Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое содействие самоопределению ребенка



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Педагогическое содействие самоопределению ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование у подростков навыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. В Законе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации» [6, с.16]. Возрастающая актуальность решения данной задачи обусловлена рядом факторов. Ребенок должен приобрести навыки самостоятельного получения и обработки различной информации. Соответствующие умения формируются в процессе самоопределения, когда ученик проявляет высокую активность в выборе и использовании разнообразных знаний для достижения успехов в учебной и внеучебной деятельности.

Современный мир характеризуется большим разнообразием жизненных ситуаций. Учащиеся должны уметь самостоятельно определять, какая из них в будущем приведет к желаемым результатам. Однозначное решение часто отсутствует, следовательно, самоопределение просто необходимо. Приобщение подрастающего поколения к современной культуре носит противоречивый характер. Перед каждым подростком встает проблема выбора тех форм самореализации, которые он считает для себя проблемными.

В процессе социализации у человека формируется система социальных установок, определяющей позиции и желательное поведение в конкретной социальной группе. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных жизненных обстоятельств, так и при условии целенаправленного формирования личности – в семье, школе … [19, с. 95]

Решение проблемы социализации детей и подростков предполагает союз с семьей, выступающей основой общественного развития. Мы рассматриваем детей из неполных семей. Отсюда следует, что уже заведомо эта основа, фундамент социализации личности ребенка находится не на должном уровне. Задача преподавателя помочь ребенку в становлении личности, самореализации и его социализации. Это очень важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Великая миссия школы в условиях настоящего времени и ближайшего будущего – это формирование целостной системы социализации своих учеников, педагогических работников с четким осознанием сущностных характеристик данной системы, ее структуры, основных направлений, индикаторов оценки ее эффективности.

Решение задач, связанных с социализацией подрастающего поколения, как ни парадоксально, должно начинаться со взрослых – педагогических работников, родителей, опекунов через систему повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров с использованием активных форм обучения. Подготовка взрослых – это «подготовленная почва» для зарождения нового «социально-психологического феномена», социализированного к сложным реалиям молодого человека, выпускника современной школы [19, с. 100].

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа она выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и вне. Семья выполняет функции воспроизводства, поддержания нового поколения и является первичным институтом социализации личности. Среди ее разнообразных функций первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Современная жизнь осложняет семейное воспитание в силу того, что экономические условия страны постоянно меняются. Занятость родителей негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за их поведением. У подростков нередко формируется специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины. Отсюда следует, что активную помощь и поддержку детям в социализации личности педагог просто обязан оказывать. Но тут нужно учитывать, что семейные обстоятельства у всех детей разные, в наше время увеличивается количество неполных семей, а поведение детей из таковых семей отличается от поведения детей из полных семей, поэтому к каждому ребенку необходим личный подход.


Глава 2. Неполные семьи

Виды неполных семей

 

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Не секрет, что распад семьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития. [18]

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

 



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Педагогическое содействие самоопределению ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое содействие самоопределению ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)