Биография и творчество Бориса Виана
Содержание
Введение. 1. Биография и творчество Бориса Виана. 2. Любовь в романе «Пена дней». 3. Любовь в романе «Осень в Пекине». Заключение. Библиография.
Введение Борис Виан. Какие ассоциации вызывает упоминание о нем у людей? «Талантливый композитор»-скажет музыкант. «Довольно оригинальная техника»-скажет художник. «Актер!»-скажут любители кино. И действительно, Виан сумел проявить себя во многих видах искусства, но .прежде всего, Борис Виан-писатель, «классик интеллектуального китча», яркий представитель послевоенного французского авангарда. Виан писал пародийные романы, утопические, романы мистификации, но одной из важнейших тем его творчества является тема любви. Любовь воспевалась поэтами, начиная с древнейших времен, такими, как Авидий в «Науке любви». В средние века, например, в «Романе о Тристане и Изольде». Эпоха Возрождения подарила нам сонеты Петрарки. В эпоху Просвещения появился любовно-психологический роман (Прево «Манон Леско»). Эпоха Романтизма связана с такими произведениями, как «Айвенго» Вальтера Скотта, «Консуэлло» Жорж Санд, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Мне кажется, нет ни одного писателя, который бы в своем творчестве не затрагивал эту тему. Что касается Бориса Виана, то его романы о любви, привлекают внимание актуальность жизненных ситуаций, а именно тем, что он переносит своих героев из идеального мира в реальный, мир, полный трудностей и лишений. Цель данной работы-показать, как представлена любовь в творчестве Бориса Виана. Биография и творчество Бориса Виана Виан родился 10 марта 1920 года в пригороде Парижа Виль-д'Авре, в обеспеченной семье. Его детство можно было бы назвать счастливым, даже безмятежным, если бы не болезнь, перенесенная в двенадцатилетнем возрасте, и, как следствие, серьезное осложнение на сердце, которое и послужило причиной его ранней кончины. Он получил техническое образование и недолгое время прослужил инженером. Однако любая работа, не наполненная личностным смыслом, была непереносима для Виана, и в начале 1947 года он навсегда порывает с карьерой функционера, хотя и сохраняет на всю жизнь любовь к ремеслу, к изобретательству. Его подлинной страстью были музыка и литература. Играть на трубе, писать Виан мог – без всякого преувеличения – по двадцать четыре часа в сутки: он органически не умел вести бездеятельного, созерцательного существования. С восемнадцати лет Виан постоянно участвует в различных любительских джаз-оркестрах и к концу сороковых годов становится признанной “звездой” квартала Сен- Жермен-де-Пре, квартала, где в послевоенные годы была сосредоточена артистическая жизнь Парижа. Свой первый роман – “Попрыгунчик и планктон” – Виан написал в 1943 году, но это была еще “домашняя” литература, адресованная узкому кругу близких и построенная на юмористических [4-5] и сатирических реминисценциях из их жизни (хотя и позже, в произведениях, предназначенных для широкой публики, Виан продолжал постоянно выводить своих знакомых – друзей и недругов). В 1944-1945 годы Виан пишет почти все свои рассказы, часть из которых вошла в его сборник “Мурашки”. Однако подлинный творческий взлет он переживает в 1946 году: сотрудничает в качестве публициста в только что созданном Ж.-П. Сартром журнале “Тан Модерн”, регулярно пишет для международного музыкального обозрения “Джаз Хот”, ведет музыкальную рубрику в газете “Комба”. В мае он заканчивает “Пену дней”, примерно тогда же – пьесу “Всеобщая живодерня”, а осенью – роман “Осень в Пекине”. Опубликованные почти одновременно в 1947 году, все три романа имели довольно ощутимый шанс на успех (Виан даже был в числе кандидатов на одну из созданных тогдалитературных премий), но случилось так, что первым, кто заслонил Виана от широкого читателя, оказался... сам Виан. Неистребимая тяга к розыгрышу, пародии, мистификации, доставившая ему посмертную славу, сыграла роковую роль для его прижизненной литературной судьбы... В сороковые годы французы заново открывали для себя американскую литературу, от которой были изолированы во время оккупации. Однако в моду тогда вошли не только Фолкнер, Хемингуэй и Колдуэлл, но и американская массовая беллетристическая продукция, и в первую очередь – “черный роман”, замешанный на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавший на острых социальных проблемах. Во Франции такие книжки становились бестселлерами. Все в том же 1946 году Виан на пари, за две недели, написал мастерский пастиш, имитацию авантюрно-эротического романа – “Я пряду плюнуть на ваши могилы”,– и выпустил его от имени вымышленного американского автора Вернона Салливена. Роман, в котором герой-метис, мстя за линчеванного брата, садистски убивает двух белых женщин, был издан в ноябре 1946 года и пошел буквально нарасхват, но когда обнаружился его подлинный автор, разразился неслыханный скандал, и Виан даже был привлечен к суду. Дело с судом закончилось сравнительно благополучно, а вот литературная судьба Виана решительно отвернулась от него: в сознании публики Виан-мистификатор прочно вытеснил Виана-писателя; несмотря на активнейшую литературную работу в течение всей [5-6] оставшейся жизни. Виана и в 1959 году вспоминали как “того парня, который устроил розыгрыш с Верноном Салливеном”. Как бы то ни было, вся его дальнейшая история – это история постоянных литературных неудач и неотвратимо надвигавшейся смерти, хотя Виан всеми силами сопротивлялся и тому, и другому. В 1948 году ему пришлось навсегда отказаться от джаза: боли в сердце повторялись все чаще. Сборник рассказов “Мурашки”, вышедший в 1949 году, остался незамеченным. Не заметили и “Красную траву” – один