Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Любовь в романе «Пена дней»



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Любовь в романе «Пена дней» 0.00 из 5.00 0 оценок




Тему любви в творчестве Виана я хотела бы сказать рассмотреть на примере двух романов: «Пена дней» и «Осень в Пекине».

Раймон Кено назвал «Пену дней» самым пронзительным современным любовным романом. В этом романе Виан отразил некоторые факты своей биографии. G.Roubishou пишет: «Mais le livre contient des aspect quit sont directement issus de l’expérience personelle de Vian : la maladaie de Chloé – cette douleur, puis ce nénuphar dans la pointrie – peut étre interprétée comme une transposition du mal don’t souffrait Vian et qui devait l’emporter à 39 ans; la tyrannie du travail, la nécessité de trouver de l’argent, ces améres découvertes que fait Colin au lendemain de son marriage, reflétent sans doute les difficultés qui attendaient Vian à sa sortie de Centrale et celles qu’il connut pendant ses séjours à L’AFNOR уе à l’Office du Papier.(1,16)(Книга содержит некоторые аспекты, взятые из личной жизни Виана: болезни Хлои-боль, немфея в груди-может быть интерпретирована как видоизмененная болезнь, от которой страдал Виан и которая стала его причиной смерти в 39 лет; тяжелая работа, необходимость поиска денег, те горькие открытия Колена на следующий день после свадьбы, вероятно, отражают жизненные сложности ,которые ждали Виана по оканчанию учебы).

В романе существует, как бы два мира, в которых царят совершенно разные, несовместимые друг с другом ценности; и эти миры разделены не только ценностной, но и возрастной и даже пространственной границей. Первый-это идиллический замкнутый мир юных героев романа (Колен и Хлоя, Шик и Ализа, Николя и Исида), полностью отрешенные от норм и требований второго, «большого» мира, воплощающего в себе все пороки буржуазного общества в котором живут взрослые.

Виктор Ерофеев в своей статье «Борис Виан и «мерцающая» эстетика» о романе «Пена дней» пишет так: «Само представление о счастье связано в романе не только с любовью, которая рисуется веселым и легким чувством, но также с праздностью, гурманством, путешествиями, комфортом и прочими удовольствиями. Это представление о счастье не требует от человека ничего, кроме богатства и молодости. Колен и представляет собой богатого молодого человека, то есть это идеальный герой. Остальные пять героев имеют лишь один пропуск в страну идиллии-молодость, и потому в той или иной степени они ущербны: им приходится соприкасаться с реальностью, однако психологическое измерение не имеет большого значения, отчего герои романа, в сущности, взаимозаменяемы.

Счастью в романе мешают две основные вещи: человеческая природа и человеческое общество. Человеческая природа фатально несовершенна. С этой стороны приходится ожидать самых жестоких ударов. Именно в силу фатализма "веселый роман" на глазах превращается в трагедию. В самый разгар свадебного путешествия Хлоя заболевает смертельной болезнью: у нее в легком вырастает злокачественный цветок (метафора рака или туберкулеза). Помимо человеческой природы счастью мешает мир взрослых, эквивалент фальшивой, неподлинной социальной реальности. Мир взрослых, который показан в романе остраненно, с позиции молодых, которые всегда правы, обладает системой ложных ценностей. Это "чужой" мир, по отношению к которому все возможно, ибо нет связи между ним и "своим", молодежным миром».(6)

Героев можно представить так: Колен-последний персонаж в ряду веселых и бесшабашных юнцов, помешанных на вечеринках и джазе, каких избрал Виан в ранней период своего творчества. Он же предвосхищает трагических героев Виана, таких как Анжель в «Осени в Пекине» и Вольф в «Красной траве». Он связывает две половины романа: первую, с россыпью виртуозных каламбуров, любовным перечислением джазовых мелодий, сатирой на сартроманию;- и вторую, со скорбной хроникой катастроф. Детская чистота и наивность Колена при столкновении с беспощадной судьбой превращаются в героизм. По сравнению с Коленом, Хлоя не столь яркий персонаж. Но ее легкость, непосредственность и нежность находятся в гармонии со спокойствием и внутренним миром Колена

Рассматривая роман вцелом, можно разделить его на две части: до свадьбы Колена и Хлои и после. Вначале оба героя ведут достаточно праздный образ жизни, они полностью материально обеспечены и живут в мире вечеринок, джаза и любовных приключений. Мы видим Колена-мечтателя: «…Здорово, когда так дико чего-то хочется…Мне хочется,- продолжал он, помолчав,-лежать на выгоревшей траве, ну, знаешь, когда солнце припекает, и земля совсем пересохла, а трава желтая, как солома, и ломкая- ломкая, и в ней полным- полно всяких букашек, и они мечутся по сухому мху. Лежать ничком и смотреть на все это. И чтобы поблизости были каменная изгородь и корявые деревья с листочками. Тогда сразу все отлегает».(4,42)

Но после свадьбы герои попадают в реальный мир. И этот мир готовит для них много испытаний, самое трудное из которых- это суметь сохранить гармонию в отношениях, несмотря на материальные трудности и болезнь.

