Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные революции



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Информационные революции 0.00 из 5.00 0 оценок




Панюкова Софья Юрьевна

Развитие мирового рынка информации и информационных услуг

Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»

Работа представлена                  ______       _____________

Дата                Подпись студента

Руководитель                         
ст. преподаватель А. Н. Порошин

Работа защищена _______ _____________

                                       Оценка                 Подпись руководителя

Санкт-Петербург, 2009


Содержание

Содержание... 2

Введение... 3

Глава 1. История развития рынка информационных ресурсов и услуг 4

1. История развития.. 4

2. Информационные революции.. 5

Глава 2. Роль государства в формировании информационного общества в России... 10

Глава 3. Области современного информационного рынка... 18

1. Рынок информации.. 18

2. Рынок электронных сделок.. 20

3. Рынок электронной глобальной коммуникации.. 21

Заключение... 22

Список используемой литературы.... 23

Введение

Проблема накопления, обработки, распределения, обмена информации всегда волновала общество на всех этапах его развития. Истории известно несколько информационных революций, каждая из которых влияла на преобразование общественных отношений, в результате чего происходил качественный скачок в развитии цивилизации.

Информационный процесс ускоряет процесс информатизации общества. Если в индустриальном обществе основная цель – это производство и потребление товаров, то отличительной чертой информационного общества является производство и потребление интеллекта и знания.

Актуальность темы. Современное общество развивается быстрыми темпами. Открытия, нововведения, развитие в таких областях, как в технической и социальной не могли не сказаться на роли информации в жизни общества. Информация становится таким же экономическим ресурсом, как и труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Современные информационные технологии, которые предоставляют быстрые и эффективные способы по получению информации, используются людьми во всех сферах их жизни. Рынок информации и информационных услуг оказывает огромное влияние на процессы производства и потребления товаров и услуг, на функционирование рынка, и поэтому является одним из основных секторов рыночной экономики.

Цель работы. В данной работе я бы хотела рассмотреть историю развития информационного рынка, определить его роль в обществе и в экономической сфере, а так же рассмотреть различные виды информационных услуг.

Задачи курсовой работы:

- определение понятия «информационные услуги»;

- роль и место информационных услуг экономике;

- классификация информационных услуг;

- рассмотрение рынка информационных услуг в России;

- государственное регулирование рынка информационных услуг.

Глава 1. История развития рынка информационных ресурсов и услуг

История развития

Рынок информационных ресурсов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе, с определенной номенклатурой продуктов и услуг, определенными рыночными условиями и ценами.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Первыми источниками информации были рукописи, рукописные книги. Позже появилась новая информационная технология – книгопечатание, и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информации росла доля представителей бизнеса. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка информационных ресурсов.

В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX века, пока не появился новый информационный продукт – реферативный журнал, публикующий краткие резюме (рефераты) научных статей, напечатанных в других изданиях. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени. РЖ оставался основной частью рынка информации до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ заложили основы формирования национальных и международных рынков информационных ресурсов и услуг.

Формирование мирового и национальных рынков информационных услуг началось в 50-х годах ХХ века. В первое десятилетие его становления основными поставщиками на этом рынке являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений, работающие преимущественно на некоммерческой основе. В этот же период стали возникать и укрепляться коммерческие информационные фирмы. Основными потребителями информационных услуг до середины 80-х годов выступали ученые и специалисты в области науки и техники. Но со второй половины 80-х годов их доля постепенно сокращается, и первое место на рынке информационных услуг стала занимать торгово-экономическая и финансовая информация.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. ведущим видом информационных услуг стали базы данных, появившиеся в результате обширного влияния компьютерных технологий.

Начиная с середины 70-х гг. важнейшим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации.

Начиная с 80-х гг. рынок информационных услуг имеет сильное влияние на экономическую и социальную сферы общества.

До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

Информационные революции

В последней трети XX в. на смену индустриальному обществу, в результате накопления знаний, новых технологий, началось формирование информационного общества Оно основывается на развитии науки, эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанных с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат ресурсов на выпуск продукции и услуг. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обуславливающий формирование нового общества.

Основными направлениями в развитии общества на данный момент являются:

увеличение роли человеческого фактора в экономике;

формирование новых, более высоких технологий;

структурное изменение экономической и социальной структуры общества;

возрастание роли организации и управления в общественной жизни.

Вопрос становления и развития информационного общества является одной из самых интересных и обсуждаемых тем в современной науке. И это неслучайно, так как эти изменения затрагивают все сферы человеческой деятельности.

Исследования в области теории постиндустриального общества, так или иначе, связаны с прогнозированием. Прогнозирование будущего - одна из важнейших проблем современности. Прогнозирование имеет не только научное, но и практическое значение. Прежде всего, оно позволяет более отчетливо представить себе возможные сценарии будущего, наиболее вероятные пути его реализации.

Уже с середины XX в., учёные стали выдвигать различные теории и концепции о причинах таких глобальных изменений в социальных, экономических сферах общества. Одной из гипотез является увеличение роли информации в жизни современного общества, информатизация.

Информационные и телекоммуникационные технологии породили не только разнообразные социальные эффекты, но и привели к возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Эта теория имеет свою историю развития. К настоящему времени уже достигнуты определенные результаты, сформулированы основные термины информационного общества, основные его характеристики. Примечательно, что первые работы, связанные с этой тематикой, появились еще в 60-х-70-х гг. XX в. и носили не столько научный, сколько футуристический характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой [1].
Предпосылки возникновения современного информационного общества мы предлагаем рассмотреть в контексте теории информационных революций А.И. Ракитова [2].
Информационной революция – изменения способа и хранения информации, изменения объемов информации, доступной активной части населения.

А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций.
Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, а третья информационная революция произошла из-за изобретения книгопечатания. Особенностью третьей революции является то, что она сделала любую информацию общедоступной. Четвертая информационная революция заключалась в использовании аппаратов, которые работали благодаря электричеству в целях быстрой передачи данных и доступа к информационным ресурсам. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие характеристики:

создание сверхскоростных вычислительных устройств - компьютеров (в т.ч. персональных);

создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний;

создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей.

Более двухсот лет назад была изобретена паровая машина, что ознаменовало собой первую технологическую революцию. Благодаря силе пара были внедрены немыслимые прежде технологические новшества.

Вторая технологическая революция, свершившаяся около 100 лет назад, характеризуется достижениями в двух областях: электричества и химии. Электричество являет собой новый, более совершенный вид энергии, которую, в отличие от пара, можно передавать на огромные расстояния. Электричество дало новый источник света, изменивший ночной и дневной ритм человеческой жизни. Благодаря электричеству появилась возможность передачи закодированных сообщений на дальние расстояния или трансформировать голоса в электрические сигналы, что способствовало изобретению телефона и радио.

Сегодня разворачивается третья технологическая революция - информационная. Вне всякого сомнения, сегодня мы имеем дело с новым переворотом в системе производства. Имеет место точка зрения, что мы вступаем в век "промышленного производства информации". К основным предпосылкам информационной революции относятся:

1) развитие машинного производства в середине XX века;

2) полная автоматизация промышленного производства;

3) активное применение управленческих информационных систем в промышленно развитых странах к середине 1980-х гг., когда произошло распространение процессов автоматизации и компьютеризации с уровня непосредственного создания благ на уровень управления ими. Это привело к радикальной переоценке ценностей: главным, определяющим развитие, стал нематериальный ресурс - информация;

4) развитие современных информационных технологий и телекоммуникаций сделало реальностью подлинную глобализацию во второй половине 1990-х гг.

В доиндустриальных странах повторяемость, неизменность, принятие опыта предыдущих поколений имели важное значение. Порой, орудия труда не изменялись столетиями. Однако машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являются основой жизни цивилизации нового типа. Темп изменений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами.

Важнейшим источником перемен в индустриальных странах стали достижения научно-технической мысли. Совместное использование машинного производства и науки создавал условия для удовлетворения материальных и производственных нужд в немыслимых по тем временам размерах. Темпы прироста научных знаний и технического прогресса к к. XIX в. увеличились по следующим причинам.

Во-первых, наука на протяжении веков накопила огромный фактический материал, результаты наблюдений, экспериментов нескольких поколений ученых. Это подготовило почву для качественного скачка в изучении законов природы.

Во-вторых, благодаря развитию транспорта и связи учёные могли обсуждать свои мысли, идеи со своими коллегами вживую, а не пользуясь просто научными трудами других учёных.

В-третьих, источником приращения знаний стали исследования на стыках наук, грани между которыми ранее казались незыблемыми. Так, с развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины - физическая химия, биохимия и др. Научные прорывы на одном направлении вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.

В-четвертых, научный прогресс, связанный с приращением научных знаний, сблизился с техническим прогрессом. Наука все чаще обращалась к экспериментам, требуя от практиков новые измерительные приборы, оборудование.

Промышленный переворот вызвал большие изменения в характере общественного развития в связи с переход от фабричного производства к индустриальному. Создание огромных промышленных комплексов вызвало необходимость увеличения производственной силы (рабочих, служащих). В среднем в развитых странах на протяжении последней трети XIX в. количество промышленных рабочих увеличилось примерно втрое, служащих корпораций, банков, государства - в четыре раза. Индустриальная революция сопровождалась и политическими, и социокультурными изменениями. К политическим изменениям можно отнести формирование новой государственной политики, ориентированной не на аграрное общество, а на индустриальное общество. В отличие от политических социокультурные изменения происходили медленнее, но их влияние было глубже. В ходе индустриализации общества произошли коренные изменения в социальной сфере: снижается роль земли как главного источника дохода, богатства общества; изменяется и демографическая ситуация – происходит расширение городов; изменения касаются и социального развития – возрастает число рабочих движений, это влечёт за собой создание нового класса – пролетариата. В послевоенные годы характерный экономические и технологические сдвиги казалось бы предвещали переход уже от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Однако во многих странах в деревнях всё ещё сохранялась аграрная экономика. Современный мир оказался в условиях двойной переходности: от аграрной к индустриальной и от индустриальной к информационной модели. Этот «комбинированный» переход осуществляется на фоне глобализации, которая заключается в формировании единства мировой экономики. Незавершённость индустриализации в, казалось бы, уже индустриализованных странах создаёт проблемы, требующие переосмысления индустриализации, и является препятствием их нормального развития. Это один из моментов, актуализирующих изучение индустриализации, в том числе с точки зрения современного экономического развития России.

Своеобразным рубиконом Индустриального и Информационного века исследователями называется 1991 г. – именно тогда инвестиции в информационные технологии стали сравнимы и даже превысили капиталовложения в производственные технологии в США (они составили 112 и 107 млрд. долл. соответственно).

Основные отличия в характеристиках индустриального и постиндустриального обществ представлены в таблице 1.

Таблица 1 Характеристики индустриального и постиндустриального обществ

2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Информационные революции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные революции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)