Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей уровня знаний детей о живой и неживой природе



2019-12-29 772 Обсуждений (0)
Анализ показателей уровня знаний детей о живой и неживой природе 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспериментальная работа проводилась с группой из 14 детей. Диагностика выявления знаний о растениях и животных у детей третьего года жизни осуществлялась при различных условиях: в свободное от занятий время в 1-ю и 2-ю половину дня. Выбирая условия проведения – учитывалось сложность заданий, индивидуальные особенности детей, количество участников и использование материала диагностики.

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень знаний детей младшего дошкольного возраста о растениях и животных.

Критерии оценки знаний были заимствованы из исследований В.Г. Фокиной (канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ) и О.М. Газиной (канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ). Диагностика представлена в приложении № 2.

На основе их исследований были выявлены следующие критерии:

Критерии Показатели
1. Полнота знаний - Объем знаний о растениях и животных.
2. Глубина знаний - Умение выделить существенные признаки в объекте. - Сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы.
3. Осознанность знаний - Установление связей между происхождением живых организмов и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге). - Знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).

 

На основе критериев и показателей была составлена таблица «Уровней сформированности знаний».

Критерии оценки  
Высокий уровень знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

 

 Результаты диагностики отображены в протоколе оценки знаний. (Приложение № 3).

По результатам соотношения детей к конкретному уровню сформированности знаний об объектах и явлениях живой природы можно сделать количественный анализ:

I уровень (высокий) II уровень (средний) III уровень (низкий)
Коля З. Настя П. Денис И. Володя С. Максим С. Миша Г. Саша М. Даша Д. Раиса И. Андрей Г. Саша П. Данил М. Вадим С. Женя С.  

 

Диаграмма №1

Из диаграммы видно, что основная часть детей (50%) относятся к среднему уровню развития. Они знают большинство растений, которые могли видеть во время прогулок на участке, сомневаются в выборе растений по внешнему виду, сомневаются при ответах на вопросы. Знают, что от правильного ухода зависит состояние растений, что для роста растений необходимы тепло и влага. По картинкам определяют знакомые виды животных. Детям не было затруднений в нахождении домашних (кошка, собака) и диких (лиса, медведь) животных. Об этих животных они много узнают по картинкам из народных сказок.

3 ребенка (21%) знают все растения, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывают растение, отмечает форму, цвет. Уверенно отвечают на заданные вопросы. Знают особенности внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называют детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знают основные условия, необходимые для живых организмов (питание, уход). Активно участвуют в работе.

4 ребенка (29%) – это дети с задержкой в нервно-психическом развитии. Они имеют небольшие по объему знания о растениях и животных, не узнают их по внешнему виду, почти не отвечают на вопросы. Не умеют выделить главные признаки в объектах, не знают названий детенышей животных. С трудом называют погодные явления.

Таким образом, используемые в экспериментальной работе диагностические методы позволили получить определенные представления об имеющихся у детей знаниях и определить их уровень, выявить имеющиеся проблемы, неточности. Необходимо в дальнейшем расширить и уточнить знания детей о растениях и животных, явлениях природы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что природоведческие знания детей нуждаются в углублении, уточнении и систематизации.

Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.

Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов. (Примерный цикл занятий в приложении № 4)

Этап первый. Где живет рыбка?

В наблюдениях этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Это целый водный мир - маленькая модель озера или пруда (именно озера, а не моря, где вода соленая). Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.

Этап второй. Опиши рыбку

Задача этого этапа - сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки: как она выглядит? У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит; плавники. Есть ли у рыбки лапы, как у кошки или собаки? Крылья, как у птицы? Нет.

Рыбка живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. Дети могут сосчитать, сколько плавников у рыбки: например, два грудных, один спинной, хвостовой. Есть ли у рыбки голова? А шея? Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы вода легко ее обтекала и рыбке было легко двигаться. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения. Поэтому говорят, что тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились у рыбки.

Этап третий. Как двигается рыбка?

Дети уже знают, что рыбка передвигается в воде при помощи плавников. Грудные плавники служат рыбке веслами - загребают воду, а хвост (хвостовой плавник) - рулем: нужно рыбке повернуть направо, она загибает хвостовой плавник налево и разворачивается. Рыбка может плавать во всех направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. Как она обычно плавает - быстро или медленно? Когда рыбке нужно плыть быстро? Когда она торопится схватить корм или когда спасается от опасности. В аквариуме опасностей нет, но рыбка может чего-нибудь испугаться и тогда резко срывается с места.

Этап четвертый. Что делает рыбка в аквариуме?

Вопросы этого этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое время, очищает кишечник. Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. При помощи жабр рыбы дышат. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в рот воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм рыбки. Старшим детям можно рассказать, что рыбки, как и люди, дышат кислородом. Только человек получает кислород из воздуха, а рыбка - из воды. Кислород извлекается из воды при помощи жабр. Поэтому «носа» у рыбки нет: он ей не нужен.

Этап пятый. Как заботиться о рыбке?

Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум - чистить.

Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если грязи накопилось много, улиткам с ней не справиться. Грязь скапливается от остатков корма, от экскрементов. В грязной воде резко падает содержание кислорода, размножаются микробы, и рыбка может заболеть или задохнуться.

Можно показать детям, как кормить рыбку: сколько корма можно сыпать и когда это делать; как включать устройство для прокачивания воздуха.

Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи - обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.      

Организация наблюдений:

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте. Так вокруг аквариума можно разместить не более пяти человек.

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как она двигает плавником. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

· продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

· убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;

· настроить правильную подсветку и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Заключение

    Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

    Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [2]

    Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

    Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. [3]

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

    Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.[16]

    Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.



2019-12-29 772 Обсуждений (0)
Анализ показателей уровня знаний детей о живой и неживой природе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей уровня знаний детей о живой и неживой природе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)