Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 1. Роль семьи в жизни ребенка и его социализация




Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО

«Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе

Кафедра педагогики и психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:

Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей

 

 

Миасс

2011


Введение

 

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.



Но, к сожалению, статистика показывает, что последнее время увеличилось количество неполных семей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель. Это может быть вызвано несколькими факторами, у каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. [7]

Педагог также занимает немаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать не только его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает, воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» для ребенка, но об этом будет сказано чуть позже.

При взаимодействии педагога и ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенности психологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети более подвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны. В процессе обучения педагог обязан учитывать множество факторов, необходимых для оптимального развития ребенка, а также успешного его обучения и реализации его как личности.

В рассматриваемой проблеме, именно проблеме, так как процесс обучения детей из неполных семей является трудоемким, педагог выступает не только в роле учителя, но и психолога, родителя. Поэтому необходимо сформировать профессиональную готовность педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей. Что именно должен знать педагог об особенностях воспитания и обучения таких детей, как воздействовать и взаимодействовать с ними, рассмотрим в данной курсовой работе.

Актуальность темы: В наше время количество неполных семей все более увеличивается, а вместе с этим растет проблема воспитания и самореализации ребенка, а следовательно и существенные изменения в обществе в целом, поэтому деятельность педагога, а именно формирование его готовности к взаимодействию с детьми из неполных семей очень важно. От работы педагога, его компетентности по отношению к работе с детьми из неполных семей зависит будущее детей и будущее общества в целом.

Проблема состоит в поиске способов педагогической работы с детьми из неполных семей и реализации ее на практике.

Цель работы: рассмотреть процесс формирования готовности будущего педагога во взаимодействии с детьми из неполных семей.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: формирование направления и методов психолого-педагогической работы с детьми из неполных семей.

Гипотеза данного исследования – если деятельность будущих педагогов будет направлена на разработку психокоррекционных и реабилитационных программ с детьми из неполных семей, то вся эта деятельность поможет снять барьеры, мешающие нормальному психологическому развитию и поможет социализации детей.

Задачи работы:

1. Определить сущность социальных проблем современной семьи.

2. Изучить педагогическое содействие самоопределению ребенка.

3. Раскрыть негативные факторы воспитания детей в неполной семье.

4. Изучить программу работы с детьми из неполных семей.


Глава 1. Роль семьи в жизни ребенка и его социализация

Формирование личности

Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности. [13]

Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Для ребёнка очень важны взаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важно для ребёнка, как взрослые относятся к нему. Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку имеют существенное значение для формирования его личности.

Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играет определённую роль в сложной структуре личности. Наблюдая поведение и реакции учащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность, личность. Особое значение в формирование личности имеет, несомненно, семья, в которой происходит развитие и воспитание ребёнка.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7