Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе
Анализ учебного материала для реализации эстетического Воспитания учащихся
На современном этапе обучения чтению качественно меняется роль взрослого в организации деятельности детей. Рассматриваемые программы дают основание говорить о трёх принципиальных аспектах такой деятельности. Во-первых, традиционное непосредственное участие в обучении детей чтению, во-вторых, организация живых впечатлений детей (по терминологии В. Г. Горецкого, «опыта восприятия окружающей действительности»), в-третьих, организация творческой деятельности детей. Остановимся на каждом из этих аспектов. Обучение чтению - самое привычное в деятельности учителя направление. Оно предполагает работу над навыком чтения, над восприятием художественного текста и работу с детской книгой. В результате такой целенаправленной работы на всех трёх уровнях на завершающем обучения в начальной школе будет сформирован квалифицированный читатель, т.е. читатель, который владеет набором необходимых навыков для продуктивного чтения. Однако нельзя забывать, что квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется в условиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослого, которому небезразлично духовное развитие ребёнка. Чтение взрослого для себя в присутствии ребёнка, вместе с ним, совместные переживания, вызванные произведением, обсуждение прочитанного - всё это в итоге способствует началу литературного развития и образования ребёнка. В связи с этим в программе В. А. Левина «Начальное литературное образование» выделяется два ряда задач, одни из которых нацелены на привитие умений и навыков деятельности с произведением, на формирование коммуникативного отношения к искусству, а другие призваны сохранить присущее начинающему читателю непосредственное эмоционально-целостное восприятие художественного произведения, уточнить и проявить индивидуальную реакцию на прочитанное, развить способность чувствовать гармонию произведения и радоваться ей, пробудить стремление свободно действовать с условным художественным миром, выстроенным автором. Для выполнения этого ряда задач «необходимо не так уж много - главным образом просто читать с детьми» (Левин В. А. Когда маленький школьник становиться большим читателем. - М.,1994. - С. 27-29). Такое педагогическое воздействие Владимир Глоцер в книге «Дети пишут стихи» назвал «стиховым воспитанием» и привёл слова А. Ахматовой: «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, А с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз - Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама» (Цит. по.: Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.Д964. - С. 55). Нельзя в этой связи не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Пусть ухо их (детей) приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувствами изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, - прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет время...»[7 с 67].По сути, об этом же писал К. Д. Ушинский, когда подчёркивал: «ещё недостаточно, чтобы дети поняли...произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [29] К. И. Чуковский в книге «от двух до пяти», рассказывая , что читал детям героический эпос и былины, замечает: «нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии...» (Чуковский К.И. От двух до пяти.- М.,1970.-С320) Известно, что квалифицированная читательская деятельность обладает таким качеством, как ассоциативность. В процессе восприятия художественного произведения важную роль играют два потока ассоциаций: 1) ассоциации с реальной действительностью, с жизненными ситуациями и 2) ассоциации с известными художественными произведениями. Чем богаче жизненный и читательский опыт воспринимающего текст, тем полнее и глубже его эстетическая реакция, и точнее интерпретация прочитанного. Отсюда необходимо целенаправленно работать над развитием и накоплением читательских и жизненных впечатлений. Грамотно организованное учителем «просто чтение» обеспечивает читательский кругозор детей и включает их в полноценную читательскую деятельность на самых ранних стадиях обучения. Но не менее важно обеспечить ребёнка разнообразными жизненными впечатлениями. Известный специалист в области творческого воспитания детей Владимир Глоцер считает, что начинать работу с маленькими детьми следует с организации «школы восприятий», на занятиях которой надо учить детей удивляться увиденному и привычному. Проходить такие занятия должны на прогулках, в походах, на экскурсиях и в поездках. В книге «Дети пишут стихи» В.Глоцер замечает: «Бедность впечатлениями и событиями отрицательно сказывается на детском творчестве» (Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.,1964. - С. 48). Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Обычно рекомендуются такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Однако методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Такой взгляд приводит к тому, что в школьной практике творческие работы по следам прочитанного проводятся от случая к случаю, а главное, их выполнение не привлекает (или мало привлекает) внимание к форме произведения - жанру, структуре, словесным формулам и пр. В контексте же литературного образования творческая деятельность ребёнка признаётся, во-первых, строго обязательной, во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в-третьих, фиксирующей внимание на форме произведения. Рассмотрим с этой точки зрения программу «Литературное чтение», предлагаемую в учебно-методическом комплекте «Гармония», автор - кандидат педагогических наук доцент О. В. Кубасова. По определению автора, обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мо-тивационная сторона читательской деятельности.) 2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.) 3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что написано.) 4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизация, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др. 5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. 6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на это базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. 7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором Реализовывать данные задачи учителю помогает специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций. Как мы видим, рассматриваемая программа включает обязательное творчество детей, как необходимый компонент обучения чтению. Усвоение творческой интерпретации художественного текста является обязательным в данной программе по чтению. Рассмотрим предлагаемый учебный материал по чтению во 2 классе с точки зрения возможности эстетического воспитания. Проанализируем представленный в учебниках О. В. Кубасовой учебный материал. Учебник для второго класса носит название «Любимые страницы». Он состоит он из двух частей. Как указывает автор в аннотации к учебнику, «представленные в учебнике произведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам обеспечит получение учащимися определённых образовательным стандартом читательских знаний, умений и навыков, разовьет их творческие наклонности. Центральное место в книге для второклассников занимает формирование всех компонентов чтения: осознанности, правильности, беглости и выразительности». Обратимся к учебникам. Первое, на что хочется обратить внимание - это красочное оформление учебников с яркими иллюстрациями. В первой части, которая носит название «Учимся читать», выделяются четыре части: 1) «Читая - думаем»; 2) «Читаем правильно»; 3) «Читаем быстро»; 4) «Читаем выразительно». Во второй части («Учимся работать с текстом») выделяются три части: 1) «Автор и его герои»; 2) «Слова, слова, слова»; Третья часть - «В мире книг» - знакомит учащихся с произведениями известных детских авторов, таких, например, как К. Д. Ушинский (Два плуга), Л. Н. Толстой (Филиппок), В. Авдеенко (Маленькая Баба- Яга) и др. Откроем часть первую учебника. Первое произведение, которое предстаёт перед читателем, - стихотворение М. Бородицкой «Первое сентября». Это вводное произведение, которое, на наш взгляд, служит для своеобразного настроя детей на начало учебного года. Далее учащиеся могут прочитать пословицы, посвященные учебе, такие как: «Смолоду учиться - навек пригодится», «Учение - путь к умению», «Чтение - вот лучшее учение» и др. Это, опять же, произведения настраивающего характера, как и стихотворение Б. Берестова «Читалочка». Вопросы к стихотворению направлены на то, чтобы ребёнок вспомнил полученные в первом классе навыки выразительного чтения. Раздел «Читая - думаем» начинается со знакомства с новыми словами по теме «Отечество». Эта работа готовит учащихся к восприятию текста К. Ушинского «Наше Отечество». Работа с данным произведением, по нашему мнению, даёт большие возможности для патриотического воспитания. А вот следующее произведение - стихотворение В. Орлова «Родное» - даёт учителю возможность использовать его и в эстетическом воспитании на уроке чтения. Здесь возможно применить такой приём, как иллюстрирование стихотворения, что способствует развитию воображения. Следующие два произведения - Л. Ладонщикова «Скворец на чужбине» и П. Воронько «Лучше нет родного края» - содержат в себе возможность использования в целях эстетического воспитания: возможность сравнения двух произведений, иллюстрирование их. Стихотворение П. Воронько содержит несколько фраз, которые можно читать по ролям и даже драматизировать, что несёт в себе элемент эстетического воспитания. Стихотворение О. Дриза «Загадка» содержит в себе несколько приёмов эстетического воспитания: можно предложит детям чтение по ролям (что под силу второклассникам на данном этапе, так