Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ учебного материала для реализации эстетического

Воспитания учащихся

 

На современном этапе обучения чтению качественно меняется роль взрослого в организации деятельности детей. Рассматриваемые программы дают основание говорить о трёх принципиальных аспектах такой деятельности. Во-первых, традиционное непосредст­венное участие в обучении детей чтению, во-вторых, организация живых впечатлений детей (по терминологии В. Г. Горецкого, «опыта восприятия окружающей действительности»), в-третьих, организация творческой деятельности детей. Остановимся на каждом из этих аспек­тов. Обучение чтению - самое привычное в деятельности учителя направление. Оно предпо­лагает работу над навыком чтения, над восприятием художественного текста и работу с дет­ской книгой. В результате такой целенаправленной работы на всех трёх уровнях на завер­шающем обучения в начальной школе будет сформирован квалифицированный читатель, т.е. читатель, который владеет набором необходимых навыков для продуктивного чтения. Одна­ко нельзя забывать, что квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется в условиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослого, которому небезразлично духовное развитие ребёнка. Чтение взрослого для себя в присутст­вии ребёнка, вместе с ним, совместные переживания, вызванные произведением, обсуждение прочитанного - всё это в итоге способствует началу литературного развития и образования ребёнка. В связи с этим в программе В. А. Левина «Начальное литературное образование» выделяется два ряда задач, одни из которых нацелены на привитие умений и навыков дея­тельности с произведением, на формирование коммуникативного отношения к искусству, а другие призваны сохранить присущее начинающему читателю непосредственное эмоцио­нально-целостное восприятие художественного произведения, уточнить и проявить индиви­дуальную реакцию на прочитанное, развить способность чувствовать гармонию произведе­ния и радоваться ей, пробудить стремление свободно действовать с условным художествен­ным миром, выстроенным автором. Для выполнения этого ряда задач «необходимо не так уж много - главным образом просто читать с детьми» (Левин В. А. Когда маленький школьник становиться большим читателем. - М.,1994. - С. 27-29). Такое педагогическое воздействие Владимир Глоцер в книге «Дети пишут стихи» назвал «стиховым воспитанием» и привёл слова А. Ахматовой: «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, А с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз - Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама» (Цит. по.: Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.Д964. - С. 55).

Нельзя в этой связи не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Пусть ухо их (детей) приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувствами изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, - прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет время...»[7 с 67].По сути, об этом же писал К. Д. Ушинский, когда подчёркивал: «ещё недостаточно, чтобы дети поняли...произведение, а надобно, чтобы они его почувство­вали» [29]

К. И. Чуковский в книге «от двух до пяти», рассказывая , что читал детям героический эпос и былины, замечает: «нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии...» (Чуковский К.И. От двух до пяти.- М.,1970.-С320)

Известно, что квалифицированная читательская деятельность обладает таким каче­ством, как ассоциативность. В процессе восприятия художественного произведения важную роль играют два потока ассоциаций: 1) ассоциации с реальной действительностью, с жиз­ненными ситуациями и 2) ассоциации с известными художественными произведениями. Чем богаче жизненный и читательский опыт воспринимающего текст, тем полнее и глубже его эстетическая реакция, и точнее интерпретация прочитанного. Отсюда необходимо целена­правленно работать над развитием и накоплением читательских и жизненных впечатлений. Грамотно организованное учителем «просто чтение» обеспечивает читательский кругозор детей и включает их в полноценную читательскую деятельность на самых ранних стадиях обучения. Но не менее важно обеспечить ребёнка разнообразными жизненными впечатле­ниями.

Известный специалист в области творческого воспитания детей Владимир Глоцер считает, что начинать работу с маленькими детьми следует с организации «школы воспри­ятий», на занятиях которой надо учить детей удивляться увиденному и привычному. Прохо­дить такие занятия должны на прогулках, в походах, на экскурсиях и в поездках. В книге «Дети пишут стихи» В.Глоцер замечает: «Бедность впечатлениями и событиями отрицатель­но сказывается на детском творчестве» (Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.,1964. - С. 48).

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младше­го школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка.

Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Обычно рекоменду­ются такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное ри­сование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Однако методика рассматри­вает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Такой взгляд приводит к тому, что в школьной практике творческие работы по следам прочитанного проводятся от случая к случаю, а главное, их выполнение не привлекает (или мало привлекает) внимание к форме произведения - жанру, структуре, словесным формулам и пр. В контексте же литера­турного образования творческая деятельность ребёнка признаётся, во-первых, строго обяза­тельной, во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в-третьих, фиксирующей внимание на форме произведе­ния.

Рассмотрим с этой точки зрения программу «Литературное чтение», предлагаемую в учебно-методическом комплекте «Гармония», автор - кандидат педагогических наук доцент О. В. Кубасова.

По определению автора, обучение чтению по данной программе предполагает реали­зацию следующих задач:

 

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мо-тивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, бегло­сти, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) воспри­ятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональ­ный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собст­венного отношения к тому, что написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизация, словесного рисования, творче­ского пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации лите­ратурных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на это базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором
средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Реализовывать данные задачи учителю помогает специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекоменда­ций.

Как мы видим, рассматриваемая программа включает обязательное творчество детей, как необходимый компонент обучения чтению. Усвоение творческой интерпретации худо­жественного текста является обязательным в данной программе по чтению.

Рассмотрим предлагаемый учебный материал по чтению во 2 классе с точки зрения возможности эстетического воспитания.

       Проанализируем представленный в учебниках О. В. Кубасовой учебный материал. Учебник для второго класса носит название «Любимые страницы». Он состоит он из двух частей. Как указывает автор в аннотации к учебнику, «представленные в учебнике про­изведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам обеспечит получение учащи­мися определённых образовательным стандартом читательских знаний, умений и навыков, разовьет их творческие наклонности. Центральное место в книге для второклассников зани­мает формирование всех компонентов чтения: осознанности, правильности, беглости и выра­зительности».

Обратимся к учебникам. Первое, на что хочется обратить внимание - это красочное оформление учебников с яркими иллюстрациями. В первой части, которая носит название «Учимся читать», выделяются четыре части:

1) «Читая - думаем»;

2) «Читаем правильно»;

3) «Читаем быстро»;

4) «Читаем выразительно».

Во второй части («Учимся работать с текстом») выделяются три части:

1) «Автор и его герои»;

2) «Слова, слова, слова»;
3) «План и пересказ».

Третья часть - «В мире книг» - знакомит учащихся с произведениями известных дет­ских авторов, таких, например, как К. Д. Ушинский (Два плуга), Л. Н. Толстой (Филиппок), В. Авдеенко (Маленькая Баба- Яга) и др.

Откроем часть первую учебника. Первое произведение, которое предстаёт перед чи­тателем, - стихотворение М. Бородицкой «Первое сентября». Это вводное произведение, ко­торое, на наш взгляд, служит для своеобразного настроя детей на начало учебного года. Да­лее учащиеся могут прочитать пословицы, посвященные учебе, такие как: «Смолоду учиться - навек пригодится», «Учение - путь к умению», «Чтение - вот лучшее учение» и др. Это, опять же, произведения настраивающего характера, как и стихотворение Б. Берестова «Читалочка». Вопросы к стихотворению направлены на то, чтобы ребёнок вспомнил полученные в первом классе навыки выразительного чтения.

Раздел «Читая - думаем» начинается со знакомства с новыми словами по теме «Оте­чество». Эта работа готовит учащихся к восприятию текста К. Ушинского «Наше Отечест­во». Работа с данным произведением, по нашему мнению, даёт большие возможности для патриотического воспитания. А вот следующее произведение - стихотворение В. Орлова «Родное» - даёт учителю возможность использовать его и в эстетическом воспитании на уро­ке чтения. Здесь возможно применить такой приём, как иллюстрирование стихотворения, что способствует развитию воображения. Следующие два произведения - Л. Ладонщикова «Скворец на чужбине» и П. Воронько «Лучше нет родного края» - содержат в себе возмож­ность использования в целях эстетического воспитания: возможность сравнения двух произ­ведений, иллюстрирование их. Стихотворение П. Воронько содержит несколько фраз, кото­рые можно читать по ролям и даже драматизировать, что несёт в себе элемент эстетического воспитания.

Стихотворение О. Дриза «Загадка» содержит в себе несколько приёмов эстетическо­го воспитания: можно предложит детям чтение по ролям (что под силу второклассникам на данном этапе, так как стихотворение небольшое), также само задание к стихотворению со­держит элемент эстетического воспитания - предлагается представить и нарисовать иллюст­рацию к данному стихотворению.

Следующие три стихотворения объединены одной темой - «Счёт», они даны в учеб­нике без названия, и детям после прочтения предложено к каждому подобрать название (за­головки предложены). Использованы произведения Б. Заходера, Р. Сефа, М. Юдалевич. Кро­ме этого задания, которое больше направлено на смысловой анализ произведений, предло­жено ещё одно, на наш взгляд, хорошо отвечающее поставленным нами задачам - выбрать одно стихотворение и подготовиться к конкурсу чтецов. Как мы видим, детям даётся воз­можность творчества, ведь конкурс предполагает собственную творческую активность, пусть даже направленную на выразительное чтение произведения.

Следующие несколько произведений объединены общим направлением - задания на добавление слов. Эти задания, на наш взгляд, направлены на развитие воображения детей и их логического мышления. Очень хорошо подобраны иллюстрации к текстам - они тоже не­сут в себе смысловую нагрузку и помогают детям отыскать нужное слово. Первое произве­дение данного направления («Чудеса в авоське» В. Левина) подготавливает учащихся к игре «Угадай слово». Два следующих произведения (отрывки из произведений С. Иванова и сти­хотворение А. Шибаева «Кто слово найдёт?») - собственно сама игра. При работе над дан­ными произведениями возможно использовать такие приёмы эстетического воспитания, как иллюстрирование, чтение по ролям, наблюдение за словами, можно использовать музыкаль­ный материал.

Произведения В. Берестова «Если хочешь пить» и «Гололедица» содержат материал, больше направленный на нравственное воспитание учащихся.

Сказка Б. Заходера «Как волк песни пел» даёт возможность направить работу над ней в нужное русло, задания к сказке, предложенные автором учебника содержат такую возмож­ность. Например: наблюдение над словами - ученикам предложено ответить на вопросы: «Как автору сказки удалось передать звучание волчьей песни? Какие звуки часто повторяют­ся в пении и речи волка?» Дополнительно можно использовать такие приёмы, как драмати­зация, чтение по ролям, словесное рисование (описать лес, в котором жил волк), иллюстрирование отдельных эпизодов сказки. Следует учитывать, что произведение изучается в нача­ле второго класса, и при подборе приёмов надо иметь в виду уровень обученности детей.

Произведение С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» так­же даёт возможность решения поставленных задач. К данному произведению автор предла­гает творческое задание - придумать сказку к данному заглавию, причем, не читая сказки С. Прокофьева. Затем предлагается сравнить придуманную сказку со сказкой С. Прокофьева. Для самостоятельного определения главной мысли произведения автор предлагает подобрать пословицы, которые подходят к данной сказке.

Следующая сказка (В. Зотова «За двумя зайцами») больше поучительного, нравствен­ного характера, хотя и при работе с ней есть возможность решать задачи эстетического вос­питания (чтение по ролям, драматизация, иллюстрирование).

Поучительные рассказы Э. Шима «Жук на ниточке» и «Очень вредная крапива» объе­динены общим содержанием - нравственно-поучительным, что также даёт учителю возмож­ность решать задачи и по эстетическому воспитанию - в произведениях есть диалоги, кото­рые можно использовать в драматизации произведения.

Произведение Л. Н. Толстого «Косточка» помогает детям проанализировать поступки героев - задания автора учебника направлены именно на это - и сравнить поступок героя с собственными поступками.

