

0,98

0,94

0,87

-0,11

коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей

0,06

0,07

0,064

0,004

 

Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса. Он характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет собственных источников средств. Оптимальное значение – 0,5-0,6. В случае АО «Улутас» несмотря на положительную динамику(0,07), этот показатель является ниже нормы: даже в 2009 году он составил всего 0,09. Это связано с недостаточностью собственных средств, что возможно явилось последствием кризисных явлений.

  Коэффициент финансирования показывает возможность покрытия долгов собственным капиталом. Оптимальное значение 1. Здесь также характерны низкие показатели, но также наблюдается положительная динамика в 0,03.

  Коэффициент задолженности — отношение заемного капитала к собственному и резервам. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. В 2007-08 гг. данный показатель был высоким, но к 2009 году он немного понизился до 0,74.

Итак, по финансовой устойчивости можно сказать, что АО «Улутас» не хватает собственных средств и в основном его деятельность обеспечивается привлекаемыми средствами извне.

 Оценка платежеспособности представлена показателями ликвидности, которые отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Оценка ликвидности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,001

0,006

0,05

0,049

Коэффициент срочной ликвидности

0,09

0,12

0,3

0,21

Коэффициент текущей ликвидности

0,23

0,25

0,4

0,17

 

Абсолютная ликвидность предприятия показывает какая часть обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. В случае АО «Улутас» коэффициенты абсолютной ликвидности оказались очень низкими. Это значит, что предприятие не сможет погасить задолженность за счет денежных средств.

Для показателя срочной ликвидности обычно удовлетворяет значение ≥1. В случае АО «Улутас» значение этого показателя не превышает 1 и на 2009 год составляет всего 0,3, что также говорит о плохой платежеспобности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает в какой степени оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Удовлетворяет обычно коэффициент 2. На исследуемом предприятии его величина является ненормативной и составляет 0,23 и 0,4 в 2007 и 2009 гг. соответственно. Мы видим увеличение в 2009 году, но этого недостаточно для покрытия долгов.

Оценка доходности предприятия является следующей группой показателей составляющего рейтинг. Доходность измеряется с помощью абсолютных и относительных показателей.

 

Таблица 3 – Доходность предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Доход от реализации продукции

23,112,720

24,840,722

26,192,800

3,080,080

Валовой доход

-12,603985

-8,406,391

-3,510,422

9,093,563

Чистый доход

-32,014,075

-30,132,571

-25,418,300

6,595,775

 

По данным таблицы можно сказать, что предприятие убыточно, хотя к 2009 году убыток уменьшился на 6,595,775 тенге, но это не изменит факта убыточности предприятия.

Таблица 4 – Относительные показатели доходности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

доходность активов

-0,049

-0,045

-0,02

0,029

доходность долгосрочных активов

-0,08

-0,06

-0,034

0,046

доходность текущих активов

-0,4

-0,2

-0,1

0,3

доходность объема продаж

-0,64

-0,51

-0,3

0,34

доходность реализованной продукции

-1,6

-1,21

-0,8

0,8

доходность от основной деятельности

-0,48

-0,35

-0,2

0,28

доходность совокупного капитала

-0,051

-0,045

-0,03

0,021

доходность собственного капитала

-1,81

-1,32

-0,9

0,91

доходность основного капитала

-0,074

-0,06

-0,02

0,054

доходность оборотного капитал

-0,34

-0,2

-0,1

0,24

доходность заемного капитала

-0,06

-0,05

-0,02

0,04

 

Из данных таблицы видно, что даже не обращаясь к нормативным значениям коэффициентов доходности, наше исследуемое предприятие в убытке, так как все данные со знаком минус. Здесь также наблюдается положительная динамика, которая показывает, что убыток уменьшился.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования, а также выступают одним из составляющих рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности. Данные по рентабельности представлены в следующей таблице.

Таблица 5 – Оценка рентабельности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Общая рентабельность

-1,4

-1,21

-0,88

0,52

рентабельность собственного капитала

-2,5

-1,32

-1,04

1,46

рентабельность акционерного капитала

-0,7

-0,35

-0,3

0,4

рентабельность оборотных активов

-0,2

-0,2

-0,14

0,06

рентабельность активов

-0,05

-0,04

-0,037

0,013

 

Рентабельность со знаком минус также плохой признак. Также наблюдается положительная динамика к 2009 году. Отрицательное значение объясняется значением чистой прибыли, которая в течение трех лет также была отрицательна, т.е. мы здесь говорим не о чистой прибыли, а об убытке.

 В целом, финансовое состояние предприятия признано неудовлетворительным, т.е. уже можно сказать, что предприятие не представляет никакого интереса для инвесторов, но все обобщим эти данные и выведем рейтинг компании.

 

2.2 Определение рейтинга компании

 

После отбора показателей и конечно же их расчета необходимо по определенной классификации определить рейтинговую оценку компании. Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:

1. Использование экспертно-балльного метода.

2. Формирование интегрального показателя.

В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.

Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.

Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной. В компании интегрированную оценку корпоративных предприятий целесообразно строить на таких принципах:

1. Определение важнейших параметров объекта анализа: доход (выручка) от реализации продукции, чистая прибыль, собственный капитал, средние остатки активов, обязательств и капитала.

2. Построение системы показателей стоит производить исходя из их значимости и существенности. Важно использовать простые и понятные алгоритмы расчета показателей.

3. Точность оптимальных значений коэффициентов и границ удовлетворительного их уровня.

4. Информативность показателей, всесторонний учет качественных и количественных параметров финансовых ресурсов.

5. Доступность данных для расчета показателей, которая обеспечивается использованием информации исключительно из публичной финансовой отчетности.

6. Обеспечение требований для применения методов сравнения во времени и пространстве, сопоставимость показателей по периодам.

Существуют разные методики расчета рейтинговых или обобщающих показателей финансового состояния, которые предлагаются в профессиональной литературе.

Исследование теоретических подходов к анализу формирования и использование финансовых ресурсов, а также свидетельство экспертов-аналитиков компаний позволяют сформировать следующую систему показателей для определения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия: коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансового риска (левериджа), коэффициент финансовой стойкости, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

  Выбор таких показателей позволяет учесть при оценке финансового состояния уровень обеспечения предприятия собственными средствами, эффективность формирования капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность и способность к текущим расчетам предприятия.

С помощью данных показателей и их оптимальных значений, а также весовых коэффициентов в электронных информационных системах компании целесообразно осуществлять расчет рейтингового показателя корпоративного предприятия по формуле:

 

R=0,8*Кфн+0,2*Кз+0,3*Кф+Кл+0,2*Кд/к=1                        ( 3 )

     

Затем по ранжированию можно определить к какой рейтинговой группе относится предприятие.

 

Таблица 6 – Определение класса предприятия по рейтинговой шкале.

класс величина рейтинга оценка инвестиционной привлекательности
А1

1

максимальный потенциал, минимальный риск
A2

0,9

максимальный потенциал, умеренный риск
A3

0,8

высокий потенциал, умеренный риск
B1

0,75

средний потенциал, минимальный риск
B2

0,6

средний потенциал, умеренный риск
B3

0,53

средний потенциал, высокий риск
C1

0,5

пониженный потенциал, умеренный риск
C2

0,4

пониженный потенциал, высокий риск
C3

0,3

незначительный потенциал, высокий риск
D1

0,25

незначительный потенциал, экстремальный риск
D2

0,2

низкий потенциал, высокий риск
D3

0,1

низкий потенциал, экстремальный риск

 

Оценка инвестиционной привлекательности будет основываться на предположении, что лучшим будет считаться предприятие с большим количеством баллов, удовлетворительным будет считаться значение рейтинга не меньше 0,8 (суммы оптимальных значений).

    Для исследуемого предприятия значения рейтинга представлено в следующей таблице.

    

Таблица 7 – Рейтинговая оценка АО «Улутас» за 2007-2009 гг.

год

значение

рейтинг

2007

0,46

С2

2008

0,5

С1

2009

0,64

В2

     

  Из данных таблицы видно, что в течение трех лет (с 2007 по 2009) рейтинговая оценка увеличилась с пониженного потенциала на средний потенциал. Но данный факт не делает предприятие привлекательным для инвесторов. Как правило, инвесторы выбирают компании с минимальным риском и высоким потенциалом, т.е. компании рейтинга А. АО «Улутас» не относится к таким компаниям и даже не дотягивает до оптимального значения рейтинга, значит об инвестиционной привлекательности и не может быть и речи.

Оценка уровня инвестиционной привлекательности, получаемая путем предложенного алгоритма расчетов, является распространенной, но не исчерпывающей.

Положительными аспектами методики являются:

- комплексный характер: позволяет дать оценку инвестиционной привлекательности компании на общем уровне (анализ качественных характеристик (положение компании на рынке, деловая репутация, характеристика руководства и акционеров, стратегическая эффективность деятельности) и на системном уровне (основываясь на предпосылке: компания представляет собой сложную систему, содержащую комплекс многоуровневых подсистем, характеризуемых целостностью, качественной определенностью, замкнутостью, автономностью, наличием внешних и внутренних связей друг с другом);

- основу методики составляет дифференцированный подход к обоснованию уровня инвестиционной привлекательности компании;

- простота и понятность;

- возможность определить «контрольные точки» инвестиционной привлекательности компании, установить, по каким параметрам компания не соответствует эталонному уровню.

При этом нельзя не отметить следующие недостатки предложенной методики:

  - является распространенной, но не исчерпывающей. Фактически, представляет собой первый этап общей оценки инвестиционной привлекательности компании:

  - опирается только на ретроспективные показатели;

  - не учитывает такой важный момент, как оценка расходов на интеграцию, анализ расходов на интеграцию и заключительная оценка об уровне инвестиционной привлекательности компании.

 



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЛУТАС») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЛУТАС»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)