как стихотворение небольшое), также само задание к стихотворению содержит элемент эстетического воспитания - предлагается представить и нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению. Следующие три стихотворения объединены одной темой - «Счёт», они даны в учебнике без названия, и детям после прочтения предложено к каждому подобрать название (заголовки предложены). Использованы произведения Б. Заходера, Р. Сефа, М. Юдалевич. Кроме этого задания, которое больше направлено на смысловой анализ произведений, предложено ещё одно, на наш взгляд, хорошо отвечающее поставленным нами задачам - выбрать одно стихотворение и подготовиться к конкурсу чтецов. Как мы видим, детям даётся возможность творчества, ведь конкурс предполагает собственную творческую активность, пусть даже направленную на выразительное чтение произведения. Следующие несколько произведений объединены общим направлением - задания на добавление слов. Эти задания, на наш взгляд, направлены на развитие воображения детей и их логического мышления. Очень хорошо подобраны иллюстрации к текстам - они тоже несут в себе смысловую нагрузку и помогают детям отыскать нужное слово. Первое произведение данного направления («Чудеса в авоське» В. Левина) подготавливает учащихся к игре «Угадай слово». Два следующих произведения (отрывки из произведений С. Иванова и стихотворение А. Шибаева «Кто слово найдёт?») - собственно сама игра. При работе над данными произведениями возможно использовать такие приёмы эстетического воспитания, как иллюстрирование, чтение по ролям, наблюдение за словами, можно использовать музыкальный материал. Произведения В. Берестова «Если хочешь пить» и «Гололедица» содержат материал, больше направленный на нравственное воспитание учащихся. Сказка Б. Заходера «Как волк песни пел» даёт возможность направить работу над ней в нужное русло, задания к сказке, предложенные автором учебника содержат такую возможность. Например: наблюдение над словами - ученикам предложено ответить на вопросы: «Как автору сказки удалось передать звучание волчьей песни? Какие звуки часто повторяются в пении и речи волка?» Дополнительно можно использовать такие приёмы, как драматизация, чтение по ролям, словесное рисование (описать лес, в котором жил волк), иллюстрирование отдельных эпизодов сказки. Следует учитывать, что произведение изучается в начале второго класса, и при подборе приёмов надо иметь в виду уровень обученности детей. Произведение С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» также даёт возможность решения поставленных задач. К данному произведению автор предлагает творческое задание - придумать сказку к данному заглавию, причем, не читая сказки С. Прокофьева. Затем предлагается сравнить придуманную сказку со сказкой С. Прокофьева. Для самостоятельного определения главной мысли произведения автор предлагает подобрать пословицы, которые подходят к данной сказке. Следующая сказка (В. Зотова «За двумя зайцами») больше поучительного, нравственного характера, хотя и при работе с ней есть возможность решать задачи эстетического воспитания (чтение по ролям, драматизация, иллюстрирование). Поучительные рассказы Э. Шима «Жук на ниточке» и «Очень вредная крапива» объединены общим содержанием - нравственно-поучительным, что также даёт учителю возможность решать задачи и по эстетическому воспитанию - в произведениях есть диалоги, которые можно использовать в драматизации произведения. Произведение Л. Н. Толстого «Косточка» помогает детям проанализировать поступки героев - задания автора учебника направлены именно на это - и сравнить поступок героя с собственными поступками. Сказка С. Прокофьева «Когда можно плакать?» содержит в себе большие возможности по эстетическому воспитанию детей. При чтении произведения можно предложить детям наблюдение за словами (Как автор выражает звуки, которые издают петух, кузнечик, лягушка и соловей?), можно разыграть произведение по ролям, используя маски или костюмы, также возможно предложить детям сочинить самим рассказ по заглавию сказки. Следующая сказка В. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук» содержит в себе очень хороший материал для использования в целях эстетического воспитания - сам язык сказки настраивает детей на прекрасное. Философский характер сказки - решение проблемы: кто нужен людям и кто не нужен - даёт возможность учащимся взглянуть на окружающий мир глазами Девочки. Автор учебника формулирует задания к тексту с учётом задач эстетического воспитания. Предлагается прочитать по ролям разговор Соловья и Жука, затем автор интересуется мнением детей, спрашивая, кто же из персонажей более симпатичен ребятам, и почему. Тема дружбы, поднимаемая в сказке С. Козлова «В сладком морковном лесу» близка детям. Восприятие произведения организуется автором учебника на эмоциональном уровне, как таковой анализ текста отсутствует, здесь есть возможность чтения по ролям (драматизации). Такой подход к сказке оправдан, ведь текст не требует глубоко анализа. Рассказы В. Осеевой «Сторож» и «Кто наказал его» больше нравственного содержания, но также дают возможность творчеству детей - чтение по ролям, иллюстрации. Стихотворение А. Барто «Рыцари» представлено в учебнике вместе с иллюстрацией. Оно несёт в себе поучительный характер, но, вместе с тем даёт возможность решать некоторые задачи эстетического воспитания - автор учебника не случайно предлагает детям ответить на вопрос: «Какие чувства вложила А. Барто в название стихотворения: гордость, иронию, уважение, насмешку?» При ответе на поставленный вопрос дети волей-неволей обращаются к своему опыту и анализируют смысл произведения на его основе. Следующее произведение, как и большинство произведений В.Осеевой, ярко выраженного нравственного характера, направленно на анализ поступков героев («Плохо»). Но и здесь есть возможность решать поставленные нами задачи - читать по ролям или проиллюстрировать произведение, тем более что в учебнике иллюстрации к нему нет. А вот стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка» содержит большой материал для работы в данном направлении - автор учебника даёт задания к произведению, связанные с творчеством учеников: «Нарисуй картинку к этому стихотворению. Какие цвета ты выберешь, чтобы передать настроение стихотворения - тёмные, мрачные или яркие?» Как видно из задания - дети не просто должны проиллюстрировать стихотворение, но и задуматься над цветовым решением рисунка. Предложенная далее сказка также даёт возможность для детского творчества - она дана без названия и нужно детям выбрать подходящее из тех, что есть в задании. А третье задание к тексту - это целевое задание, направленное на эстетическое воспитание детей -автор предлагает сыграть маленький спектакль, причём вначале нужно попробовать сыграть роль лисы, приглашающей журавля в гости, и только затем разыграть первую часть сказки, как спектакль. Можно разыграть и следующую сказку «Ссора птиц», хотя автор не предлагает этого делать, но, по нашему мнению, данная сказка не менее интересна для данной цели. Также можно проиллюстрировать это произведение, причём с учётом происхождения сказки (сказка индийская), а при инсценирование её можно использовать и народную музыку. Два следующих стихотворения В. Берестова и Э. Мошковской объединены общей темой, которую можно выразить пословицей: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в учебнике стихотворения проиллюстрированы. Задания к ним также содержат элемент эстетического воспитания - предлагается ответить на вопрос: Какое из стихотворений нужно читать с грустью? То есть детям необходимо на основе собственных ощущений ответить на поставленный вопрос. Подбор пословиц, которые наиболее подходят к последнему стихотворению, также предполагают творчество детей.. Русская народная сказка «Самое дорогое» - довольно большое произведение для второклассников на данном этапе обучения, но задания к ней также даёт возможность учителю решать задачи эстетического воспитания. Первое же задание творческого характера - предлагается нарисовать Лесного Деда. Также можно предложить детям прочитать сказку по ролям, диалоговый характер сказки даёт такую возможность. И, конечно же, задания направлены на анализ произведения, а также на обращение к личному опыту ребёнка и его собственному восприятию мира. Сказка С. Баруздина «Кузнец» продолжает тему счастья в труде, она также даёт возможность творчества детей - можно почитать сказку по ролям, проиллюстрировать части сказки, к которым нет иллюстрации. А завершает тему стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает», которое является как бы противоположностью предыдущим сказкам. Дети должны подобрать пословицу со страницы 51, которую они могли бы напомнить герою стихотворения о том, что всё даётся трудом. Большая сказка «Два мороза» интересна с точки зрения эстетического воспитания -задания к тексту содержат предложение разыграть как в театре, последний разговор двух Морозов. Автор даёт задания, которые в наибольшей степени помогут детям подготовиться к драматизации: «Представь и нарисуй словами место, где происходил этот разговор. Это будут «декорации» сказочного зимнего леса (Приём словесного рисования, что способствует развитию воображения детей). Вообрази, что нужно изготовить костюмы и загримировать актёров, исполняющих роли братьев Морозов. Как они будут выглядеть? Во что их одеть? Подумай о том, к каким настроением, каким голосом говорить каждый из Морозов. Выучи слова. (Не обязательно наизусть, можно говорить своими словами, не пропуская ничего важного)». Как видим, это очень обширное задание, направленное на собственное творчество ребёнка. Этим произведением в учебнике заканчивается