Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Средневековое искусство Белорусских земель




 

В 9-13 вв. культура Белорусских земель развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племён и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась здесь механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нравами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре христианских и языческих традиций, привело к возникновению оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9-13 вв. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства – из камня. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Позже были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Нижняя и Борисоглебская церкви в Гродно. Здания церквей использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, возведение князей на княжение, находились книгохранилища и т.д.



Памятником оборонительной архитектуры является Белая вежа в Каменце.

  Высокого уровня достигло также изобразительное искусство. Основными жанрами были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо- Ефрасиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и Спасо-Ефрасиньевской церкви. Иконы писались под влиянием византийского искуссва. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являются украшения, использованные в Туровском Евангелии.

Плодотворно развивалось декоративно-прикладное искусство. Наиболее выдающимся произведением ювелирного дела в Беларуси того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой Лазарем Богшей. Крест был сделан из дерева, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. На пластинах также имелась надпись, сообщающая историю создания реликвии, время и имя мастера, количество золота, серебра и жемчуга в изделии, его стоимость. К сожалению, крест пропал в годы второй мировой войны в Могилёве.

В 15-начале 16вв. архитектура претерпела значительные изменения. Она сочетала в себе прежние традиции Белоруси и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В этот период были созданы замечательные памятники зодчесва: соборы, оборонительные сооружения, замковые и дворцовые ансамбли. Примерами архитектуры Романского стиля являются Кревский и Новогрудский замки.   

Готический стиль в Беларуси получил весьма своеобразные черты. Несмотря на канонизированные формы церковной архитектуры, стали строиться храмы оборонительного характера. К ним относятся сохранившаяся до наших дней церковь в деревне Сынковичи Гродненской области, церковь в деревне Мурованка Гродненской области. Одним из самых значительных культовых сооружений стал Троицкий костёл в деревне Ишкольдь Брестской области.

Интенсивно развивалась книжная графика. Это было связано с широким распространением переписи книг, а с 16 в. и с их типографским изданием.

Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. В этом же направлении развивалась монументальная живопись. В произведениях светского характера начинают проявляться предренессансные явления.

Подводя итог, можно сказать, что средневековое искусство Беларуси было обусловлено её географическим положением, в связи с которым оно вбирало в себя культурные традиции соседних государств, и в какой-то степени с политичексими условиями жизни, вносившими свои коррективы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подробно изучив искусство средневековья, я убедилась в том, что главенствующую роль в его становлении и развитии осуществляло христианство. Безусловно, влияние на него оказывал и существующий в это время феодальный строй. Это не только проявлялось в союзе власти и церкви, что во многом обуславливало жизнь людей того времени и находило своё отражение в искусстве, но и являлось толчком для множества произведений светского характера. Дворцы знатных феодалов, их портреты также приоткрывают нам завесу тайны, которую таит в себе это загадочное и далёкое время. Остатки язычницких верований, исконно народные традиции, несколько видоизменившиеся под влиянием христианства, а также быт простого люда и знати тех времён нашли своё отражение в прикладном искусстве средневековья. И всё же большинство самых гениальных и значимых с точки зрения искусства и истории произведений были непосредственно связаны с религией. Многочисленные культовые сооружения, фрески, иконы, витражи и скульптуры средневековья помогают нам, современным людям, узнать больше о жизни тех далёких и так не похожих на современный мир времён, погрузиться в саму историю становления христианской религии.

Особо интересен синтез различных видов искусства и архитектуры средневековья. Грандиозные соборы и небольшие, скромные часовни настолько органично объединялись с украшающими их изнутри и снаружи скульптурами, витражными окнами, мозаиками, фресками и иконостасами, что порой сложно представить их отдельно друг от друга. В каждый период и на различных территориях возникали свои неповторимые комбинации, наиболее характерные и отражающие дух своего времени и народа. Наиболее интересные и красивые сочетания, на мой взгляд, представило миру готическое искусство средневековой Европы. Готический собор как нельзя более ярко выразил возможность единства различных видов искусства и их взаимодополнение. Архитектура, скульптура и витраж предстают перед нами как единое целое. Соборы Романского стиля, Византии и древней Руси в свою очередь интересны фресками, которые являлись не только прекрасным украшением, но и неотъемлемой частью интерьера самого храма.

Иконопись средневековья была достаточно самостоятельным видом искусства, но при том подчинялась общим для средневекового искусства канонам. В ней, на мой взгляд, нашло наиболее полное выражение средневековое мировоззрение. Стилизация черт, определённая система символов, колорит - всё это выразительно показывает духовную сторону изображаемых персонажей. В больших глазах святых мы видим чистоту их души. Нейтральный фон не отвлекает на второстепенные детали. Нарочито скрытое под складками одеяний тело и маленькие, лишённые чувственности губы олицетворяют аскетизм.

Отдельно следует отметить книжную миниатюру. В этом виде искусства нашли своё отражение как религиозные, так и светские мотивы.

На разных территориях средневековое искусство имело свои особенности. Например, в Западной Европе были широко распространены скульптуры, в том числе – круглые, что не характерно для искусства Византии. На территории современной Беларуси ввиду политической обстановки позднего средневековья храмы готического стиля оставались по своей сути оборонительными и отличались от Западноевропейских массивностью. Византия пережила свойственный только ей период иконоборчества.

Единой и важнейшей чертой средневекового искусства была его глубокая религиозность. Характерно наличие канонов, которые в некоторой степени ограничивали творческие порывы художников. Но даже в таких специфических условиях искусство во всём многообразии его видов продолжало существовать, развиваться и совершенствоваться.

Произведения средневекового искусства несут в себе повествование о жизни и взглядах общества этого времени, а также развитии христианства. Но помимо большой исторической ценности, они представляют не меньшую ценность художественную.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агибалова Е.В. – «История Средних веков.» - СПб.: 1970

2. Бахтин М.М. - «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.» - М., 1965 г.

3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – «Искусство Древней Руси» - М., 1993г.

4. Вонсович Л.В. - «Белорусоведение» - Минск, 2005г

5. «Всеобщая история архитектуры», т. 4, Л.- М., 1966г.

6. «Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков.» - М.: 1994г.

7. Грашенков В.Н. – «Искусство Западной Европы и Византии.» - М.:1978 г.

8. Гуревич А.Я. - «Категории средневековой культуры.» - М., 1987 г.

9. Гуревич А.Я. - «Культура и общество Средневековой Европы глазами современников.» - М., 1989 г.

10. Гуревич А.Я. - «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.» - М., 1990 г.

11. Даркевич В.П. – «Путями средневековых мастеров.» - М., 1972 г.

12. Добиаш-Рождественская. О.А. - «Культура западноевропейского средневековья.» - М., 1989 г.

13. Ильина Т.В. – «История искусств. Западноевропейское искусство.» - М.: 2000г.

14. «История Византии. Том II.» - М., 1967 г.

15. «История зарубежного искусства.» - М.: 1984

16. «История изобразительного искусства» - курс лекций (ИСЗ).

17. Ковель И.И., Ярмусик Э.С. - «История Беларуси с древнейших времён до нашего времени» - Минск, 2002г.

 

18. Лазарев В.Н. – «История Византийской живописи.» - М., 1986 г.

19. Ле Гофф Ж. - «Цивилизация средневекового Запада.» - М., 1992 г.

20. Лихачева В.Д. – «Искусство Византии IV-XV в.в.» - Л., 1981 г.

 

21. Любимов Л. - «Искусство Древней Руси» - М., 1974г.

 

22. Нессельштраус Ц. Г. – «Искусство Западной Европы в средние века.» - Л. — М., 1964г.

23. Овсянников Ю. -  «История памятников Средневековья.» - М.: 1995

24. Ракова М.М., Рязанцева И.В. – «История русского искусства» - М., 1991г.

25. Рутенбург В.И. – «Городская культура: Средневековье и начало нового времени.» - Л., 1986

26. Удальцова З.В. – «Византийская культура.» - М., 1988 г.

 

27. Фрейберг Л.А. – «Античность и Византия.» - М., 1975 г.

28. Эрши А. – «Живопись интернациональной готики.» - СПб., 1984г.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7