Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности управления денежными потоками организации



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Оценка эффективности управления денежными потоками организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Управление денежными потоками осуществляется в рамках финансовой политики предприятия и неразрывно связано с выполнением миссии – повышением благосостояния собственников капитала на основе получения ежегодной прибыли и приращения рыночной стоимости компании. Иерархическая система целей предприятия, в основе которой находится миссия, охватывает все аспекты его деятельности. Краткосрочные цели и задачи подчинены миссии, но их выполнение – необходимое условие успешности бизнеса.

Целью системы управления денежными потоками является обеспечение исполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия при сохранении платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на основе рационального использования его активов и источников финансирования, а также минимизация затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

Поскольку организованные должным образом планирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются непременными условиями его финансового успеха, сопоставление запланированных показателей с фактически достигнутыми, оценка степени выполнения плана, величины отклонений дают финансовому менеджеру информацию об эффективности управления в отчетном периоде. В свою очередь отслеживание отклонений фактических данных от бюджета движения денежных средств на основе ежемесячных отчетов позволяет оперативно оценивать эффективность управления денежными потоками предприятия. Величина, причина, последствия таких отклонений, их влияние на платежеспособность предприятия являются критериями оценки качества управления денежным оборотом.

Еще одним из критериев оценки эффективности управления денежными потоками является финансовая устойчивость предприятия, отражающая обеспеченность запасов и затрат определенными видами источников. В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используются показатели, отражающие различную степень охвата видов источников:

· наличие собственных оборотных средств: Е с = К + П д – А в,

где К – капитал и резервы, П д – долгосрочные кредиты и займы, А в – внеоборотные активы;

· общая величина основных источников формирования запасов и затрат: Е о = Е с + М;

· излишек (+) или недостаток (–) собственных оборотных средств:

+ Е с = Е с – З, где З – запасы и затраты;

· излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников для формирования запасов: + Е о = Е о – З.

Предприятие будет считаться финансово устойчивым, когда выполняется неравенство: З ≤ Е с + М.

Отсюда следует, что краткосрочные кредиты и займы положительно влияют на финансовую устойчивость предприятия, но здесь необходимо учитывать ограничивающие факторы: ликвидность и финансовую зависимость предприятия от кредиторов. Значение коэффициента покрытия, равное единице, свидетельствует о том, что финансирование переменной части активов осуществляется за счет текущих обязательств, а нормативное минимальное значение коэффициента зависимости 0,5 – соответственно о равенстве заемного и собственного капитала. При соблюдении этих двух условий получается, что величина внеоборотных активов равна оборотным активам, что экономически нецелесообразно для предприятий многих отраслей. Следовательно, статично применять одновременно эти два критерия нельзя, необходимо их рассматривать только в динамике. При наличии собственных оборотных средств коэффициент покрытия будет больше единицы, его уменьшение будет свидетельствовать об убыточности деятельности компании, проедании накопленной прибыли. При этом также будет увеличиваться зависимость предприятия от кредиторов, расти кредитный риск. Таким образом, увеличение собственного оборотного капитала выступает критерием эффективности управления предприятием, в том числе и его денежным оборотом.

Основным источником собственного капитала торгового предприятия выступает прибыль, определяемая рентабельностью продаж, но способность предприятия к самофинансированию зависит от денежной составляющей выручки и прибыли. Следовательно, еще одним из критериев является средний коэффициент инкассации (Кинк), рассчитываемый как соотношение денежного потока, формируемого за счет поступлений от покупателей и заказчиков, и выручки от реализации с учетом косвенных налогов. При значении коэффициента, близком к единице, снижается риск возникновения кассовых разрывов, связанных с наступлением сроков оплаты поставщикам за реализованные товары, уплатой налогов по методу начисления и т.п.

Платежеспособность предприятия, традиционно рассчитываемая по его балансу, выражается следующим неравенством: Д ≥ М + Н, где Д – сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, М – краткосрочные кредиты и займы, Н – кредиторская задолженность.

При выполнении этого неравенства соотношение Д/(М + Н) будет равно или больше единицы. Таким образом, сопоставляя текущие обязательства и текущие активы, внешний пользователь оценивает способность предприятия отвечать по своим обязательствам. Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводится исключительно на начало и конец отчетного периода, при этом весь отчетный период искусственно выпадает из поля зрения. Отсутствие какой-либо промежуточной информации в бухгалтерском балансе между отчетными датами не дает возможности оценить предприятие за период, динамика подменяется статикой. Так как экономическая ситуация меняется ежедневно, то состояние предприятия за весь период и на отчетные даты не есть одно и то же. Следовательно, только ежедневное соответствие суммы денежных средств на счетах и кассе предприятия наступившим по сроку платежам отражает его реальную платежеспособность. В связи с этим, важными инструментами оценки платежеспособности предприятия становятся:

· на уровне годового финансового планирования – бюджет движения денежных средств;

· на уровне оперативного управления – платежный календарь.

В платежном календаре, с одной стороны, отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в течение прогнозного периода времени, а с другой – график предстоящих платежей (налогов, заработной платы, формирования запасов, погашения кредитов и процентов по ним и т.д.). Платежный календарь дает возможность финансовым службам предприятия осуществлять оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, своевременно фиксировать изменение финансовой ситуации и вовремя принимать корректирующие меры по синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков и по обеспечению стабильной платежеспособности предприятия. [6, с. 487]

Также необходимо отметить, что в рамках управления денежным оборотом предприятия финансовый менеджер может влиять на рентабельность оборотных активов за счет ускорения их оборачиваемости. Рентабельность текущих активов отражает эффективность использования оборотного капитала организации, определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы: Рт.а. = ЧП/ТА, где ЧП – чистая прибыль, ТА – средняя величина текущих активов.

Сопоставление рентабельности текущих активов со среднеотраслевыми значениями, а также отслеживание динамики изменения этого показателя дает финансовому менеджеру дополнительную возможность оценить эффективность управления денежными потоками вследствие ускорения оборачиваемости текущих активов предприятия.

В процессе управления денежным оборотом у предприятия образуются как временно свободные денежные средства, так и кассовые разрывы. От объекта их вложения или источника финансирования зависит дополнительная прибыль или экономия на издержках, что в совокупности влияет на общий финансовый результат:

· в случае появления свободного остатка денежных средств предприятие может вложить их в ценные бумаги, депозиты, погасить раньше срока кредит, сэкономив на процентах, рассчитаться с поставщиком, также получив определенный дисконт;

· в случае дефицита денежных средств – привлечь заемные средства, отложить часть платежей поставщикам, договорившись о неприменении штрафных санкций.

Кроме того, на прибыль компании влияет экономия на комиссиях банков за расчетно-кассовое обслуживание, т.е. ежедневно выбирается наиболее рациональный способ расчетов, периодически возобновляются переговоры с банками о снижении размеров их комиссий.

Итак, критериями эффективности управления денежными потоками предприятия являются:

1. Рост величины собственного оборотного капитала;

2. Повышение финансовой устойчивости;

3. Рост степени платежеспособности;

4. Значение среднего коэффициента инкассации, близкое к единице;

5. Рост рентабельности текущих активов;

6. Дополнительная прибыль (экономия), достигнутая в результате управления денежными потоками предприятия.

Оценка может проводиться помесячно, поквартально или в целом за год в зависимости от размеров предприятия, периода планирования, отлаженности документооборота и системы учета.

Таким образом, эффективное управление денежными потоками обеспечивает платежеспособность предприятия, способствует ускорению оборачиваемости активов и кредиторской задолженности, минимизации финансового цикла, высвобождению на этой основе оборотных средств и снижению финансовой зависимости от заемных источников капитала. Оценка критериев эффективности управления денежным оборотом и выявление причин отклонения показателей от плановых значений позволяет предприятию своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, нивелировать влияние негативных факторов. [8, с. 35]


Заключение

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что управление денежными потоками является одной из важных задач, стоящих перед предприятием, решение которой необходимо для его нормального функционирования.

Всегда иметь достаточные денежные средства – трудная проблема для действующего предприятия, хотя они к нему приходят в выручке от продаж как бы автоматически. Конечно, если уметь не только продавать, но продавать с выгодой и продавать тем, кто своевременно платит.

Не менее трудным для руководителей действующего предприятия является способность приумножить деньги. Это достигается только в том случае, если организация работает рентабельно, имеет прибыль, достаточную для пополнения оборотных средств. Прибыль – цель бизнеса, его путеводная звезда и конечная оценка успешности. Именно она обеспечивает возврат денег больший, чем их расход, т.е. создает основу для приумножения денежных средств.

Не потерять деньги – это, прежде всего искусство управления, в первую очередь финансового менеджмента, одна из основных задач работников учета и контроля. Потерять деньги легче и проще, чем их приумножить. Любая ошибка в принятии решений по управлению, бесхозяйственность, потеря времени, недисциплинированность и безответственность стоят денег, а также ведут к их потере. [4, с. 496]

Таким образом, чтобы эффективно управлять денежными потоками любого предприятия необходимо уметь, во-первых, найти и получить денежные средства в нужный момент времени, во-вторых, уметь приумножить их и, в-третьих, суметь не потерять деньги из-за неумелого хозяйствования.


Список использованной литературы

 

1. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

2. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие / В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002 г.

4. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2004 г.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 г.

6. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2004 г.

7. Финансы. Учебное пособие под ред. А.М. Ковалевой. – М.: 2002 г.