первый раздел «Читая - думаем». Как мы видим, все произведения раздела подобраны в соответствии с темой. Много заданий подобрано таким образом, чтобы ребёнок мог анализировать собственные ощущения, обращаться к своему опыту, творчески мыслить и применять свои творческие способности (рисовать, драматизировать, воображать). Следующий раздел - «Читаем правильно» - направлен, прежде всего, на отработку навыка правильного чтения, между текстами автор даёт упражнения, направленные на решение этой задачи. Начинается раздел со стихотворения В. Бардыма «Мы читаем», которое не только раскрывает тему данного раздела, но и содержит материал для эстетического воспитания -почитать стихотворение по ролям, попробовать драматизировать его. Следующие два произведения, стихотворение В. Гусева «Вот так кот» и маленький рассказ Н. Бурсова «Кот и крот», помогают обратить внимание детей на правильное прочтение слов, на отличия слов, близких по произношению (кот-крот). Сказку Д. Биссета «Орёл и овечка» можно читать с детьми по ролям. Задания к тексту направлены на анализ содержания. Также можно предложить детям проиллюстрировать сказку. Рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» интересен тем, что речь в нём идёт о детях, ровесниках учащихся, это позволяет детям примерить ситуацию рассказа на себя. Задания к тексту также дают возможность детям творчески мыслить - предлагается нарисовать словесный портрет Дениски. Четвёртое задание предлагает детям подготовиться к чтению по ролям, отметив слова героев карандашом. Рассказ того же автора «Когда я был маленьким» также можно читать с детьми по ролям. А вот рассказ «Не пиф, не паф» содержит большой материал для решения задач по эстетическому воспитанию. Автор учебника активно использует эту возможность, дав задания такого характера. Одно из заданий (кстати, задание этого типа встречается впервые в данном учебнике) предполагает творчество ребёнка по сочинению песенки о зайчике, для помощи в выполнении этого задания автор знакомит детей с понятием «рифма». Другое задание предлагает детям переделать сказку так, чтобы она перестала быть страшной. Как мы видим, уже на этом этапе обучения автор учебника даёт детям большие возможности творческой работы над произведениями. Рассказ Н. Носова «Находчивость» и задания к нему также содержат материал по эстетическому воспитанию - уже знакомые детям задания по театрализации произведения или его отрывка с подготовительной работой: отметить слова героев, подумать, каким голосом нужно читать слова мальчиков. Тот же материал можно найти и в сказке Д. Родари «Машинка для приготовления уроков». Стихотворение Б. Заходера «Муравей» хорошо читать по ролям, предложив детям подумать, какими голосами могут говорить герои. А при прочтении постараться прочитать именно тем голосом, каким мог бы «говорить» герой. Этим стихотворением заканчивается второй раздел учебника «Читаем правильно». Как мы видим, в этом разделе появляется возможность усложнить задания, связанные с эстетическим воспитанием. Если в первом разделе мы говорили только лишь о чтении по ролям и иллюстрировании произведений, и кое-где о наблюдении за словами, то уже во втором разделе автор подбирает произведения, которые дают возможность расширить задания - не просто чтение по ролям, а драматизация, причём с серьёзной подготовительной работой: представить себе героя, обстановку, в которой происходит действие, грим актёров, попытаться подобрать правильный тембр голоса героев и т.д. Не просто сочинить сказку по заглавию, а сочинить песенку, подобрав предварительно рифму к словам. Пересочинить сказку так, чтобы она перестала быть страшной. Следовательно, можно уже сейчас сказать, что учебник предполагает целенаправленную работу по литературному, эстетическому, творческому воспитанию учащихся. Далее открываем раздел «Читаем быстро», как видно из названия, весь раздел будет направлен на формирование навыка быстрого чтения. Что доказывает первое задание - скороговорки, направленные на формирование правильной и быстрой речи, на умение управлять своим дыханием. Данное упражнение напоминает упражнения, применяемые при обучении актёров. Что лишний раз доказывает направленность материала не просто на навык чтения, а на творческую активность детей. Следующие несколько произведений так же решают эти задачи (скороговорки И. Мазнина «Шла лисица», Е. Благининой, М. Бородицкой, стихотворение Р. Сефа «Бесконечные стихи»). Стихотворение Э. Мошковской «Болельщик» даёт возможность познакомить детей с понятием «лирический герой», а задания к произведению направлены на то, чтобы дети попытались проникнуться настроением стихотворения и высказать своё мнение о ситуации. Юмористический рассказ Ю. Ермолаева «Угодили» можно прочитать с детьми по ролям, а также проиллюстрировать, задание 5 к тексту даёт возможность пофантазировать: «Прочитав начало рассказа (задание 4), подумай, что произойдёт дальше» Как правило, вариантов продолжения будет много, так как дети любят сочинять продолжения рассказов, опираясь на свой опыт и фантазию. Рассказ В. Осеевой «Просто старушка», как всегда в этого автора глубоко нравственный и поучительный. Но задания к тексту предполагают и творчество детей: все задания направлены на подготовку и проведение драматизации или радиоспектакля. Два следующих произведения В. Голявкина «Как я под партой сидел» и «Про то, для кого Вовка учится» также возможно читать по ролям, либо провести радиоспектакль (кстати, при наличии школьного радиоузла постоянные короткие выступления второклассников с такими постановками дают возможность детям почувствовать себя настоящими актёрами), так же можно предложить детям проиллюстрировать произведения. Заключительное произведение раздела - дагестанская сказка «Храбрый мальчик»- так же интересна с точки зрения эстетического воспитания. Задания предполагают, что дети сами определят жанр произведения: «Это произведение- рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение». Так же предлагается выбрать наиболее точное название для сказки из нескольких, причём выбор нужно объяснить. Как видно из анализа третьего раздела учебника, к заданиям, связанным с эстетическим воспитанием, прибавилось задание по подготовке и проведению радиоспектакля, что предполагает более глубокую работу с голосом, характером героев, обстановкой и т.д. Четвёртый раздел «Читаем выразительно» содержит произведения, при работе с которыми нужно обращать пристальное внимание именно на выразительность чтения. Первое же произведение (стихотворение А.Прокофьева «Как на горке, на горе») предполагает выразительное чтение, что видно из заданий к стихотворению. Автор учебника просит учащихся при чтении выразительно передать настроение. Далее, при изучении стихотворения А.Фета «Чудная картина...», просто необходимо использовать в качестве иллюстраций произведения художников на тему «Зима», музыкальные произведения на эту же тему (например, цикл П.И.Чайковского «Времена года»). При работе над этим стихотворением открываются большие возможности по решению задач эстетического воспитания. При подготовке к восприятию произведения можно использовать экскурсию-наблюдение за зимней природой, слушание произведений о зиме, демонстрацию репродукций картин художников. Можно также предложить детям несколько музыкальных отрывков, среди которых они могли бы выбрать наиболее подходящий к этому стихотворению, или подобрать среди представленных репродукций картин различных художников иллюстрацию к стихотворению. Задания к сказке С. Воронина «Храбрый клоун» направлены на творческую активность детей. Им предложено придумать свою сказку об игрушках, подумать и прочитать, каким голосом мог бы говорить клоун. В дополнении к авторским заданиям можно предложить детям нарисовать портрет клоуна. Следующие два стихотворения (С. Маршака «Жадина» и О. Григорьева «Яма») предложено читать по ролям с товарищем, они написаны в форме диалога. Можно также предложить читать стихотворения одному ученику, изменяя голос при чтении. А вот стихотворение Э. Успенского «Всё в порядке» просто необходимо проиллюстрировать, что и содержится в заданиях. Все задания направлены на подготовку и проведение радиоспектакля. Подготовка строится по уже знакомой нам схеме: отметить слова героев карандашом, выбрать правильный тон разговора со стороны мамы, сына. Рассказ В. Осеевой «Три товарища» с нравственным характером, как всегда у этого автора заставляет задуматься над поведением героев, что не исключает работу по эстетическому воспитанию детей - чтение по ролям, иллюстрация, поиск правильной интонации при чтении слов героев (Коли и Миши). Задания к тексту предполагают, что учащиеся, выполнив все из них, смогут разыграть маленький спектакль. Стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин» можно начать с творческого задания - слепить из пластилина героев стихотворения: куклы, клоуна. Затем предложить детям перечитать стихотворение, сравнив интонацию прочтения начала и конца стихотворения. В заключении нам представляется возможным использовать песню, написанную С. Никитиным на данный текст. Следует попросить учащихся ответить на вопрос, верно ли подобрал композитор интонацию исполнения песни. Рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных» можно поставить с детьми как радиоспектакль, что и предполагают задания к тексту. Следующее стихотворение Э. Мошковской «Обида» предлагается проанализировать с точки зрения настроения произведения, а также ведётся работа по выразительному чтению (обозначены паузы). Второе стихотворение этого же автора «Трудный путь» сразу же разделено на паузы и детей просят проанализировать, почему в нём так много длинных пауз. Так же задание творческого характера - прочитать стихотворение, стараясь передать состояние произведения. Затем, в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» паузы не расставляются, но задание довольно трудное и, без сомнения, творческое - прочитать стихотворение так, чтобы оно понравилось маме. Тема любви к маме продолжена в рассказе И. Дика «Красные яблоки». Задание предполагает не просто найти отрывки, где дано описание ссоры мальчиков и объяснить её причину, но и определить, какие слова подсказывают тон голосов мальчиков. И, уже по традиции данного учебника, предполагается постановка радиоспектакля. Основная задача, которая стоит перед учащимися при чтении следующего стихотворения - передать настроение произведения голосом. А чтобы это сделать, надо подумать над текстом, определить, каким голосом лучше его читать, в каком темпе, словом, творчески подойти к чтению этого произведения. Сказка С. Козлова «Заяц и медвежонок» предполагает драматизацию, с определённым планом подготовки к ней. Так же при работе с текстом с точки зрения эстетики можно обратить внимание детей на то, что же происходило с природой, пока Заяц шёл к Медвежонку, предложить нарисовать героев сказки, подумать и ответить - как они относятся друг к другу. Стихотворение И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка» даёт возможность чтения его по ролям или драматизации с масками и даже с костюмами. При чтении стихотворения по ролям можно использовать фонограмму звуков сверчка. Одно из заданий к стихотворению предполагает сочинительство детей: «Придумай мотив для песенки сверчка и спой её» Басня К. Ушинского «Гусь и журавль» так же построена в форме диалога, что даёт возможность прочитать её по ролям, передавая характеры и чувства персонажей. Так же можно попросить учащихся проиллюстрировать её. Та же работа может быть проведена и со второй басней того же автора «Кто дерёт нос кверху». Стихотворение Н. Юсупова «Серый волк» также предложено читать по ролям, определив характер персонажей. А также предполагается постановка радиоспектакля. Как и все произведения, предложенные в этом разделе, сказка Д. Родари «Рыбы» даёт возможность детям для творческого поиска, а значит, позволяет решать задачи эстетического воспитания. Как и предыдущие произведения, предложено подготовиться к радиоспектаклю по этой сказке. Особое внимание обращается на выделение голосом наиболее важных для понимания слов. В стихотворении Б. Заходера «Кискино горе» учащимся необходимо определить правильно тон прочтения стихотворения (сочувствие или ирония). Можно так же использовать такой приём, как иллюстрирование. Та же тема (кошки) и у стихотворения Э. Мошковской «Говорящая кошка». Но это стихотворение надо прочитать с учётом интонаций, свойственных кошке.
При работе над следующим стихотворением (А. Фройденберга «Великан и мышь») автор учебника так же делает акцент на работе над интонациями, характером стихотворения, темпом речи в том или ином случае. И только после такой предварительной работы предлагается прочитать стихотворение выразительно. Дополнительно при решении задач по эстетическому воспитанию данное стихотворение можно прочитать по ролям. Сказка Д. Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». Сказка хорошо иллюстрирована, задания так же подобраны таким образом, чтобы дети могли проявить свою творческую активность, а не просто следовать указаниям учителя. Предлагается определить, каким образом нужно читать слова Бинки, каким - слова сержанта. Найти и перечитать разговор Бинки с Зеброй, определить, каким голосом нужно читать слова каждого из них. Дополнительно к авторским заданиям мы видим возможным разыграть сказку, либо поставить радиоспектакль. Заканчивает данный раздел, а вместе с ним и первую часть учебника сказка К. Ушинского «Спор деревьев». Здесь так же, как и в других произведениях данного раздела, работа направлена на выразительное чтение. Задачи эстетического воспитания помогает решить задание 4 (Исполни роль сказочного дуба) и 5 (Роль какого персонажа этой сказки тебе ещё хотелось бы сыграть? Сделай это). Дополнительно можно провести экскурсию в парк (если есть такая возможность) и показать детям в природе дуб, яблоню, сосну. А затем проиллюстрировать сказку, показав деревья живыми существами. Как показал анализ данного раздела «Читаем выразительно», вся работа в нём направлена на решение основной задачи - формирование навыка выразительного чтения, но автор учебника так же не забывает и об эстетическом воспитании учащихся. Это доказывают разнообразные задания, связанные с включением в работу творчества детей. Вторая книга учебника содержит в себе две части. Вторая часть «Учимся работать с текстом» делится на разделы: «Автор и его герои», «Слова, слова, слова», «План и пересказ». Часть третья имеет один разде<
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |