Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство древней Руси



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Искусство древней Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Древнерусское искусство, охватывающее период 10-12 веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры. Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность художественной формы. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача искусства – воплотить в образы христианское вероучение, а также художественные традиции.

К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму живописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами.

Самая светлая часть храма — алтарь и подкупольное пространство — украшена мозаич­ными изображениями. Боковые, менее осве­щенные нефы и хоры расписаны фресками. Украшение собора осуществлялось, по-види­мому, в несколько приемов. Стенопись Софийского храма неоднократно поновлялась. И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевской поражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир пред­ставлений средневекового человека. Софийский собор – второй храм Киева, построенный из камня. Ему предшествовала так называемая Десятинная церковь. Она отличалась значительными размерами и была многоглавой. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы богато декорировали её изнутри.

Наряду с церковными каменными постройками существовали и гражданские.

В развитии искусства Руси периода 12 – середины 15 вв. можно выделить также два тапа: домонгольский и период монгольского ига.

В домонгольский период наиболее яркие школы зодчества и живописи сложились в Новгородской и Владимиро-Суздальской землях. Древнейшая тверская икона – «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря первой трети 14 века дает возможность уловить роль домонгольского искусства центров Северо-восточной Руси. К шедеврам домонгольского периода относятся и мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Во второй половине 12 века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата. Это церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

С началом феодального дробления Руси и возникновением новых центров начинают скла­дываться также местные школы живописи.

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос. Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света  вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.

Расцвет монументальной живописи Новгорода 14 века во многом связан с именем Феофана Грека – художника, который пришел на Русь из Византии. Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявленным индивидуальным почерком. Его манера письма – резкая и смелая. Одно из известнейших его произведений – «Донская богоматерь».

Идеи, вдохновлявшие и волновавшие рус­ских людей в годы освобождения от монголо-татарского ига, в годы, когда успешно преодолевалась феодальная раздробленность и шла упорная борьба за создание единого общерусского государства, нашли наиболее полное воплоще­ние в творчестве гениального русского худож­никаАндрея Рублева. Его имя стало символом русской средне­вековой культура. Икона «Троица» — пик этой культуры, ее совершеннейшее и высшее достижение. На ней представлены три ангела. Фигуры их, разные по силуэту, вме­сте как бы образуют круг. В очертаниях голов, плеч и рук, в изгибах крыльев, в наклоне тон­кого деревца на фоне, в силуэте горки справа повторяются плавные смягченные линии, соз­давая впечатление гармонической слаженности и единства. Ощущение гармонии исходит и от колорита иконы. Золотистые, темного тона крылья, легко подчеркнутые снизу светло-го­лубым, мягко выделялись на золотом фоне (теперь почти полностью утраченном). Религиозная те­ма иконы – догмат о единстве трех ипостасей божества: бога-отца, бога-сына и духа святого, что было особенно актуально в период ере­тических движений. Однако в иконе Рублева есть особый содержательный пласт, образный смысл, безмерно актуальный для духовной жизни Руси конца 14—начала 15 века. Икона звучит как символическое воплощение добро­го согласия, гармонического слияния челове­ческих душ вопреки земной обреченности. Нравственные принципы, воплощенные в ико­не, отражали высокие идеалы возрождавше­гося народа, единого перед лицом насильни­ков и губителей. Этот духовный смысл сделал «Троицу» прекраснейшим произведением национальной живописи и наиболее светлым и полным выражением русской духовности.

Свойство московской иконы — это лиризм эмоционального строя, сосредоточенность на внутреннем состоянии образа, а не на магической силе его мгновенного воздействия, как в новгородской живописи. Иконопись рублевской эпохи настраивает на вдумчивую созерцатель­ность, ее мир—идеально-спокойный и гармо­ничный, нравственный идеал – этически совер­шенный человек, неторопливый, тихий, склон­ный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.

15 век в исто­рии древнерусского искусственно по праву назы­вается золотым веком иконописи. Своеобраз­ные черты московской школы живописи пер­вой половины 15 столетия станут основой ее дальнейшего развития.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства.

 



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Искусство древней Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство древней Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)