Архивная деятельность в Российской Федерации.
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России. В 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России»1, законодательно оформившее ее место и роль в системе государственных учреждений Российской Федерации. Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ. В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения. Нынешний высокий статус архивной службы страны позволяет надеяться на качественное и быстрое развитие архивной сферы. В силу уникальности своей истории Россия сконцентрировала в архивах ценнейшие исторические источники, в том числе и по истории других стран. Их всестороннее использование имеет огромное политическое, экономическое, научное и культурное значение. Архивы являются национальным богатством любой страны, основной составляющей социальной памяти общества, позволяющей проникнуть в тайны прошлого для лучшего понимания настоящего и прогнозирования будущего. В настоящее время деятельность Архивного фонда Российской Федерации на федеральном уровне регламентируется Положением об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (в редакциях указов от 1 апреля 1996 г. № 3460, от 1 декабря 1998 г. № 1447, от 11 ноября 2003 г. № 1365), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 290 «О Федеральном архивном агентстве» и Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Анализ законодательных актов свидетельствует о сужении полномочий Федерального архивного агентства (Росархива) в целом и о переподчинении его Министерству культуры Российской Федерации. Приказом Росархива от 9 марта 2005 г. № 17 утвержден регламент Федерального архивного агентства. Заключение В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране. После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными. После Великой октябрьской революции изменения в государственной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидированных учреждений царского и временного правительств. Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране. Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозка в государственные архивы; организация использования документов; контроль за сохранностью документов в учреждениях; первичная научно-техническая обработка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой работы в Главархиве была создана инспекторская группа, в губернских городах организацией архивного дела в этот период занимались отделы народного образования. И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней. 1.Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. «Архивоведение» 2.Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. Архивоведение: Учебное пособие2005. 3. Давыдова Е. О чем говорят архивы // «Старшеклассник» [газета]. - № 3 (14), март 2003. 4.Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. - М.: НОРМА, 1998. 5. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |