Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой один из инструментов для развития производства, рентабельной деятельности, следовательно, их можно рассматривать, как один из составляющих элементов финансовой системы.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.

Финансовая система России включает в себя три основные системообразующие сферы: государственные (муниципальные) финансы (централизованные финансы); финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством, при этом наблюдается динамичное развитие каждой сферы. Так, в сфере государственных (муниципальных) финансов, прежде всего, выделим бюджетную систему, включающую в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные

бюджеты и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального

страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного

медицинского страхования. В качестве второй системы выступают финансы

государственных (муниципальных) предприятий. 

За последние пять лет в составе бюджетной системы появились новые

институты, и в их числе – Резервный фонд и Фонд национального

благосостояния, образованные за счет средств профицита федерального бюджета

вследствие высоких мировых цен на энергоносители. Резервный фонд выполнял своеобразную роль "подушки безопасности" национальной экономики от колебания мировых цен на энергоносители. Фонд национального благосостояния первоначально был предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Однако в условиях кризиса средства обоих фондов преимущественно были

направлены на образовавшийся дефицит федерального бюджета с учетом почти

30% падения доходов. Например, по данным Федерального казначейства за 10

месяцев 2009 года на обеспечение сбалансированности федерального бюджета из

Резервного фонда направлено 2 023,6 млрд рублей, при этом остаток Резервного

фонда за 10 месяцев 2009 года снизился на 1783,0 млрд рублей. Предполагается,

что к 2011 году Резервный фонд будет израсходован.

Безусловно, наличие резервов оказалось полезным для преодоления

кризиса, однако многие отечественные экономисты выступают с резкой

критикой в адрес указанных фондов, отмечая, что средства профицита

федерального бюджета следовало бы направить на развитие отечественной

экономики. В России все же были предприняты попытки формирования новых

институтов развития за счет бюджетных средств, и в их числе – госкорпорации,

что требует отдельного анализа. 

Сейчас в России действуют семь госкорпораций: "Ростехнологии",

"Роснано", "Росатом", Фонд ЖКХ, ВЭБ, АСВ, "Олимпстрой". Близкими к ним

функциями обладают Объединенная авиастроительная корпорация, "Росавтодор"

и Объединенная судостроительная корпорация. Госкорпорации @ это

некоммерческие организации с особым статусом, действующие на основе специального закона по каждой вновь учреждаемой компании. Их основное общественное назначение – создание условий для принятия дискретных мер в регулировании экономики, направленное на стимулирование структурной перестройки экономики, обеспечение технологических прорывов в системообразующих отраслях – авиационной, судостроительной, атомной. 

Особенно низкий уровень финансовой безопасности продемонстрировала

банковская система России. В экономике страны фактически функционирует

двухконтурная модель кредитования, включающая национальный банковский

сектор, предоставляющий краткосрочные ресурсы на обслуживание текущего

оборота, и зарубежный сектор с аккумулированием долгосрочных источников

финансирования вложений в основной капитал и сделок с капитальными

активами, функционирующий за счет привлечения дешевых кредитов на

международных кредитных рынках (процентный арбитраж). Сокращение

последнего источника и доступности трансграничного кредита, по сути,

прекратило и долгосрочное кредитование (доля банковских кредитов в структуре

источников финансирования капитальных вложений и до кризиса не превышала

10%, в то время как в странах ЕС она колеблется в пределах 42@45%, в Японии –

65%). Уязвимость национальной банковской системы объясняется следующими

обстоятельствами:

 чрезмерной ее зависимостью от движения иностранного капитала;

 экспансией банков с иностранным капиталом, что привело к

усиленному оттоку капиталов с начала кризиса (примерно 135 млрд долл. США в

IV квартале 2008 года); валютной моделью денежной эмиссии, в результате чего сохраняется

зависимость российской экономики от мировой экономической, ценовой и

политической конъюнктуры;

 недостатками в регулировании и надзоре за банковской системой,

поскольку Банк России, очевидно, не полностью справляется с ролью

мегарегулятора банковского сектора и частично фондового рынка;

 высокой распыленностью банковского капитала, наличием

значительного количества кредитных организаций с капиталом менее 5 млн евро

(приблизительно 1/3 из 1125 банков);

 ориентацией многих коммерческих банков на получение спекулятивных

сверхдоходов, а не на стратегическое сбалансированное развитие.

При таких существенных факторах снижения финансовой безопасности

первоочередные меры Правительства по преодолению финансового кризиса в

России были направлены на спасение именно банковской системы, что в целом

оправдано, но не привело к радикальному улучшению обстановки. На поддержку

коммерческих банков в ноябре @ декабре 2008 года было направлено денежных

средств:

 федерального бюджета @ более 2 трлн рублей; 

 Фонда национального благосостояния @ 875 млрд рублей; 

 Банка России и международных резервов @ около 3 трлн рублей (в

различных формах временного и постоянного финансирования).

Всего в различном формате на поддержку коммерческих банков было

направлено около 6 трлн рублей, из них непосредственно на поддержку

фондового рынка и реального сектора – 175 млрд рублей, или менее 2,9% от

общей суммы поддержки.

Трехразовое увеличение Банком России в течение 2008 года ставки

рефинансирования с 10 до 13% слабо отразилось на росте депозитных ставок в

государственных банках, но привело к увеличению процентных ставок по

кредитам коммерческих банков до 19@20%. Здесь надо учитывать тот факт, что

рентабельность активов по экономике в целом составляет не более 12%.

Соответственно, рост процентных ставок привел к обратному "эффекту

финансового рычага" и сделал практически недоступными кредиты в оборотные

средства для огромного числа предприятий. Постепенное снижение ставки Банка

России в 2009 году до 9% не привело к существенному оживлению кредитного

рынка, только в августе 2009 года кредитный портфель вырос на 0,7%, что с

учетом накопленной инфляции фактически означает его сжатие.

Учитывая, что кризис банковской системы быстро распространился на

реальный сектор, были приняты изменения в налоговое законодательство,

важнейшими из которых являются:

 снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% за счет уменьшения

части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет;

 увеличение размера амортизационной премии с 10 до 30% для

основных средств, относящихся к 3@7 амортизационным группам;

 предоставление права законодательным органам субъектов РФ по

упрощенной системе налогообложения снижать ставку единого налога с 15 до 5% (при применении в качестве объекта "доходы, уменьшенные на величину

расходов");

 увеличение размера имущественного налогового вычета, связанного с

приобретением недвижимого имущества, с 1 млн рублей до 2 млн рублей;

 введение налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых

при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В целом, эти "послабления" реальному сектору экономики приведут, по

расчетам Минфина России, к потере бюджетных доходов за 2009 год на 500@600

млрд рублей, или около 1,1% ВВП.

Сфера реального сектора экономики также оказалась уязвимой к кризису

вследствие потери кредитных источников финансирования, а также из@за

внутренних проблем технической отсталости. В результате произошло

сокращение объемов производства в значительной части ключевых отраслей

экономики на 20@30%, увеличилась доля убыточных предприятий, возросла

безработица, особенно в моногородах. Помимо снижения налоговой нагрузки,

реальный сектор получил и прямую бюджетную поддержку, объем которой уже

превысил 1 трлн рублей. Эффективность применяемых способов такой помощи

ставится под сомнение большинством специалистов. Неслучайно поэтому

Президент РФ в Послании от 12 ноября 2009 года отмечает: "В дальнейшем мы

будем помогать только тем, у кого есть чёткие планы повышения эффективности

и реализации высокотехнологичных проектов". Такой подход представляется

оправданным, в силу того, что финансовый кризис будет трансформироваться в

технологический кризис, преодолеть который даже ведущие страны смогут

только на основе интенсификации инновационных и инвестиционных вложений,

что чрезвычайно затруднительно в условиях почти полного отсутствия

долгосрочного кредитования.

Отличительной чертой процесса преодоления современного мирового

кризиса является попытка правительств ведущих государств разработать и

внедрить специальные антикризисные программы, и Россия не стала

исключением. С весны 2009 года Программа антикризисных мер Правительства

РФ на 2009 год была представлена на официальном сайте Председателя

Правительства РФ В.В. Путина, прошла общественную дискуссию, уточнялась и

дорабатывалась [4]. Так, по состоянию на 19 июня 2009 года определены ее

основные приоритеты:

1) выполнение в полном объеме социальных обязательств государства

перед населением и развитие человеческого потенциала;

2) сохранение и развитие промышленного и технологического

потенциала для будущего роста;

3) активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для

восстановления экономического роста;

4) стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики;

5) создание благоприятных условий для экономического подъема за счет

совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для

предпринимательской деятельности; 6) формирование мощной финансовой системы как надежной основы для

развития национальной экономики;

7) обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия

российских и иностранных инвесторов.

Соответственно, в Программе имеется подробное изложение конкретных

мер по достижению этих приоритетов. Однако детальный анализ этих мер

показывает, что программа содержит как деструктивные, так и конструктивные

меры влияния на экономику. Так, деструктивная политика Правительства РФ

состоит в попытке спасти отдельные финансовые институты, отрасли

национальной экономики, группы хозяйствующих субъектов, наиболее

пострадавшие от кризиса. Результатом такой политики является временная

локализация кризисных явлений в отдельных секторах экономики, консервация

сложившейся ее структуры, перераспределение все более ограниченных

финансовых ресурсов в пользу менее эффективных экономических структур.

Конструктивная экономическая политика правительств в кризисном цикле

состоит в создании условий для последующего роста во взаимодействии с

краткосрочными мерами, направленными на устойчивое функционирование

платежно@расчетных систем, и смягчении социальных проблем.

В этой связи, для преодоления кризисных явлений в реальном секторе

экономики, в дополнение к уже принятым мерам необходимо:

 увеличить использование инструмента государственных гарантий для

"расшивки" межбанковского кредита и стимулирования роста кредитных

вложений коммерческими банками с обязательным установлением лимитов

кредитования реального сектора экономики;

 несмотря на известные технические трудности и некоторые

отрицательные последствия, провести межотраслевой зачет взаимных

требований с выдачей кредита по ставке рефинансирования на дебетовом сальдо

по этому зачету сроком до 180 дней или создать специальный клиринговый

институт (дебиторская задолженность на 1.09.2009 г. превысила 11 трлн руб.);

 усилить регулирование оплаты труда в госкорпорациях и

госмонополиях, вплоть до внедрения прогрессивной шкалы налогообложения с

заработков, превышающих 150 тыс. рублей в месяц, а также налогообложения

дивидендов, стимулирующего их рекапитализацию.

В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых

доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в частности, налога на

прибыль организаций. Сокращение доходов в наибольшей степени затронуло те

регионы, доходы которых значительно зависят от финансового состояния

крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной,

химической и других сферах промышленности. В условиях экономического

кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения

сбалансированности бюджетов, снижения занятости населения, сокращения

финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска

возникновения кредиторской задолженности по первоочередным

обязательствам. В этой связи, а также для укрепления доходов всей бюджетной

системы были подготовлены поправки в главы 22 и 28 части второй Налогового

кодекса РФ, которыми предусматривается установить ставки акцизов на

подакцизные товары на 2010@2012 годы и новые ставки по транспортному

налогу. Так, предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10% по отношению к их уровню предыдущего года.

Кроме того, предусматривается:

 индексация ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию и вино в

среднем на 30%, на пиво @ на 50%; 

 увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза на

сигареты (папиросы), исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на

0,5% ежегодно, а специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром @

в среднем на 30%, на сигареты без фильтра (папиросы) @ на 50%; 

 введение ограничения вычета акциза по подакцизному сырью в случае

использования спиртосодержащей продукции для производства крепкой

алкогольной продукции в размере суммы акциза по этиловому спирту.

В целях создания возможностей для повышения доходов региональных

бюджетов в проекте закона предусматривалось повышение ставок транспортного

налога максимально в десять раз. Представляется, что такая мера может

получить отрицательные последствия, касающиеся, прежде всего, компаний@

перевозчиков. Например, отечественные перевозчики на Северо@Западе и так

испытывают острую конкуренцию со стороны зарубежных прибалтийских

транспортных предприятий. Увеличение расходов отечественных перевозчиков,

связанное с уплатой транспортного налога, будет содержать реальную угрозу для

их бизнеса. В ходе возникшей осенью 2009 года острой дискуссии по данному

вопросу было принято решение о том, что вся ответственность за повышение

ставок транспортного налога в десять раз переходит в сферу полномочий органов

власти субъектов РФ, при этом федеральные ставки остаются на прежнем

уровне. Субъекты РФ будут вынуждены прибегнуть к повышению ставок, однако

по причине задержки принятия федерального закона решения субъектов РФ

могут вступить в силу не ранее 2011 года. Существует и другое решение

проблемы транспортного налога – на основе его включения в розничную цену

бензина. Такая схема представляется справедливой по отношению к владельцам

транспортных средств, однако для учета интересов бюджетов субъектов РФ

потребуется разработка нового порядка зачисления транспортного налога в их

бюджеты.

 

Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Для анализа и планирования используются нормативы, действующие в хозяйствующем субъекте. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и ноу-хау.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т. е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости. Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

В процессе анализа изучаются, динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли. Влияние роста объема выручки на рост прибыли проявляется через снижение себестоимости. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные. Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата, амортизация основных фондов, износ нематериальных активов и др. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме. Переменные затраты — это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Данная группа охватывает расходы на сырье, транспортные расходы, расходы на оплату труда и др. Эти затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.

Анализ финансового состояния сводится к улучшению действия финансового механизма. Финансовый механизм - это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Использование финансовых ресурсов осуществляется посредством применения финансовых методов, приемов, рычагов, инструментов, принципов и предполагает соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы - это форма осуществления финансовых отношений, их взаимосвязь с производственно-хозяйственным процессом[14]. К ним относятся: финансовое планирование, инвестирование, ценообразование, кредитование, страхование, налогообложение, стимулирование, авансирование, финансовый анализ и др. В свою очередь, методы складываются из приемов. Это виды планирования, формы кредитования, способы инвестирования, порядок, виды стимулирования и пр. Формой осуществления финансовых приемов являются финансовые рычаги. К финансовым ценностям относятся цены, прибыль, процентные ставки, а также определенные соотношения этих форм. Финансовый механизм также функционирует при соблюдении определенных принципов. К ним относятся: финансово-хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, соблюдение финансовой дисциплины и др.

Финансовый механизм имеет также определенное правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение - это законодательные акты, а также акты органов исполнительной власти. Нормативное обеспечение - акты органов исполнительной власти. Информационное обеспечение - это внутренняя и внешняя экономическая информация, необходимая предприятию.

Составным элементом методики прогнозирования финансового состояния является обобщение методов и практики регулирования финансовых результатов способами, легально существующими в рамках действующего законодательства и нормативных документов в области бухгалтерского учета. Перед администрацией предприятий всех форм собственности стоит задача выбора таких приемов учета, которые позволяют наиболее целесообразно исчислить финансовые результаты и на законных основаниях снизить налоги в бюджет. Достигается это, в частности, путем регулирования показателя прибыли в пределах, разрешаемых Правительством РФ. Его постановлением от 16.02.92 № 89 О положении в БУ и отчетности в РФ введено понятие "учетная политика", которое изменило существовавший ранее жесткий порядок учета и позволило ввести новый подход, связанный с возможностью варьирования финансовыми результатами.


Заключение

 

Финансы хозяйствующих субъектов - это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Рыночная экономика может поступательно развиваться лишь на основе гармоничного взаимодействия звеньев хозяйствования с внешней средой функционирования бизнеса, включая макроэкономическую, политическую и т.п. Основным звеном рыночной экономики является хозяйствующий субъект – коммерческое юридическое лицо или их объединение, занимающееся предпринимательской деятельностью и базирующееся на объединении собственности и единой системе управления.

Рыночная среда, постоянно изменяясь, воздействует на все функциональные области деятельности предприятий, в том числе и финансовые отношения, что предопределяет необходимость управления ими согласно изменениям всех факторов.

Для стабилизации финансового состояния предприятия предлагается осваивать новые методы и технику управления, усовершенствовать структуру управления, совершенствовать кадровую политику, продумывать и тщательно планировать политику ценообразования, активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

Предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства. Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее ее доход, тем большим становится ее вклад в социальную сферу государства, в ее экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.




2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)