Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Глава I . Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Влияния социально-психологических особенностей группы на эффективность принятия решения

(курсовая работа)

 

 

Научный руководитель:

Исматуллина В.И.

 

 

Бишкек 2010


Содержание

 

Введение

Глава I. Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения

1.1 Специфика процесса принятия группового решения

1.2 Групповой подход к принятию решений

1.3 Особенности группы как детерминанты качества группового решения

Глава II. Методология, методы и методики исследования

2.1 Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования

2.2 Методологические принципы

2.3 Методы и методики исследования

2.4 Обоснование выборки

2.5 Этапы исследования

Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования

3.1 Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”

3.2 Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”

3.3 Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”

3.4 Парный корреляционный анализ

Заключение

Выводы

Литература


Введение

 

В современном мире большинство важных политических, экономических, финансовых, правовых, социальных решений принимаются в процессе общения и группового взаимодействия. В таких условиях, исследование особенностей группового подхода к решению, обращение к проблеме качества и эффективности групповых решений представляется актуальным и вызывает особый интерес с практической точки зрения.

История исследований группового принятия решений берет свое начало с исследований влияния групповой дискуссии и решения на установки и поведение индивида («замораживающий» эффект) К. Левина (1942), феномена сдвига к риску Дж. Стоунера (1961) и групповой поляризации С. Московичи и М. Заваллони (1969), феномена «группомыслия» И. Джаниса (1971), схем совместных решений Дж. Дэвиса (1973) и классификации групповых задач Дж. Стайнера (1972), влияния ролевой структуры группы на принятие решений М.Г. Ярошевского (1978) и стратегий групповой дискуссии Н. Пеннингтона и Р. Хасти (1986).

В современной социальной психологии изучены частные параметры групповых решений, но мало работ, предлагающих целостный взгляд (Андреева Г.М., 2000; Бовина И.Б., 1998; Карпов А.В., 2004; Костинская А.Г., 1976, 1984; Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 2001; Пономарев ЯЛ., Гаджиев Ч.М., 1986; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000; Свенцицкий А.Л., 2003; Esser J.K., 1998; Kameda Т., Tindale R.S., & Davis J.H., 2003).

Необходимо отметить также, что многие психологи в течение последних десятилетий заняты сопоставлением эффективности индивидуальных и групповых решений. Процесс группового принятия решений по сути сходен с процессом индивидуального принятия решений. В том и другом случаях присутствуют одни и те же стадии – уяснение проблемы, сбор информации, выдвижение и оценка альтернатив и выбор одной из них. Однако процесс группового принятия решений является более сложным в социально-психологическом плане. Поэтому необходимым вопросом для рассматрения остается – что же влияет на этот процесс, и при каких обстоятельствах группа достигает лучших результатов, чем отдельные люди.

Все эти обстоятельства еще не выявлены, чаще изучались связи между отдельными параметрами, влияющими на качество группового взаимодействия. Кроме того, большинство выводов сделано преимущественно на примере диадического взаимодействия, что вызывает серьезное сомнение в правомерности переноса результатов, полученных при изучении диад, на группы с большим числом участников.

Так, особенно важно проанализировать вопрос о качестве принимаемых группой решений и о возможности совершенствования процесса принятия группового решения в различных группах.

Поэтому, мы считаем, что большой интерес представляет исследование особенностей самой группы как социально-психологического фактора, влиящего на эффективность решений, принимаемых в группе. В нашей работе, мы выделяем – такие особенности группы, как сполоченность, психологический климат, опыт совместной деятельности и уровень развития группы.

Отправляясь от сказанного, хотелось бы, обозначить:

· Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.

· Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.

· Предмет исследования: социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения.

· Выборка исследования: 2 учебные группы – учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов средней школы №55 г. Бишкек. В целом приняло участие 30 человек (из них учащиеся 28 человек, в возрасте 15-16 лет и 2 учителя в возрасте 43 и 45 лет).

· Основная гипотеза исследования: качество группового принятия решения может зависить от особенностей самой группы, таких как сполоченность, психологический климат и уровень развития.

Для подтверждения основной гипотезы, необходимо проверить ряд частных гипотез:

1) группы, характеризующиеся высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, находящиеся на высоком уровне развития принимают более эффективные решения, чем группы, характеризующиеся низкой сплоченностью, неблагоприятным психологическим климатом, находящиеся на низком уровне развития.

2) группы, характеризующиеся высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, находящиеся на высоком уровне развития, в силу проявления феномена “группомыслия” могут принимать менее эффективные решения, как и группы, характеризующиеся низкой сплоченностью, неблагоприятным психологическим климатом, находящиеся на низком уровне развития.

Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:

1. Провести теоретический обзор по проблематике;

2. Изучить специфику процесса группового приятия решений;

3. Рассмотреть особенности группы как фактора, влияющего на качество принимаемого решения в группе.

4. Провести психодиагностическое исследование влияния социально-психологических особенностей группы на эффективность группового решения.

Для решения поставленных задач в данном исследовании были использованы следующие методы:

1. Метод теоретического обзора литературы

2. Метод экспертной оценки

3. Психодиагностический метод

4. Методы математической и статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмена)

В ходе исследования также были использованы следующие принципы:

1) Принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн, 1940г.).

2) Принцип системности (Л.Ф. Берталанфи, 1957 г., Ананьев Б.Г. 1977г.; Ломов М.В. 1975г.).

3) Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1940г.).

В качестве основных методик исследования использовались:

1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.

2. Игра “Катастрофа в пустине”.

3. Методика “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.

4. Методика “Изучение психологического климата в учебной группе”.

5. Методика “Диагностика уровня развития малой группы”.


Глава I . Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Глава I . Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)