Сказка С. Прокофьева «Когда можно плакать?» содержит в себе большие возможно­сти по эстетическому воспитанию детей. При чтении произведения можно предложить детям наблюдение за словами (Как автор выражает звуки, которые издают петух, кузнечик, лягуш­ка и соловей?), можно разыграть произведение по ролям, используя маски или костюмы, также возможно предложить детям сочинить самим рассказ по заглавию сказки.

Следующая сказка В. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук» содержит в себе очень хороший материал для использования в целях эстетического воспитания - сам язык сказки настраивает детей на прекрасное. Философский характер сказки - решение проблемы: кто нужен людям и кто не нужен - даёт возможность учащимся взглянуть на окружающий мир глазами Девочки. Автор учебника формулирует задания к тексту с учётом задач эстети­ческого воспитания. Предлагается прочитать по ролям разговор Соловья и Жука, затем автор интересуется мнением детей, спрашивая, кто же из персонажей более симпатичен ребятам, и почему.

Тема дружбы, поднимаемая в сказке С. Козлова «В сладком морковном лесу» близка детям. Восприятие произведения организуется автором учебника на эмоциональном уровне, как таковой анализ текста отсутствует, здесь есть возможность чтения по ролям (драматиза­ции). Такой подход к сказке оправдан, ведь текст не требует глубоко анализа.

Рассказы В. Осеевой «Сторож» и «Кто наказал его» больше нравственного содержа­ния, но также дают возможность творчеству детей - чтение по ролям, иллюстрации.

Стихотворение А. Барто «Рыцари» представлено в учебнике вместе с иллюстрацией. Оно несёт в себе поучительный характер, но, вместе с тем даёт возможность решать некото­рые задачи эстетического воспитания - автор учебника не случайно предлагает детям отве­тить на вопрос: «Какие чувства вложила А. Барто в название стихотворения: гордость, иро­нию, уважение, насмешку?» При ответе на поставленный вопрос дети волей-неволей обра­щаются к своему опыту и анализируют смысл произведения на его основе.

Следующее произведение, как и большинство произведений В.Осеевой, ярко выра­женного нравственного характера, направленно на анализ поступков героев («Плохо»). Но и здесь есть возможность решать поставленные нами задачи - читать по ролям или проиллю­стрировать произведение, тем более что в учебнике иллюстрации к нему нет.

А вот стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка» содержит большой материал для работы в данном направлении - автор учебника даёт задания к произведению, связанные с творчеством учеников: «Нарисуй картинку к этому стихотворению. Какие цвета ты выбе­решь, чтобы передать настроение стихотворения - тёмные, мрачные или яркие?» Как видно из задания - дети не просто должны проиллюстрировать стихотворение, но и задуматься над цветовым решением рисунка.

Предложенная далее сказка также даёт возможность для детского творчества - она дана без названия и нужно детям выбрать подходящее из тех, что есть в задании. А третье задание к тексту - это целевое задание, направленное на эстетическое воспитание детей -автор предлагает сыграть маленький спектакль, причём вначале нужно попробовать сыграть роль лисы, приглашающей журавля в гости, и только затем разыграть первую часть сказки, как спектакль.

Можно разыграть и следующую сказку «Ссора птиц», хотя автор не предлагает этого делать, но, по нашему мнению, данная сказка не менее интересна для данной цели. Также можно проиллюстрировать это произведение, причём с учётом происхождения сказки (сказ­ка индийская), а при инсценирование её можно использовать и народную музыку.

Два следующих стихотворения В. Берестова и Э. Мошковской объединены общей те­мой, которую можно выразить пословицей: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в учебнике стихотворения проиллюстрированы. Задания к ним также содержат элемент эсте­тического воспитания - предлагается ответить на вопрос: Какое из стихотворений нужно чи­тать с грустью? То есть детям необходимо на основе собственных ощущений ответить на по­ставленный вопрос. Подбор пословиц, которые наиболее подходят к последнему стихотво­рению, также предполагают творчество детей..

Русская народная сказка «Самое дорогое» - довольно большое произведение для вто­роклассников на данном этапе обучения, но задания к ней также даёт возможность учителю решать задачи эстетического воспитания. Первое же задание творческого характера - пред­лагается нарисовать Лесного Деда. Также можно предложить детям прочитать сказку по ро­лям, диалоговый характер сказки даёт такую возможность. И, конечно же, задания направле­ны на анализ произведения, а также на обращение к личному опыту ребёнка и его собствен­ному восприятию мира.

Сказка С. Баруздина «Кузнец» продолжает тему счастья в труде, она также даёт воз­можность творчества детей - можно почитать сказку по ролям, проиллюстрировать части сказки, к которым нет иллюстрации. А завершает тему стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает», которое является как бы противоположностью предыдущим сказкам. Дети долж­ны подобрать пословицу со страницы 51, которую они могли бы напомнить герою стихотво­рения о том, что всё даётся трудом.

Большая сказка «Два мороза» интересна с точки зрения эстетического воспитания -задания к тексту содержат предложение разыграть как в театре, последний разговор двух Морозов. Автор даёт задания, которые в наибольшей степени помогут детям подготовиться к драматизации: «Представь и нарисуй словами место, где происходил этот разговор. Это бу­дут «декорации» сказочного зимнего леса (Приём словесного рисования, что способствует развитию воображения детей). Вообрази, что нужно изготовить костюмы и загримировать актёров, исполняющих роли братьев Морозов. Как они будут выглядеть? Во что их одеть? Подумай о том, к каким настроением, каким голосом говорить каждый из Морозов. Выучи слова. (Не обязательно наизусть, можно говорить своими словами, не пропуская ничего важ­ного)». Как видим, это очень обширное задание, направленное на собственное творчество ребёнка. Этим произведением в учебнике заканчивается первый раздел «Читая - думаем». Как мы видим, все произведения раздела подобраны в соответствии с темой. Много заданий подобрано таким образом, чтобы ребёнок мог анализировать собственные ощущения, обра­щаться к своему опыту, творчески мыслить и применять свои творческие способности (рисо­вать, драматизировать, воображать).

Следующий раздел - «Читаем правильно» - направлен, прежде всего, на отработку на­выка правильного чтения, между текстами автор даёт упражнения, направленные на решение этой задачи.

Начинается раздел со стихотворения В. Бардыма «Мы читаем», которое не только раскрывает тему данного раздела, но и содержит материал для эстетического воспитания -почитать стихотворение по ролям, попробовать драматизировать его.

Следующие два произведения, стихотворение В. Гусева «Вот так кот» и маленький рассказ Н. Бурсова «Кот и крот», помогают обратить внимание детей на правильное прочте­ние слов, на отличия слов, близких по произношению (кот-крот).

Сказку Д. Биссета «Орёл и овечка» можно читать с детьми по ролям. Задания к тексту направлены на анализ содержания. Также можно предложить детям проиллюстрировать сказку.

Рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» интересен тем, что речь в нём идёт о детях, ровесниках учащихся, это позволяет детям примерить ситуацию рассказа на себя. За­дания к тексту также дают возможность детям творчески мыслить - предлагается нарисовать словесный портрет Дениски. Четвёртое задание предлагает детям подготовиться к чтению по ролям, отметив слова героев карандашом.

Рассказ того же автора «Когда я был маленьким» также можно читать с детьми по ро­лям. А вот рассказ «Не пиф, не паф» содержит большой материал для решения задач по эсте­тическому воспитанию. Автор учебника активно использует эту возможность, дав задания такого характера. Одно из заданий (кстати, задание этого типа встречается впервые в данном учебнике) предполагает творчество ребёнка по сочинению песенки о зайчике, для помощи в выполнении этого задания автор знакомит детей с понятием «рифма». Другое задание пред­лагает детям переделать сказку так, чтобы она перестала быть страшной. Как мы видим, уже на этом этапе обучения автор учебника даёт детям большие возможности творческой работы над произведениями.

Рассказ Н. Носова «Находчивость» и задания к нему также содержат материал по эс­тетическому воспитанию - уже знакомые детям задания по театрализации произведения или его отрывка с подготовительной работой: отметить слова героев, подумать, каким голосом нужно читать слова мальчиков.

Тот же материал можно найти и в сказке Д. Родари «Машинка для приготовления уроков».

Стихотворение Б. Заходера «Муравей» хорошо читать по ролям, предложив детям по­думать, какими голосами могут говорить герои. А при прочтении постараться прочитать именно тем голосом, каким мог бы «говорить» герой.

Этим стихотворением заканчивается второй раздел учебника «Читаем правильно». Как мы видим, в этом разделе появляется возможность усложнить задания, связанные с эсте­тическим воспитанием. Если в первом разделе мы говорили только лишь о чтении по ролям и иллюстрировании произведений, и кое-где о наблюдении за словами, то уже во втором разделе автор подбирает произведения, которые дают возможность расширить задания - не просто чтение по ролям, а драматизация, причём с серьёзной подготовительной работой: представить себе героя, обстановку, в которой происходит действие, грим актёров, попы­таться подобрать правильный тембр голоса героев и т.д. Не просто сочинить сказку по загла­вию, а сочинить песенку, подобрав предварительно рифму к словам. Пересочинить сказку так, чтобы она перестала быть страшной.

Следовательно, можно уже сейчас сказать, что учебник предполагает целенаправлен­ную работу по литературному, эстетическому, творческому воспитанию учащихся.

Далее открываем раздел «Читаем быстро», как видно из названия, весь раздел будет направлен на формирование навыка быстрого чтения. Что доказывает первое задание - ско­роговорки, направленные на формирование правильной и быстрой речи, на умение управ­лять своим дыханием. Данное упражнение напоминает упражнения, применяемые при обу­чении актёров. Что лишний раз доказывает направленность материала не просто на навык чтения, а на творческую активность детей. Следующие несколько произведений так же ре­шают эти задачи (скороговорки И. Мазнина «Шла лисица», Е. Благининой, М. Бородицкой, стихотворение Р. Сефа «Бесконечные стихи»). Стихотворение Э. Мошковской «Болельщик» даёт возможность познакомить детей с понятием «лирический герой», а задания к произведению направлены на то, чтобы дети по­пытались проникнуться настроением стихотворения и высказать своё мнение о ситуации.

Юмористический рассказ Ю. Ермолаева «Угодили» можно прочитать с детьми по ро­лям, а также проиллюстрировать, задание 5 к тексту даёт возможность пофантазировать: «Прочитав начало рассказа (задание 4), подумай, что произойдёт дальше» Как правило, ва­риантов продолжения будет много, так как дети любят сочинять продолжения рассказов, опираясь на свой опыт и фантазию.

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка», как всегда в этого автора глубоко нравствен­ный и поучительный. Но задания к тексту предполагают и творчество детей: все задания на­правлены на подготовку и проведение драматизации или радиоспектакля.

Два следующих произведения В. Голявкина «Как я под партой сидел» и «Про то, для кого Вовка учится» также возможно читать по ролям, либо провести радиоспектакль (кстати, при наличии школьного радиоузла постоянные короткие выступления второклассников с та­кими постановками дают возможность детям почувствовать себя настоящими актёрами), так же можно предложить детям проиллюстрировать произведения.

Заключительное произведение раздела - дагестанская сказка «Храбрый мальчик»- так же интересна с точки зрения эстетического воспитания. Задания предполагают, что дети са­ми определят жанр произведения: «Это произведение- рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение». Так же предлагается выбрать наиболее точное название для сказки из нескольких, причём выбор нужно объяснить.

Как видно из анализа третьего раздела учебника, к заданиям, связанным с эстетиче­ским воспитанием, прибавилось задание по подготовке и проведению радиоспектакля, что предполагает более глубокую работу с голосом, характером героев, обстановкой и т.д.

Четвёртый раздел «Читаем выразительно» содержит произведения, при работе с кото­рыми нужно обращать пристальное внимание именно на выразительность чтения. Первое же произведение (стихотворение А.Прокофьева «Как на горке, на горе») предполагает вырази­тельное чтение, что видно из заданий к стихотворению. Автор учебника просит учащихся при чтении выразительно передать настроение. Далее, при изучении стихотворения А.Фета «Чудная картина...», просто необходимо использовать в качестве иллюстраций произведе­ния художников на тему «Зима», музыкальные произведения на эту же тему (например, цикл П.И.Чайковского «Времена года»). При работе над этим стихотворением открываются боль­шие возможности по решению задач эстетического воспитания. При подготовке к воспри­ятию произведения можно использовать экскурсию-наблюдение за зимней природой, слуша­ние произведений о зиме, демонстрацию репродукций картин художников. Можно также предложить детям несколько музыкальных отрывков, среди которых они могли бы выбрать наиболее подходящий к этому стихотворению, или подобрать среди представленных репро­дукций картин различных художников иллюстрацию к стихотворению.

Задания к сказке С. Воронина «Храбрый клоун» направлены на творческую актив­ность детей. Им предложено придумать свою сказку об игрушках, подумать и прочитать, ка­ким голосом мог бы говорить клоун. В дополнении к авторским заданиям можно предложить детям нарисовать портрет клоуна.

Следующие два стихотворения (С. Маршака «Жадина» и О. Григорьева «Яма») пред­ложено читать по ролям с товарищем, они написаны в форме диалога. Можно также предло­жить читать стихотворения одному ученику, изменяя голос при чтении.

А вот стихотворение Э. Успенского «Всё в порядке» просто необходимо проиллюст­рировать, что и содержится в заданиях. Все задания направлены на подготовку и проведение радиоспектакля. Подготовка строится по уже знакомой нам схеме: отметить слова героев ка­рандашом, выбрать правильный тон разговора со стороны мамы, сына.

Рассказ В. Осеевой «Три товарища» с нравственным характером, как всегда у этого автора заставляет задуматься над поведением героев, что не исключает работу по эстетиче­скому воспитанию детей - чтение по ролям, иллюстрация, поиск правильной интонации при чтении слов героев (Коли и Миши). Задания к тексту предполагают, что учащиеся, выполнив все из них, смогут разыграть маленький спектакль.

Стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин» можно начать с творческого за­дания - слепить из пластилина героев стихотворения: куклы, клоуна. Затем предложить де­тям перечитать стихотворение, сравнив интонацию прочтения начала и конца стихотворе­ния. В заключении нам представляется возможным использовать песню, написанную С. Ни­китиным на данный текст. Следует попросить учащихся ответить на вопрос, верно ли подоб­рал композитор интонацию исполнения песни.

Рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных» можно поставить с детьми как радиоспек­такль, что и предполагают задания к тексту.

Следующее стихотворение Э. Мошковской «Обида» предлагается проанализировать с точки зрения настроения произведения, а также ведётся работа по выразительному чтению (обозначены паузы). Второе стихотворение этого же автора «Трудный путь» сразу же разде­лено на паузы и детей просят проанализировать, почему в нём так много длинных пауз. Так же задание творческого характера - прочитать стихотворение, стараясь передать состояние произведения. Затем, в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» паузы не рас­ставляются, но задание довольно трудное и, без сомнения, творческое - прочитать стихотво­рение так, чтобы оно понравилось маме.

Тема любви к маме продолжена в рассказе И. Дика «Красные яблоки». Задание пред­полагает не просто найти отрывки, где дано описание ссоры мальчиков и объяснить её при­чину, но и определить, какие слова подсказывают тон голосов мальчиков. И, уже по тради­ции данного учебника, предполагается постановка радиоспектакля.

Основная задача, которая стоит перед учащимися при чтении следующего стихотво­рения - передать настроение произведения голосом. А чтобы это сделать, надо подумать над текстом, определить, каким голосом лучше его читать, в каком темпе, словом, творчески по­дойти к чтению этого произведения.

Сказка С. Козлова «Заяц и медвежонок» предполагает драматизацию, с определённым планом подготовки к ней. Так же при работе с текстом с точки зрения эстетики можно обра­тить внимание детей на то, что же происходило с природой, пока Заяц шёл к Медвежонку, предложить нарисовать героев сказки, подумать и ответить - как они относятся друг к другу.

Стихотворение И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка» даёт возможность чте­ния его по ролям или драматизации с масками и даже с костюмами. При чтении стихотворе­ния по ролям можно использовать фонограмму звуков сверчка. Одно из заданий к стихотво­рению предполагает сочинительство детей: «Придумай мотив для песенки сверчка и спой её»

Басня К. Ушинского «Гусь и журавль» так же построена в форме диалога, что даёт возможность прочитать её по ролям, передавая характеры и чувства персонажей. Так же можно попросить учащихся проиллюстрировать её. Та же работа может быть проведена и со второй басней того же автора «Кто дерёт нос кверху».

Стихотворение Н. Юсупова «Серый волк» также предложено читать по ролям, опре­делив характер персонажей. А также предполагается постановка радиоспектакля.

Как и все произведения, предложенные в этом разделе, сказка Д. Родари «Рыбы» даёт возможность детям для творческого поиска, а значит, позволяет решать задачи эстетического воспитания. Как и предыдущие произведения, предложено подготовиться к радиоспектаклю по этой сказке. Особое внимание обращается на выделение голосом наиболее важных для понимания слов.

В стихотворении Б. Заходера «Кискино горе» учащимся необходимо определить пра­вильно тон прочтения стихотворения (сочувствие или ирония). Можно так же использовать такой приём, как иллюстрирование. Та же тема (кошки) и у стихотворения Э. Мошковской «Говорящая кошка». Но это стихотворение надо прочитать с учётом интонаций, свойствен­ных кошке.

 

При работе над следующим стихотворением (А. Фройденберга «Великан и мышь») автор учебника так же делает акцент на работе над интонациями, характером стихотворения, темпом речи в том или ином случае. И только после такой предварительной работы предла­гается прочитать стихотворение выразительно. Дополнительно при решении задач по эсте­тическому воспитанию данное стихотворение можно прочитать по ролям.

Сказка Д. Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». Сказка хоро­шо иллюстрирована, задания так же подобраны таким образом, чтобы дети могли проявить свою творческую активность, а не просто следовать указаниям учителя. Предлагается опре­делить, каким образом нужно читать слова Бинки, каким - слова сержанта. Найти и перечи­тать разговор Бинки с Зеброй, определить, каким голосом нужно читать слова каждого из них. Дополнительно к авторским заданиям мы видим возможным разыграть сказку, либо по­ставить радиоспектакль.

Заканчивает данный раздел, а вместе с ним и первую часть учебника сказка К. Ушинского «Спор деревьев». Здесь так же, как и в других произведениях данного раздела, работа направлена на выразительное чтение. Задачи эстетического воспитания помогает решить за­дание 4 (Исполни роль сказочного дуба) и 5 (Роль какого персонажа этой сказки тебе ещё хотелось бы сыграть? Сделай это). Дополнительно можно провести экскурсию в парк (если есть такая возможность) и показать детям в природе дуб, яблоню, сосну. А затем проиллюст­рировать сказку, показав деревья живыми существами.

Как показал анализ данного раздела «Читаем выразительно», вся работа в нём на­правлена на решение основной задачи - формирование навыка выразительного чтения, но автор учебника так же не забывает и об эстетическом воспитании учащихся. Это доказывают разнообразные задания, связанные с включением в работу творчества детей.

Вторая книга учебника содержит в себе две части. Вторая часть «Учимся работать с текстом» делится на разделы: «Автор и его герои», «Слова, слова, слова», «План и пересказ». Часть третья имеет один разде<



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)