С другой стороны, если рассматривать развитие отношений Колена и Хлои, то можно выделить этапы: ожидание, встреча, счастье, забота и разлука.

Одиночество Колена в начале романа-это только лишь ожидание. Ожидание женщины, воплощенной сначала в Ализе, но недоступной для Колена, следовавшего золотому правилу дружбы, связывающего его с Шиком. Колен испытывает необходимость влюбиться. И, находясь в атмосфере любви, он не может думать ни о чем, кроме этого. «Входная дверь захлопнулась за ним со звуком, напоминающем шлепок по голой заднице…..Дверь подъезда захлопнулась за ним, издав звук поцелуя в голое плечо».(4,33)

Встреча Колена и Хлои у Трюизмов-первый из редчайших моментов счастья, которое познают герои. Продолжением станет их первое свидание, наполненное нежностью и чувственностью. Но, однако, уже во время этого свидания в гротескной форме появится безобразная и жестокая реальность в образе витрин: «В другой витрине толстяк в фартуке мясника резал младенцев. Это была наглядная пропаганда общественной благотворительности.

- Вот на что уходят деньги,- сказал Колен.- Убирать все это каждый вечер стоит, наверно, очень дорого.

-Но ведь младенцы ненастоящие!-с тревогой сказала Хлоя.

- Как знать? В общественных благотворительных заведениях младенцев навалом…..-Сказал Колен.(4,47)

- Мне это не нравится,-сказала Хлоя-прежде таких ужасных витрин не было. Я не считаю, что это шаг вперед».

Счастье героев достигает апогея в эпизоде свадьбы, которую Виан представил как настоящий праздник. После свадьбы, а именно во время путешествия, героям открывается новый мир, с его материальными заботами, работой и болезнями. Roubichou в своей книге пишет: Vian n’a pas recourse à des subtilités analitiques; il lui suffit de faire passer ses héros-et surtout Colin-par toutes les alternatives épuisanyes du désespoir, de l’espoir et du désarroi pour nous toucher. Le drame éclate quand Chloé se trouve mal, tandis que s’obscurcit et se rétrécit l’appartement, la mort avance à pas lents, mais continues. (Виан не прибегает к аналитическим тонкостям. Ему хватает провести героев-в особенности Колена через изнуряющее чередование разочарования, веры и расстройства, что бы тронуть читателя. Драма разгорается, когда заболевает Хлоя. Судьба нанесла удар, и в то время, пока квартира становится все меньше и мрачнее, смерть приближается медленными, но непрерывными шагами). И действительно, состояние квартиры отражает эмоциональное и физическое состояние героев: «-Лампы умирают,- сказала Хлоя.-И стены уменьшаются. И вот это окно тоже….

-Правда?-спросила Ализа.

-Погляди.

Из огромного окна, занимавшего прежде всю стену, остались всего два узких проема с закругленными углами. А между ними выросло некое подобие стены, преграждавшее путь солнечным лучам. Потолок заметно опустился, а антресоли, на которых стояла кровать Колена и Хлои, теперь едва возвышались над уровнем пола».(4,129)

Все усложняется тем, что болезнь Хлои требует материальных затрат. И после того, как потрачен последний инфлянк, Колену приходится идти работать. И желание вылечить Хлою и жить счастливо настолько велеко, что Колен соглашается на самые унизительные должности: «-Вы выкопаете в земле двенадцать лунок. Затем воткнете в каждую по стальному цилиндру, разденетесь до гола и ляжете на них ничком, так, чтобы они пришлись вам между сердцем и печенью. Сверху вы накроетесь вот этим шерстяным стерильным одеялом и проследите за тем, чтобы отдавать свое тепло равномерно.

-Ну, а что дальше?-спросил Колен.

-Дальше вы пролежите так двадцать четыре часа, и за это время стволы вырастут. За ними придут. Потом землю польют маслом, и вы начнете все сначала».(4,166)

Таким образом, жизнь Колена в корне изменилась. И на вопрос доктора о том, чес он занимается, герой отвечает: «Учусь жить и люблю Хлою».

Ближе к концу произведения атмосфера становится все мрачней. Меняются цвета, обстановка и эмоциональное состояние персонажей: «Хлоя, казалась, теперь успокоилась, она почти улыбалась, и Колен, усевшись на кровать, придвинулся совсем в плотную к ней. Его любовь была ей уже непосильна, и он едва касался ее, боясь причинить ей лишние страдания. Потемневшими от работы пальцами он пригладил ее волосы. Их теперь было четверо: Николя, Колен, Исида и Хлоя. Николя заплакал, потому что Шик и Ализа никогда не придут, и Хлое было так плохо».(4,193)

Сцена похорон-одна из самых волнующих в романе. Тяжесть утраты становится еще более внушительной в оппозиции сцене свадьбы: пышный роскошный пир-и унижение погребения бедняка и боль разлуки.

Таким образом, можно сказать, что в романе «Пена дней» Виан представляет любовь жертвенную, когда герой, не смотря на любые жизненные передряги готов потерять все, что он имеет, лишь бы спасти любимого человека, создать вокруг него атмосферу любви и счастья.

 

 



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Любовь в романе «Пена дней» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Любовь в романе «Пена дней»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)