8. Финансовый бизнес. 2004 г. № 5. // Гутова А.В. «Управление денежными потоками на предприятии».

9. Финансовый бизнес. 2004 г. № 6. // Ужонкова Д.В. «Роль анализа денежных потоков предприятия как важной функции управления инвестиционным проектом».

10. Экономический анализ: Теория и практика. 2004 г. № 1. // Илышева Н.Н. «Анализ финансовых потоков организации».

11.  Экономический анализ: Теория и практика. 2004 г. № 10. // Илышева Н.Н. «Методологические аспекты прогнозирования финансовых потоков организации на основе комплексной оценки ее финансового состояния».

12.  Экономический анализ: Теория и практика. 2004 г. № 17. // Сорокина Е.М. «Анализ денежных потоков организации».

13.  Экономический анализ: Теория и практика. 2005 г. № 7. // Пожидаева Т.А. «Анализ движения денежных средств коммерческой организации».

14.  Экономический анализ: Теория и практика. 2005 г. № 8. // Чикарова М.Ю. «Денежные потоки предприятия: проблемы классификации».


Приложение

 

Задача № 5.

Произвести калькулирование себестоимости продукции. Данные для калькулирования их себестоимости представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Данные для калькулирования себестоимости продуктов

  Продукт Прямые затраты, д.е. Общие расходы процесса, д.е. Количество продукции, шт. Выручка, д.е.
А Б В Г 40000 8000 12000 4000     80000 20000 2000 1000 1000 100000 20000 30000 10000

 

1. Составьте калькуляцию методом остаточной стоимости при условии, что А – главный продукт.

2. Составьте калькуляцию себестоимости всех продуктов методом распределения пропорционально цене продажи.

 

Решение:

1. Калькулирование себестоимости продукции остаточным методом, где А – главный продукт.

а) Произведем расчет остаточной стоимости.

Остаточная стоимость = Выручка от реализации продуктов Б, В и Г – прямые затраты продуктов Б, В, и Г

Выручка от реализации продуктов Б, В и Г = 20000 + 30000 + 10000 = 60000 д.е.

Прямые затраты на продукты Б, В и Г = 8000 + 12000 + 4000 = 24000 д.е.

Следовательно, остаточная стоимость = 60000 – 24000 = 36000 д.е.

б) Произведем расчет всех расходов, понесенных на продукт А.

Расходы по изготовлению = сопряженные затраты на продукт А – остаточная стоимость продуктов Б, В и Г

По условию задачи на продукт А относятся сопряженные затраты 80000 д.е.

Остаточная стоимость составила 36000 д.е.

Следовательно, расходы по изготовлению = 80000 – 36000 = 44000 д.е.

Всего расходов по продукту А = расходы по изготовлению + прямые затраты

Итого: 44000 + 40000 = 84000 д.е.

в) Рассчитаем себестоимость единицы продукта А.

Себестоимость = всего расходов / количество продукта

Себестоимость = 84000 / 20000 = 4,2 д.е.

2. Калькулирование себестоимости продукции пропорционально выручке от продаж. Решение оформим в таблице 2.

 

Таблица 2. Пропорционально выручке от продаж

Показатели А Б В Г
  Прямые затраты, д.е.   40000   8000   12000   4000
Сопряженные расходы, д.е.   50000   10000   15000   5000
Затраты изготовления, д.е.   90000   18000   27000   9000
Себестоимость единицы продукта, д.е.   4,5   9,0   27,0   9,0

 

а) Произведем распределение сопряженных расходов между четырьмя видами продуктов пропорционально выручке.

 

К распределения = общие расходы процесса / сумма выручки

К распределения = 80000 / 160000 = 0,5

Сопряженные расходы = К распределения * выручка

По продукту А = 0,5*100000 = 50000 д.е.

По продукту Б = 0,5*20000 = 10000 д.е.

По продукту В = 0,5*30000 = 15000 д.е.

По продукту Г = 0,5*10000 = 5000 д.е.

б) Затраты изготовления = прямые затраты + сопряженные расходы

По продукту А = 40000 + 50000 = 90000 д.е.

По продукту Б = 8000 + 10000 = 18000 д.е.

По продукту В = 12000 + 15000 = 27000 д.е.

По продукту Г = 4000 + 5000 = 9000 д.е.

в) Себестоимость единицы продукта = затраты изготовления / количество продукции

По продукту А = 90000/20000 = 4,5 д.е.

По продукту Б = 18000/2000 = 9,0 д.е.

По продукту В = 27000/1000 = 27,0 д.е.

По продукту Г = 9000/1000 = 9,0 д.е.

 

Сравнивая себестоимость продукта А, рассчитанную двумя методами, можно сказать, что себестоимость, рассчитанная остаточным методом на 0,3 д.е. меньше.



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Оценка эффективности управления денежными потоками организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности управления денежными потоками организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)