Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Внешняя политика Китая в период становления династии Хань



2019-12-29 670 Обсуждений (0)
Глава I . Внешняя политика Китая в период становления династии Хань 0.00 из 5.00 0 оценок




Империя Хань

И кочевой мир.

 

 

Курсовая работа

студентки I курса д/о

специальности «история»

исторического факультета

Козловской В.Е.

Научный руководитель

к. и. н., доцент

А.Д. Чумаков

Калининград

  2010.


План

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.Внешняя политика Китая в период становления династии Хань….....8

§1 Внешняя политика первых правителей династии Хань……...………..….....8

§2Посольство Чжань Цяня в Среднюю Азию. …………………………...…..15

Глава II. Внешнеполитические изменения в период старшей династии Хань

…………………………………………………………………………………….18

§1Внешнеполитическая деятельность У-ди…………………………………….18

§2Хань и хунну. Северо-западная экспансия империи Хань……..…….……24

Заключение…………. …………..……….............................................................30

Приложения…………………………………………...………………………….31

Список источников и литературы ………………………………………...……34


Введение

 

Китай – одна из стран Дальнего Востока с  богатейшей историей, которая не может не заинтересовать современного историка. К тому же, влияние восточных государств  во всем мире в новейшее время значительно возросло, и по сей день возрастает. Наряду с этим, Китай играет важную роль на региональном уровне, в частности Восточной Азии.

Известно, что Китай играл значительную роль на этой территории и в древности, с учетом того, что в период становления китайской империи, ее окружали многочисленные кочевые племенные государства, такие как племена юэчжи, племена усуней, сюнну, наньюэ и др.

Рассматривая этот факт, возникает вопрос: Какими методами древнекитайское государство смогло не только сохранить суверенность, сосуществуя с «соседями-кочевниками», но и укрепиться, как могущественная империя, господствующая на всей территории Восточной Азии, и какое значение выполнению этой задачи придавали китайцы, жившие в древнее время?

Период, выбранный для рассмотрения – Период Становления и Расцвета старшей или западной династии Хань, по мнению автора, ярко иллюстрирует взаимоотношения Древнего Китая с кочевым миром, во всем разнообразии его методов и принципов.

Для выявления этих методов необходимо, в первую очередь, рассмотреть основные направления внешней политики Китая во время правления династии Хань, выделив первостепенные, в частности главную политическую задачу периода, чему и посвящена первая глава работы. Освятив основные направления и задачи внешней политики, стоит обратиться к конкретным мероприятиям в отношении кочевых государств, рассмотрев их положительные и отрицательные воздействия на развитие империи, о чем и пойдет речь во второй главе работы. Так же, по мнению автора, необходимо обратиться к представлениям собственно жителей Поднебесной о внешнем мире в целом и отношения их к соседям-кочевникам, без выяснения которых нельзя часто объяснить причины того или иного мероприятия в отношении окружающих племен.

Исследование данной темы возможно только при рассмотрении источниковой базы, представленной, в первую очередь, династийными историями древнекитайских империй, которые позволяют установить относительную хронологию событий, отталкиваясь от года правления того или иного императора.

Помимо описания внутриполитического состояния государства, в трудах древнекитайских историков можно встретить сведения о местоположении соседних стран, а так же их политическом положении. Сведения эти обычно фиксировались со слов послов прибывавших к императору, которые в большинстве своем отличались образованностью и знанием истории и состоянии своего царства, что позволяет говорить, в основном, об их достоверности.[1]

Первым в ряду древнекитайских историографов стоит отметить Сыма Цяня, сына главного историографа ханьского двора Сыма Таня, унаследовавшего от отца должность и собранные им материалы, и ставшего автором первой сводной истории  Китая, которая послужила образцом для последующих династийных историй. Его труд «Ши цзи»[2] или «Исторические записки» состоит из 130 глав, и охватывает историю Китая с древности до конца 2 в. до н. э. Важно сказать, что он первым применил одновременно принцип тематического и хронологического деления.

Особенно полезными для работы были главы посвященные первым правителям династии Западной Хань(гл.9-11) а так же 110 глава – посвященная описанию хуннского племени и отношений Поднебесной с ними.

Так же «Хань шу» или «История династии Хань» написанная известным историком-конфуцианцем I в. н.э. Бань Гу является одним из основных источников по изучению династии Хань. Особенно полезны были жизнеописания таких видных деятелей, как Чжань Цянь[3] и Ли Гуанли[4], из которых можно извлечь  большое количество подробных сведений не только о личности этих исторических героев, а так же о важных событиях связанных с ними, в первую очередь внешнеполитических.

Важно отметить и то, что оба историографа были подданными императора и работали над официальными династийными историями, поэтому часто встречаются умолчания по поводу потерь китайской армии в масштабных сражениях.

Однако, несмотря на это, источниковая база, на мой взгляд, представляется достоверной и обладает наиболее полезной информацией, используемой для изучения данной темы.

Историография темы так же нуждается в подробном рассмотрении.

Одним из главных представителей отечественной историографии первой половины XIX в. был Н.Я. Бичурин, проживший в Китае 15 лет и накопив за это время огромное количество материалов по истории и географии страны. Он занимался переводами с первоисточников по истории древнекитайского государства и данной эпохи в том числе. Его труды оказали большое значение развитие китаеведения не только русской историографии, и являются актуальными до сегодняшнего дня.[5]

«Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена»[6] в трех томах представляет наиболее полный обзор всех известных народов Средней Азии, в том числе и всех соседствующих с Китаем. Его сведения в первую очередь опираются на династийные истории  вышеупомянутых китайских историографов.

Л.Н. Гумилев - советский и российский учёный XX в., историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, внес большой вклад в изучении народов Азии, в частности кочевников хунну, отношения с которыми в период старшей Хань были очень активны. В его работе «История народа хунну»[7] очень подробно описан этот кочевой народ, а так же хунно-китайские отношения и их влияние на жизнь кочевой империи. Однако относительно влияния на Китай тех же самых действий описаны куда менее подробно.

Если говорить о вкладе такого видного ученого как В.В.Малявин, стоит сказать, что он внес неоценимый вклад в создание систематизированного обзора всего периода существования китайской цивилизации. Его труд «Китайская цивилизация»[8] особенно оказался полезен при исследовании представлений китайцев о внешнем мире в целом, а так же об их отношении к соседним народам.

 Работа Т.В. Степугиной, озаглавленная «Древний Китай» в коллективном труде «Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке»[9]  является одним из самых полных обзоров внешней политики Хань. Атак же в ней зафиксированы все основные мероприятия относительно других государств, начиная ближайшими, заканчивая средиземноморскими торговыми партнерами, а так же  связанные с ними события и последствия для жителей Срединного Государства. Опирающаяся на источниковую базу и труды Бичурина Н.Я., эта работа особенно полезна для исследуемой темы, в силу указанных в ней событий и причинно-следственных связей внешнеполитических мероприятий.

Н.Н. Крадин - российский историк, антрополог и археолог. Главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Основная сфера научных интересов ученого - кочевники Евразии. В его работе «Империя хунну»[10] историк подробно рассматривает не только хунно-китайские отношения, но так же описывает важные детали политики, как Китая, так и кочевников, позволяя более полно представить и понять те или иные действия со стороны как ханьцев так и кочевников.

Наряду с этим использована работа Т.Д. Джуманалиева «Внешняя политика Ханьской империи в Западном крае в конце II в. до н.э. – Iв.до н.э.»[11], в которой достаточно подробно описаны отношения Китая и Усуни, начиная со времен  деятельности императора У-ди. Но, несмотря на подробное описание отношений с усунями, отношения с другими народами Западного края, чаще всего встречаются в виде набольших упоминаний.

Переходя к общим работам, которые включают в себя сведения о Китае периода      начала II в. до н.э.– конца I в до н. э. стоит отметить такие грандиозные работы как «Всемирная история»[12] под редакцией Утченко, из которой можно почерпнуть сведения о внутреннем состоянии страны периода, однако в виде только самых основных событий и изменений. В работе использованы сведения второго тома данного труда.

 «История Востока»[13] под ред. Рыбакова, в частности первый том, так же несет в себе описания основных вех жизни Китая, позволяя составить общее представление об устройстве и функционировании древнекитайского государства.

Вторая книга коллективного труда «История Древнего Мира»[14] ведущих советских историков рассматривает социально-экономическую, политическую и культурную историю периода  расцвета древних обществ, Особенно полезной оказавшаяся при рассмотрении официальной идеологии империи Хань.

Однако, во всех представленных общих работах следует отметить влияние марксистской теории, поэтому часто можно встретить осуждение империалистической политики этого периода.

Итак, цель, поставленная перед автором работы – показать характер отношений Китая периода династии старшей Хань с кочевым миром и выяснить основные методы, используемые во взаимоотношениях с ним.

Задачи, поставленные перед автором работы, являются таковыми: выяснить представления китайцев о внешнем мире в целом; выявить основные направления  внешней политики древнекитайского государства, в частности главного направления на данном этапе; освятить основные мероприятия по этим направлениям, сделав вывод об отношениях Китая с кочевниками. На мой взгляд, эти задачи могут помочь достичь поставленной цели работы, а так же узнать насколько значительным было влияние государства, которое в нынешнее время все быстрее укрепляется, и усиливает свое влияние в мире.

 

 


Глава I . Внешняя политика Китая в период становления династии Хань

 §1. Внешняя политика первых правителей династии Хань

 

Еще в глубокой древности китайцы именовали свой край  Срединным Государством - Чжун го. Такое название появилось из представлений самих жителей Китая о мире – они представляли его в виде огромного материка, который состоит из вписанных друг в друга квадратов, омываемый со всех сторон мировым океаном. Все реки текут запада на восток, из-за наклона небосвода. Географическая особенность равнины Хуанхэ, территории на которой и зародилась китайская цивилизация, опоясанной цепями невысоких гор, стала причиной происхождения такого понятия как Срединная земля, посредством того, что определила изолированность ее жителей, на период формирования национального самосознания. Обитание людей, в зависимости от их отдаленности от столицы Срединного Государства соответствовало их рангу в оном: самые знатные подданные селились в ближайших районах, в то время как отдаленные территории (на границах Китая) были заселены варварами, а за ними уже и вовсе земли заселенные человекоподобными животными и фантастическими существами. Много легенд, рассказывающих  об обитателях внешнего мира, собрано в «Книге гор и морей» (Шань хаи цзин)[15]. Между тем описание мифических жителей этих мест нисколько не мешает педантичному описанию ландшафтных особенностей, с указанием местоположения ключевых водоемов, таких как озера моря и реки, и а так же гор, что указывает на высокую образованность собирателей этих сведений.

Говоря об устройстве всего земного шара, важно заметить, что китайцы выделяли 9 больших континентов и центральный среди них, именованный «Божественным Континентом» (Шень чжоу) – Китай. Собственно, само Срединное Государство понималась его жителями исключительно как  земной символ истинной «небесной» империи. Император, согласно традиционной формуле, являлся «Верховным владыкой» и «Сыном Неба», что говорит о том, что он, обладая неограниченной властью над миром, полученной посредством небесных сил, выполнял функцию посредника между земным и небесным миром. [16]Именно поэтому для китайцев существовала только одна империя, и они не могли примириться с признанием существования каких-либо других помимо «Поднебесной страны» независимых государств.

Первые карты внешнего мира появляются еще в эпоху Борющихся Царств, а в эпоху империи Цинь создание карт стало важным государственным делом, которое продолжало развиваться и в эпоху династии Хань.

В 210 г. до н. э. После смерти Цинь Шихуанди  в империи Цинь общественное недовольства вылилось в выступления, участие в которых, в первую очередь приняли самые бедные слои населения. Самая первая волна  восстаний во главе с Чень Шенем и у Гуаном были быстро подавлены, силами имперских войск. Но тут же поднялось широкомасштабное антициньское движение, в котором уже приняли участие все слои населения, включая аристократию. Один из выдающихся вождей повстанцев, рядовой общинник Лю Бан , родом из существовавшего ранее царства Чу, смог объединить вокруг себя силы народного движения и привлечь сторонников из числа родовой знати.  В 206 г. до н. э. династия Цинь была свергнута окончательно, и началась четырехлетняя смута. В борьбе за власть победил Лю Бан[17], который был провозглашен императором в 202 г. до н. э., основав новую династию Хань, название которой происходило от реки,  на которой новый император укрепился во время борьбы  за престол Срединного Государства  со своими конкурентами.

 Централизация и укрепление империи, восстановление экономики, к которая пришла в упадок из-за истощения захватническими войнами и чрезмерной эксплуатации населения страны к концу династии Цинь, в первые десятилетия правления новой династии стали главной внутриполитической задачей, решением которой и занялся Лю Бан и его преемники. Это не могло не отразится на отношениях с внешним миром, по отношению к которому была выбрана выжидательная тактика, политика решения конфликтов по мере реальности мирным путем, или с наименьшими материальными растратами, для возможности выиграть время для восстановления  империи изнутри.

Именно поэтому первоочередной внешнеполитической задачей Срединного государства в период начала правления Ханьской династии была защита северных  границ  империи  от кочевых племен сюнну, оправившихся после поражения нанесенного им китайскими войсками во главе с Мын Тяном при Циньской династии и образовавших к началу III в. до н. э. мощный племенной союз. Набеги племен сюнну носили постоянный характер и являлись немалой угрозой для Ханьского Китая, так как, захватив обширную часть владений на северо-западе империи, угрожали даже Чанани – столице государства. Великая китайская стена, построенная китайцами в Циньский период, не смогла остановить их проникновения.

Главным инструментом давления кочевников на Китай являлась тактика запугивания – набеги или угроза совершения таковых, причем носившие умышленно разрушительный характер и совершавшиеся, как правило, осенью, в период сбора урожая. Кочевники с особой жестокостью уничтожали посевы и урожаи, а так же сами приграничные селения, угоняя в плен большое количество жителей ближайших провинций, о чем упоминается таких китайских хрониках, как «Ши Цзи», «Хань шу» и «Хоухань шу»[18]. Сюнну рассчитывали таким образом выбить себе торговые привилегии и всевозможные подарки от Китая. После таких набегов шаньюй, то есть предводитель конфедерации пленен, предлагал заключить «договор о мире и родстве», или же продолжали приграничный «террор» о тех пор пока этого не предложат сами китайцы.

По концепции разработанной Т. Барфилдом, стратегия кочевых племен по отношению к Ханьской империи включала в себя три главных компонента:

1)умышленный отказ от завоевания разграбленных китайский земледельческих территорий, даже после больших побед;

2)грабительские набеги, производимые с целью запугивания китайского правительства;

3)чередование войны и мира для того, чтобы увеличить размер «подарков» и торговых привилегий от Китая.[19]

 Мирно настроенная политика по отношению к этой «кочевой империи»[20], столь не свойственная предшествующей династии, заключалась в согласии такого рода договоры, по которым фактически равенство между Срединным государством и объединенных варварских племен  шаньюя. Первым принявшим решение заключить такой мирный договор стал Лю Бан, который таким образом «намеревался обеспечить спокойствие пограничным землям», по словам жившего в I в.н.э. китайского историка Бань Гу.[21] Он был вынужден пойти на такие меры, еще и в связи с введением шаньюем Модэ(209-174) в войско тяжеловооруженную конницу, с помощью которой последний завоевал Ордос и стал продвигаться все глубже на территорию поднебесной.

Сыма Цянь описывает это в «Шицзи» так: «Тогда импе­ратор Гао-ди отправил к сюнну Лю Цзина с предложением пожало­вать шаньюю в жены принцессу из императорского рода и еже­годно посылать сюнну определенное количество хлопка и шелка, вина, риса и других продуктов питания и договориться с ними об установлении братских отношений. В результате был заключен договор о мире, основанный на родственных отношениях. После этого Маодунь несколько сократил [свои набеги на ханьские зем­ли]».[22]

 Н.Н. Крадин, занимаясь вопросом  договора между Ханьской империей  и кочевой империей сюнну, заключенный в 198 г. до н.э.  выделял следующие его пункты  в себя следующие пункты:

1)Хуннская держава признавалась практически равной по статусу Хань;

2)От империи должны ежегодно поставляться в ставку шаньюя богатые подарки (которые включали в себя ,обычно, шелк, вино, рис и зерно).

3)Шаньюй получал невесту из императорского дома, однако, по словам Т, В. Степугиной  отправляли не царевну, а девушку из простой семьи;[23]

4)Официальной границей между двумя государствами становилась Великая Китайская стена.

Так же, как правило, при заключении мира, шаньюй настаивал на открытии рынков Китая для сюнну на границах государства.

По, мнению Крадина, говоря о первом пункте договора, ханьская империя не могла признать союз племен равным себе, с идеологической точки зрения; поэтому сами китайцы отношения с сюнну рассматривали его не как между двумя независимыми империями, но как родственные отношения между старшим и младшим государством, где старшим естественно, являлась Хань.[24]

Л.Н.Гумилев же считает что  этот мирный договор ничто иное, как  «дипломатическая формула капитуляции», по которой Хань обещалась отправлять ежегодную «замаскированную дань» в виде даров.[25]

Вся выжидательная мирная политика Лю Бана, построенная на выполнении условий мира особенно, называлась стратегией «пяти искушений», которая включала себя такие искушения как: «дать кочевникам дорогие ткани и колесницы, чтобы испортить их глаза; дать вкусную пищу, чтобы закрыть их рты; усладить номадов музыкой, чтобы закрыть их уши; построить им величественные здания, хранилища для зерна, а так же подарить рабов, чтобы успокоить их желудки; преподнести богатые дары и оказать особое внимание тем племенам хунну, которые примут китайский протекторат» - пишет Н.Н. Крадин к вопросу о китайской политике относительно кочевого союза, рассматривая приношение подарков, как своего рода «диверсию», способную подорвать единство хунну изнутри.[26]

 Но уже после кончины первого императора династии Хань, когда к власти пришел его сын Лю Ин[27], будучи, по свидетельству Сыма Цяня, «человеком гуманным и мягким»[28], только номинально являлся правителем Поднебесной, в то время как вся власть сконцентрировалась в руках вдовствующей императрицы  Люй-тайхоу[29], которая продолжала и поддерживала политику покойного мужа в отношении северных племен. Шаньюй Модэ, решив, что пришел подходящий момент для разрыва договора о «мире и родстве», отправил императрице Гао-Хоу послание с предложением выйти замуж за него, что по сути своей являлось верхом неприличия в китайском обществе, о чем он, естественно, не мог не знать, так как вокруг него было большое количество китайцев, перешедших на сторону сюнну, после воцарения новой династии.[30]Послание шаньюя дошло до нашего времени  в варианте Бань Гу: «Сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами несколько раз приходил к Вашим пределам, желая прогуляться по Срединному царству. Государыня одинока на престоле; сирый и дряхлый также живет в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, чего не имею»[31].

