Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Групповая сплоченность как показатель психологического микроклимата




 

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как “результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней”. Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы сплочения группы имеют две образующих (считает А.И. Донцов):

во-первых, степень привлекательности собственной группы,

во-вторых, сила притяжения других доступных групп.

Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена. Что оставляет этот коллектив сплоченным на протяжении какого-то промежутка времени? Что характеризует сплоченный коллектив? Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности. Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.



Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности – способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем. При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, – найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить. Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.

Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.

В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно не продуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включалибы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.

В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение.

Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов – убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма – коллектива.

Исследование феномена групповой активности позволило Р.С. Немову выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплоченность. При этом сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллектива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению.

Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрогрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: “эффекта мола”, “имплицитной теории личности” и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть эксперементально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной.

Силы сплоченности:

1. Взаимодействие и взаимозависимость. Взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению.

2. Фиксация и преследование общих целей. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег. Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности. В каждом коллективе есть, по крайней мере, один лидер. Экспериментаторы почти единодушно различают в группе три типа действий, которые приводят к выделению роли лидеров:

– предложить группе какую-либо цель (“Можно было бы сделать это!”);

– сформулировать решение или поставить перед группой цель (“Сделаем это!”);

– поддерживать стремление группы к достижению цели (“Было решено сделать это!”).

3. Групповые нормы. Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:

– Преследование общих целей, каких не важно, стремление к осуществлению целей способствуют развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей(степень взаимозависимости).

– Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведения и соблюдения норм.

– Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия. Именно под влиянием таких представлений поведения человека, принадлежащего определенной группе, приобретает единообразие.

– Подражание другим членам. В этой мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).

– Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями. Что касается самой проблемы сплоченности, то, эта не простая теоретически проблема, на практике становится сложной.

Сплоченность формируется в проведении коллективных мероприятий (днях рождениях, внекомандной совместной деятельности, коллективном отдыхе). Ее необходимо формировать и развивать на мотивационном осознанном уровне, так как от сплоченности команды зависят психологический микроклимат напрямую, а косвенно на эмоциональную комфортность, самооценку членов команды, качестве профессиональной деятельности спортсменов.

Выводы

 

Таким образом, подводя итоги теоретическому анализу проблемы психологического микроклимата в спортивной команде, само понятие психологический микроклимат будем определять как “общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров. Единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе”.

Социально-психологический микроклимат формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающее его в коллективе обстановке: к людям, к условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и т.д. Социально-психологический микроклимат представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающему. Каждым человеком переживается индивидуально в виде удовлетворенности и привлекательности работы в данном коллективе, в данных условиях.

Выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе.

Спортивная команда как объект изучения в любом виде спорта представляет собой особый вид контактной общности людей, объединенных общей целью совместной спортивной деятельности, основными видами которой являются тренировка и соревнование.

В спортивном коллективе происходит формирование основных новообразований юности-самосознания, самооценки, личностного и профессионального самоопределения как и в других молодежных социальных общностях, поэтому необходима в команде целенаправленная деятельность со стороны тренеров, психологов и воспитателей по формированию психологической и личностной комфортности спортсменов, формированию позитивной Я-концепции. Все эти параметры можно формировать у спортсмена через благоприятный психологический микроклимат в команде.

Большинство исследователей психологического микроклимата выделяют ряд психолого-педагогические факторов формирования психологического микроклимата в коллективе. В спортивном коллективе также можно констатироватьсуществование определенных психолого-педагогические факторов формирования психологического микроклимата. К ним относят:

– характер взаимоотношений в команде. Он характеризуется тем, что главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого “мы-чувства”. Специфика социально-психологического анализа группы проявляется в том, что рассматриваются реальные социальные группы, и в них определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

– руководство и лидерство. Данная проблема руководства спортивной командной является противоречивой и многозначной. Традиционные стили руководства имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому эффективность применения стилей зависит от многих условий: сложившейся ситуации, эмоциональной напряженности в команде и личностей самих спортсменов и тренеров.

– мотивация. Проблема мотивационных стимулов в работе со спортсменами и спортивными командами является сложной и очень важной, так как является основой успешности спортивных результатов. Можно отметить чрезвычайную сложность человеческой мотивации. На нее влияют личностные особенности спортсменов, обуславливающие направленность личности, ценности, стремления, убеждения и интересы личности. А в основе мотивации лежит система базовых потребностей человека, таких как стремление к материальному благополучию, самореализации, престиже, признании, достижениях, честолюбии.

– личность спортсмена. Психологические личностные особенности спортсменов выделяют этих людей в особую общность, которой присущи следующие особенности. К выраженным личностным качествам относятся: высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Спортсмены высокого класса, как правило, самоуверенны и независимы. Им свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не показывать тревоги в различных ситуациях. У спортсменов более выражено стремление к высоким достижениям. Более того, можно предположить, что у спортсменов мирового класса какие-либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы.

Индивид с выраженной “силой я” отличается зрелостью, твердостью, настойчивостью, спокойствием, чувством реальности при решении проблем и незначительным уровнем так называемой “невротической усталости”.

Задачи теоретической части работы можно считать выполненными.

 


2. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

 

Проблема формирования психологического микроклимата в спортивной команде является в психологической науке не достаточно изученной. Это осложняется тем, что характер складывающихся взаимоотношений в спорте несколько отличен от характера взаимоотношений в обычном коллективе. Хотя цели и задачи коллективной деятельности, направленные на достижение максимальных результатов в принципе совпадают, но приемы их достижения различны. Интересными, на наш взгляд, являются вопросы эмоционального состояния командных спортсменов, отражающие направленность на деятельность (мотивацию), психологическую комфортность, функциональное состояние спортсменов и наиболее устойчивые черты личности, где ситуация постоянной негативной эмоциональной напряженности, обуславливает не достаточно высокий уровень взаимоотношений членов команды, снижение командной самооценки и уверенности в своей успешности.

В практической части нашей работы мы хотим проследить зависимость психологического микроклимата в хоккейной команде (его составляющие), от самооценки игроков в команде.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выступили спортсмены командных видов спорта (хоккея на траве).

Предмет исследования

В качестве предмета исследования была выбрана проблема психологического микроклимата спортивной команды как цель и средство управления взаимоотношениями в команде со стороны тренера-руководителя.

Цель исследования:

1.Изучить психологический микроклимат в хоккейной команде.

Задачи исследования:

1.Изучить составляющие психологического микроклимата в хоккейной команде и дать им оценку.

2.Выявить существующие в команде проблемные моменты, обуславливающие психологический микроклимат в команде.

3.Разработать рекомендации по формированию благоприятного психологического микроклимата в команде.

Гипотезы исследования

1. Проанализировать взаимосвязь между особенностями психологического микроклимата в команде и закономерностями протекания в нем социально-психологических процессов.

2. Ситуация недостаточно благоприятного психологического микроклимата в команде влияют на мотивацию игроков, их самооценку и взаимоотношения между игроками в сторону неблагоприятствия.

3. Самооценка игроков в отношении отрицательных качеств своей личности имеет достаточно высокие показатели в команде с недостаточно благоприятным психологическим микроклиматом.

Методы исследования

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7