Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство Византии в ранний период



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Искусство Византии в ранний период 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные этапы развития средневековой

 художественной культуры

 

 

                                                                                                             Курсовая работа

                                                                                    студентки 3 курса

                                                                                                 заочной формы обучения

 специальности «Культурология»

                                                                                     Дмитренко Алины

 

                                                                                             Научный руководитель

                                                                               Караулова Р.З.

 

 

Минск, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Искусство и архитектура средневековой Европы   …………….…  5

1.1. Романский стиль ……………………………………………………......... 5

1.2. Готика …………………………………………………………………..... 6

Глава 2. Византия …………………………………………………………….. 8

2.1. Искусство Византии в ранний период ………………………………….. 8

2.2. Иконоборчество ………………………………………………………….. 10

2.3. Расцвет искусства Византии …………………………………………..... 11

2.4. Поздняя Византия ………………………………………………………... 13

Глава 3. Средневековое искусство на территории России и Беларуси ....... 17

3.1. Искусство древней Руси ………………………………………………… 17

3.2. Средневековое искусство Белорусских земель ………………………… 19

Заключение …………………………………………………………………… 20

Список литературы …………………………………………………………... 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый виток развития истории человеческого общества неповторим и уникален. Живя в современном мире, мы с интересом изучаем нравы и быт предшествующих поколений.

На мой взгляд, средневековье является одним из сложнейших и наиболее противоречивых периодов в жизни человеческого общества. Время многочисленных войн и переделов территорий, время крушения прежних идеалов и ценностей, обретения и становления новых… Жизнь средневекового человека была полностью подчинена существующим в то время общественным правилам и даже взгляды на окружающий мир диктовались обществом.

Основой всей средневековой жизни была религия. Нельзя говорить о средневековье, не затрагивая тему христианства. Если сегодня вопрос вероисповедания и веры вообще строго индивидуален и каждый человек решает его для себя самостоятельно, то в средневековье религия была теснейшим образом связана с государством. Церковь и власть были нераздельны. Кроме того, правители государства использовали христианскую веру для укрепления своей власти и психологического воздействия на простого человека. Безусловно, насильственное насаждение религии – это отрицательный момент в жизни общества. Но это время сыграло важную роль в становлении и распространении религии, которую в наше время добровольно исповедует множество людей, веры, которая помогает многим людям жить и стремиться к чему-то доброму и светлому. Поэтому сложно воспринимать распространение христианства однозначно.

Искусство всегда как нельзя точно и остро отражает ту эпоху, в которую оно было создано, и является живой энциклопедией человеческой жизни. Средневековое искусство было в первую очередь призвано донести до людей идеалы новой религии, помочь человеку обрести и укрепить веру. Сейчас оно во многом интересно именно тем, что отражает дух своего времени, помогает нам лучше понять жизнь и представления об окружающем мире средневековых людей. Но не меньшее значение имеет и его непосредственно художественная ценность. Несмотря на то, что оно было строго кононизировано, а творческая свобода художников была значительно ограничена определёнными рамками, искусство средних веков пополнило копилку шедевров мирового искусства множеством поистине великих и прекрасных произведений. Кроме того, средневековая архитектура и изобразительное искусство принесли миру новые техники, которые оказали влияние на их дальнейшее развитие.

Тема средневекового искусства интересна своей широтой. С одной стороны, оно имеет некие общие черты, с другой же на территории различных государств оно развивалось по-разному, в своих неповторимых самобытных версиях.

Теме средневекового искусства посвящено множество книг, таких как Агибалова Е.В. – «История Средних веков», Гуревич А.Я. - «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства», Даркевич В.П. – «Путями средневековых мастеров», Добиаш-Рождественская. О.А. - «Культура западноевропейского средневековья», Овсянников Ю. - «История памятников Средневековья», Удальцова З.В. – «Византийская культура» и других, материалы которых были использованы мной в подготовке данной курсовой работы.

Моя цель – изучить искусство средневековья и его особенности. Задачи: подробно ознакомиться с искусством средневековья на территории различных государств, выявить общие черты и различия; сравнить тенденции искусства и его особенности на разных этапах развития средневекового общества. Объект работы – искусство средневековья. В ходе творческой работы выработалась такая структура: ведение, глава 1 - искусство и архитектура средневековой Европы, в которой я описываю романский и готический стили, глава 2 – Византия, посвящённый развитию искусства этого государства на различных этапах, глава 3 - средневековое искусство на территории России и Беларуси, и заключение, в котором подвожу итоги.

 

ГЛАВА 1

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

 

Романский стиль

 

Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (сер. 5—10 вв.), романский (11—12 вв.) и готический (конец 12—14 вв.).

Дороманский стиль возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Позже его элементы начали смешиваться с византийскими, ближневосточными, германскими, кельтскими и другими. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского. Сам термин, означающий «в манере римлян», появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства (до того оно целиком обозначалось словом «готика»).

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Культовая архитектура наследовала черты светской и имела вид надёжных оборонительных сооружений. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Примером служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне. 

Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, а также арки полукруглой формы. Материалом для романских построек служил местный камень. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу.

Малоразмерная скульптура дороманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влиянием византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в 12 веке. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Широко распространён в этот период был рельеф. Нередко его расписывали краской.

Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. Во французских романских соборах множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма.

В убранстве интерьера большое место принадлежало фреске. Характерным примером является цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату. Новым явлением были витражи. Живопись и мозаика заимствовались из византийской культуры и следовали её традициям. Романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа возникла уже в 7 веке. Но наибольшего расцвета книжная миниатюра достигла во Франции.

 

Готика

 

По мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений на смену романскому стилю приходит готический. Термин "готика" был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Позднее его применение было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры. 

В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике. И всё же оно более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку.

Готический стиль поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Характерная особенность готической архитектуры — арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик зданий. Новая конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и

архитектурных форм, что свидетельствует о нарастании готических тенденций. Первыми проявлениями готического стиля в немецкой скульптуре были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора в Саксонии. Поздняя немецкая готика породила блестящие образцы зальных церквей (например, Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце) и дворцовых залов со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись.

Крупные готические постройки возникли в Австрии и Швейцарии. Славу нидерландской готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене и гражданские постройки, декор которых фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для готики возникли рано, но развитие её было замедленным и длительным. За менее чем пятьдесят лет возник своеобразный вариант готического стиля, известный как раннеанглийский, лучшим образцом которого является собор в Солсбери. При первом же взгляде видно, насколько его внешний вид отличается от французских соборов, и насколько трудно оценивать его с точки зрения стандартов французской готики. Компактность и преобладание вертикалей исчезли. Здание выглядит приземистым и растянутым, оно словно расползается во все стороны. Хоры Глостерского собора являются выдающимся образцом английской поздней готики, называемой также перпендикулярной. Это название ей, безусловно, подходит, поскольку теперь в ней преобладает вертикальная составляющая, явно отсутствующая в ранней английской готике. В этом отношении перпендикулярная готика значительно ближе французским образцам, но вместе с тем в ней столько типично английских особенностей, что за пределами Англии она явно воспринималась бы как нечто неуместное.

В Испании городские соборы велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна. Своеобразна готика Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип. Даже храмам с готическими сводами присущи статичность масс и ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш и дворцов, где были оригинально переработаны черты готического стиля. В Италии распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В позднеготическую эпоху возрос интерес к реальному миру и усиление роли творческой индивидуальности, что подготовило почву для искусства ренессанса с его системой миросозерцания. Этот период принято называть «пламенеющей готикой».

 

 

ГЛАВА 2

ВИЗАНТИЯ

 

Искусство Византии в ранний период

 

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличались не только изяществом форм, но и глубиной философско-религиозной мысли, образным видением мира, утонченностью эстетического мышления. Византия многие века опережала страны средневековой Европы по уровню развития образованности, напряженности духовной жизни, силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразитель­ного искусства. След, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.

Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Она отдавала предпочтение духу перед телом. Вместе с тем пыталась снять дуализм небесного и земного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили намного выше.

Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира. За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, в которых также интенсивно развивался византийский художественный стиль. 

Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм св. Софии стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Два великих зодчих, Исидор и Анфимий, сумели соединить в этом храме впечатляющую монументальность, спокойную пластичность, чистоту и строгость линий античной архитектуры с новейшими достижениями зодчества Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма.

Его купол был опоясан 40 окнами, из которых в храм струились потоки света. Весь купол был украшен мозаиками, а в вершине располагался огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным великолепием. Особую прелесть интерьеру придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Необычайное благородство колорита мраморов колонн с преобладанием темно-зеленого, серого, темно-красного и черного цветов, гармоничность пропорций колоннад, тончайшее кружево резных капителей - все это создавало впечатление огромной художественной силы. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола - все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы нового художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства. Храм св. Софии занимает почетное место среди художественных памятников всех времен и народов. В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества - храм 12 Апостолов в Константинополе, церковь св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне, храм св. Димитрия в Салониках.

В живописи 6 - первой половины 7 в. постепенно кристаллизуется византийский стиль, очищенный от инородных влияний. Для него характерны великолепное качество исполнения, утонченный артистизм, живописность и красочное разнообразие, трепетность и переливчатость колористической гаммы. Одним из самых совершенных творений столичных мастеров были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Нежные, полные чувственной прелести и вместе с тем душевной чистоты лица ангелов, изображенных на этих мозаиках, созданы под явным влиянием позднеантичного искусства. Вместе с тем это был опыт перевоплощения античной телесной красоты в спиритуалистический образ, который должен был выразить византийскую художественную мечту об одухотворении чувственной плоти. Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетическими, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

В Византии не смотря на возрастающее влияние христианства, никогда не затухало и светское творчество. Расцвет Константинополя способствовал сохранению светской культуры, а культ империи и императора давали импульсы ее развитию. Создателями произведений светской культуры различных жанров были представители интеллигенции и средних слоев населения городских центров империи. Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные украшений из золота и драгоценных камней, диптихи и из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла - сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов. Их произведения служили своего рода эталонами, на которые ориентировались и которым стремились подражать.

 

Иконоборчество

 

В 8-9 вв. в связи с ослаблением центральной власти значительно возросло влияние церкви и монашества. Монастыри стали крупными землевладельцами, их усиление представляло уже опасность для императорского правительства, столичной бюрократии и военно-служилой знати. Стремление императоров вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церковных иерархов и монашества вылилось в форму идеологической борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церковных реликвий был в руках церкви мощным орудием идейного воздействия на широкие слои населения страны и приносил церквам и монастырям немалые доходы. Удар по почитанию икон означал разрыв с ортодоксальной церковью. Иконоборческие идеи отражали протест народных масс против роскоши церкви, распущенности духовенства, призывали к отмене церковной иерархии.

Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В иконопочитании они видели проявления грубого фетишизма, возрождение языческого культа, отход от идеалов раннего христианства. Иконоборцы с фанатическим упорством уничтожали в храмах фигурные изображения, заменяя их символом креста или геометрическим орнаментом. Так погибли многие памятники искусства, мозаики, фрески, иконы, в том числе самые ранние мозаики храма св. Софии в Константинополе. После победы иконопочитателей победители столь же беспощадно сжигали иконоборческие книги, восстанавливали в храмах изображения Христа, Богородицы, святых.

Нет сомнения, что уничтожением памятников человеческой мысли и произведений искусства иконоборцы, как, впрочем, и иконопочитатели, причинили заметный вред культурному развитию Византии 8-9 вв.

Иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии.

Вместе с тем и в период иконоборчества продолжало существовать гонимое, но стойко отстаивающее свои эстетические и философско-религиозные позиции суровое монашеское искусство иконопочитателей. Ярким примером этого направления в искусстве служат ранние росписи христианских пещерных храмов Каппадокии. Неуклюжие большеголовые фигуры святых в резких поворотах и неестественных ракурсах полны порывистого движения и экспрессии, плоскостность изображений и жесткая линейность, простые локальные краски придают им известную архаичность и даже примитивизм.

Там же иконоборцами было создано несколько храмов, украшенных изображениями множества крестов. Сохранение в Каппадокии иконоборческих произведений искусства, быть может, объясняется тем, что в таких отдаленных и труднодоступных местах памятники иконоборческого характера не подверглись столь беспощадному уничтожению, как в столице и других городах империи.

Иконоборческий период – закономерный этап развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

 



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Искусство Византии в ранний период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство Византии в ранний период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)