Причина, по которой такое дерзкое послание не запечатлено в «исторических записках» Сыма Цяня, по мнению Т.В. Степугиной, являлось то, что оно  было настолько оскорбительным, для императорской особы, что историограф, даже не решился привести его в своем труде.[32]

Императрица, получив такое письмо, пришла в ярость, но, посоветовавшись с военачальниками и здраво оценив обстановку, удержалась от соблазна отомстить на нанесенное ей оскорбление и нашла дипломатический способ отказаться от «предложения», отправив следующий ответ: «Шаньюй не забыл меня, возглавляю бедное владение, и удостоил письмом. Я, стоящая во главе бедного владения испугалась и,  удалившись, обдумывала письмо. Я стара летами, моя душа одряхлела, волосы и зубы выпали, походка утратила твердость. Вы, шаньюй, неверно слышали обо мне, вам не следует марать себя. Я стоящая во главе бедной страны не виновата и должна быть прощена [за отказ]»[33] - тем самым, лишив предводителя Хунну повода для разрыва договора о «мире и родстве».

Следующий император Вэньди[34] продолжил мирную политику, несмотря на то, что в 177г. до н.э. сюннские войска вторглись на территории лежащие к югу от Хуанхэ, и поселись там, нападая оттуда на Шанцзюнь, разграбляя поселения, убивая и захватывая в плен  местное население. Тогда Вэнь-ди отправил Гуань Ину во главе восьмидесяти пяти тысячной армии, выступить и нанести удар  по вторгшимся кочевникам. Но в это время кочевники отошли за укрепленную линию, а император вынужден был отозвать войска, из-за восстания Цзибэй-вана. По словам Сыма Цяня, уже на следующий год императору пришло послание, в котором шаньюй предлагал восстановление мира, объясняя нападение тем, что его правый сяньван выступил на территорию Хань без его ведома, и уже наказан. Вместе с посланиями пришли так же и дары. Из послания стало известно, что кочевники разбили Юэчжи, а так же  подчинены «лоуфань, усунь, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений»[35].

Император, посоветовавшись со своими сановниками, решил, что лучше не портить отношения с кочевниками, которые только что подчинили юэчжи и других, поддерживая договор, основанный на родстве. И в 174г до н.э. он оправил дары и ответное послание с согласием продолжать мирные отношения. следующим шаньюею, которым стал Цзиюй, был дарован титул почтенный – «Лаошан-шаньюй»[36].Сын Неба направил к нему принцессу с императорского двора, в качестве невесты, а сопровождающим ее назначил Чжунхана Юэ , который по прибытию на территорию кочевой империи сразу же перешел на сторону сюнну, и стал приближенным Шаньюя..

Уже в 166 г.до н.э. Сюнну нарушив договор вторглись на территорию Хань, захватив Ордос и вторгшись в Бэйди, сожгли летний дворец императора. Против кочевников было направлено большое войско, в том числе и колесницы. Через месяц «ханьцы выдворили шаньюя, преследуя его, пока он не ушел за пограничную линию, и тоже вернулись, не убив никого»[37], как пишет Сыма Цянь.

После этого набеги сюнну участились и стали ежегодными, до тех пор, пока император не направил письмо с предложением возобновить мирный договор, на что шаньюй дал свое согласие.

После смерти очередного шаньюя был заключен очередной договор «о мире и родстве», который уже на четвертом году был нарушен кочевниками, вторгшимися в Шанцзюнь и Юньчжун. Разгромив территории, взяв большое количество населения в плен, они отправились назад, после чего Вэнь-ди установил постоянную армию на границах, чтобы предотвратить разрушительные набеги соседей и давать им отпор.

После смерти Вень-ди следующий император Сяо Цзин, [38] заключил очередной договор, основанный на родственных отношениях, так же открыв границы поднебесной для торговли с хунну. За все время его правления совершались незначительные набеги на империю Хань, но серьезных вторжений не было.

 

Таким образом, выжидательная тактика во внешней политике, продолжавшаяся на протяжении правления 4х императоров династии Хань оправдала возлагавшиеся еще Лю Баном на нее надежды – позволила выиграть время для внутреннего укрепления и централизации империи. Теперь, усилившаяся и восстановившаяся держава могла отражать и  удары любых противников, посягнувших на ее владения, и усиливать свое могущество на территориях других государств.




2019-12-29 670 Обсуждений (0)
Глава I . Внешняя политика Китая в период становления династии Хань 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Внешняя политика Китая в период становления династии Хань

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (670)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)