Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы статистического анализа внешней торговли



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Основные методы статистического анализа внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При статистическом анализе показателей внешней торговли, сформированных по данным таможенной статистики, применяются различные приемы и методы. Основные из них:

- использование абсолютных и относительных величин, что позволяет оценить стоимостные и количественные объемы, удельные веса, динамику экспорта и импорта в целом и по отдельным товарам и странам;

- индексный метод – показывает динамику средних контрактных цен, стоимостных и физических объемов экспорта и импорта в общем объеме и по отдельным товарам и группам товаров, странам и группам стран;

- балансовый метод – определяет сальдо внешнеторгового баланса, характеризующее эффективность внешней торговли;

- графический метод – наглядно отображает динамику экспорта и импорта, облегчает восприятие анализируемых процессов.

Абсолютные и относительные величины. Сравнение

Абсолютной величиной называется величина, характеризующая размеры исследуемого явления в присущих ему единицах измерения.

Анализ статистических показателей внешней торговли обычно начинается с характеристики абсолютных величин: стоимостных и физических объемов исследуемого явления.

На базе абсолютных величин рассчитываются относительные показатели, которые выражаются в процентах или коэффициентах.

Относительной величиной называется показатель, полученный в результате деления двух абсолютных величин, которое характеризует исследуемое явление внешней торговли в течение одного периода времени или в сравнении с другим периодом, равным по протяженности первому.

При анализе явлений внешней торговли наиболее часто исчисляют относительные величины структуры и динамики экспорта и импорта.

Наиболее распространенным методом статистического анализа является сравнение. Непременным условием сравнения является сопоставимость исследуемых явлений, т.е. признаки и содержание одного исследуемого явления должны соответствовать признакам и содержанию другого такого же явления.

Существует несколько форм сравнения:

- сравнение с предыдущим (базисным) периодом;

- сравнение с лучшим;

- сравнение со средними данными и т.д.

Индексный метод

Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение социально-экономических явлений во времени или в пространстве.

Для построения индексов динамики необходимо иметь исходные данные в абсолютных величинах по крайней мере за два периода. Один из этих периодов, более ранний принимается за базисный, а другой называется текущим или сравниваемым.

Система индексов, используемая в таможенной статистике внешней торговли, включает два вида индексов: индивидуальные и общие.

Индивидуальный индекс - относительная величина, характеризующая изменения во времени отдельных элементов сложного явления. Если индивидуальный индекс больше единицы (более 100%), то это означает рост показателя в текущем периоде по сравнению с базисным и наоборот.

Общие индексы служат для сопоставления разнородных явлений внешней торговли.

Балансовый метод

Основан на сальдо внешнеторгового оборота, которое формируется как разница между экспортом и импортом товаров.

Баланс внешнеторгового оборота считается активным, если сальдо положительное, т.е. стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным, если сальдо отрицательное, когда стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Отрицательное сальдо свидетельствует о снижении конкурентной способности национальных товаров и рассматривается как негативное явление.

Равенство стоимости экспорта и импорта называется нетто – балансом.

Баланс внешнеторгового оборота может быть построен:

- по общим показателям экспорта и импорта;

- по отдельным странам;

- по группам стран;

- по товарным группам, характеризующим внешнюю торговлю с одной страной или группой стран.

Графический метод

Результаты статистических сводок и группировок принято отображать графически.

Графический метод изображения:

- позволяет наглядно отобразить исследуемое явление;

- облегчает восприятие сущности исследуемого явления;

- дает одновременный сводный обзор составляющих исследуемого явления;

- помогает осмыслить взаимосвязи исследуемого явления и уловить основные тенденции его динамики.

Наиболее распространенными формами графического изображения являются графики и диаграммы.

Графиками принято именовать графическое отображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.

Диаграммами принято именовать графическое отображение статистических данных, характеризующих исследуемое явление, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.

При помощи графиков и диаграмм в статистике внешней торговли принято отображать:

- динамику товарооборота, экспорта, импорта;

- динамику цен на товары внешней торговли;

- товарную структуру экспорта и импорта;

- географическое распределение экспорта и импорта

и ряд других показателей, характеризующих состояние внешней торговли страны и ее регионов.

Наиболее распространенные виды графиков и диаграмм:

линейные графики (изображение функциональной зависимости), столбцовые диаграммы (сравнение абсолютных величин), круговые диаграммы (сравнение удельных весов изучаемой совокупности). [1]

 



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Основные методы статистического анализа внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы статистического анализа внешней торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)