из лучших романов писателя, опубликованный год спустя. Та же судьба постигла и поэтическую книжку “Замороженные кантилены”. Пьеса “Всеобщая живодерня”, поставленная тогда же, провалилась. Впрочем, Виан не сдается. В 1953 году выходит роман “Сердцедёр” (хотя и шесть лет спустя книга эта продолжала лежать на полках книжных магазинов). Чтобы заработать на жизнь, писатель берется за переводы, продолжает вести отдел в журнале “Джаз Хот”, принимает на себя художественное руководство одной из музыкальных фирм. В пятидесятые годы он пишет еще несколько пьес, и среди них – “Завтрак генералов” (1951) и “Строители империи” (1957), однако главная сфера его деятельности в этот период – журналистика и песня. За пять лет (1955-1959) Виан написал около четырехсот песен и даже сам попытался выступить с их исполнением, но успеха не было и здесь. Один только “Вернон Салливен” преследовал Виана, как наваждение, и не отпускал до самой смерти. В 1959 году была сделана экранизация романа “Я приду плюнуть на ваши могилы”, и автор был приглашен на предварительный просмотр. Во время этого просмотра Виан и умер 23 июня 1959 года. (9) 31 июля 2004 года в эфир вышла передача «Сферы» с Иннокентием Ивановам, посвященная Борису Виану. И вот как автор передачи представил нам этого выдающегося человека: «Его литературным предназначением было вводить людей в заблуждение. Борис Виан обманом жил, обманом зарабатывал, но сам был рад обманываться. Он пытался убедить себя, что его неизлечимая болезнь сердца не смертельна. Но этот самообман был единственным неталантливым из всего виановского – Виан умер в тридцать девять лет в 1959 году. До рождения Салливэна француза сопровождали успех и восхищение, после раскрытия мистификации и до самой смерти Виана окружали только неудачи, хотя его талант не потускнел. До и во время Второй мировой Борис был лучшим джазменом Парижа. Манеру игры на трубе уголками губ – романтичную, трогательную и сексуальную – он заимствовал у американцев. Джазовый оркестр с Вианом-трубачом был необычайно популярен. В Париж приезжал Дюк Эллингтон, чтобы лишь послушать его трубу. Эллингтон стал крестным отцом дочери Бориса. Виана называли самым джазовым из всех писателем: он был блестящим импровизатором и жонглером стиля. Романы Бориса быстро вошли в моду: их ценил Жан-Поль Сартр. Гуру подкупало то, что Виан никогда не выступал в роли ученика. Борис был уверен в себе – своем таланте и интеллекте. Эта была не самоуверенность наглеца, а адекватная самооценка. Лучшим виановским романом того времени была «Пена дней» - все прочили ему премию, учрежденную мэтрами литературы Франции. Как водится, достойный, то есть Виан, премию не получил. Борис обиделся. В этот момент на свет и появился Вернон Салливэн. Стилизацией в духе американского черного романа Виан будто хотел доказать, что он может писать все, что угодно. И делать это отлично. Для Бориса это была шутка, но для других – обман, а значит нечто недостойное. Виану сразу припомнили его колонку в газете Сартра под названием «Хроники лжеца», в которой мастер мистификаций писал о вымышленных событиях, намекая на настоящие. За Борисом навсегда закрепилась репутация обманщика. Тринадцать лет жизни после Салливэна Виана преследовали неудачи: творческие и семейные: его ждал развод с женой, ставшей любовницей Сартра. В творчестве удач было всего две. Виан в 1947-м основал и стал идеологом танцевально-музыкального клуба «Табу» в Париже. Для творческой элиты сороковых и пятидесятых «Табу» значил больше, чем «Бродячая собака» для богемы Серебряного века. В «Табу» Виан играл на трубе и вел интеллектуальные споры. Позднее Борис еще и запел. Петь в прямом смысле слова Виан не мог – сердце и при разговоре не давало равномерно дышать. Борис декламировал под музыку свои стихи. Хит Виана назывался «Дезертир»: эта песня стала ярким манифестом тех, кто выступал против войны Франции в Индокитае, а затем против алжирской авантюры французского правительства, не желавшего дать колонии свободу. Особенностью творчества Бориса Виана является то, что он стремится обесценить любые ценности буржуазного общества, вскрыть их условность, относительность, а то и прямую фальшивость. «Труд священен», «миссия армии- защищать отечество от внутреннего и внешнего врага», «религия дает нам твердые нравственные ценности и утешение в горе»-вот «прописные истины» буржуазной цивилизации» .в которых Виан заставляет усомниться, ибо не дает за ними таить лишь своекорыстие тех , кто их внушает и распространяет. Также критики Виан подвергает практически все знакомые ему социокультурные ценности и сферы, претендующие на незыблемость и лишающие человека внутренней и внешней свободы-правосудие, администрацию, полицию, общественную благотворительность, даже школьное образование и медицину. Причем делает он это не путем их «обличения» из вне, а путем их разложения изнутри. Виан выворачивает эти ценности наизнанку, лишает привычной смысловой наполненности, сдвигает с нормальных мест, отрывает от тех сфер жизни, за которыми они закреплены, сталкивает между собой. Излюбленный прием Виана-не традиционная сатира, а доведение любой ситуации, мысли, мотива до абсурда; его «оружие»-алогизм, парадокс, которые заставляют увидеть нелепость привычного. Таким образом, Виан принадлежит к тем писателям, для которых создаваемая ими литература ни на ету не отчуждена от их сокровенной личности, а импульсы мысли-от импульсов быта для которых творчество является не больше и не меньше .как способом жить. Уже это придает его романам, пьесам и стихам совершенно особый тон неподдельной искренности.(8)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |