Показатели уровня жизни в Республике Беларусь
Переход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику. Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями [16, с.25]. Несмотря на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с этим в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомами программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках. По данным статистики, взятых из Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 1999 по 2008 гг. Таблица 3.1 - Анализ динамики ВВП Республики Беларусь за период 1999 - 2008 гг. (в процентах к предыдущему году)
Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009.
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что за последние 10 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2008 году по отношения к 1999 году ВВП увеличился примерно на 10 процентов. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 года составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны с показателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению к Российской Федерации Республика Беларусь увеличила свой темп роста ВВП [16, с.82]. В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program», подготовленного в феврале для 146 стран мира. Глобальное исследование впервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов - Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности. Паритет покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х - начале 90-х годов, учитывает разницу цен в странах и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик - объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег. По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2005 г составил 8,541 тысяч долларов (66-е место в мире). В то же время в текущих ценах объем ВВП страны на душу населения составил 3,090 тысяч долларов (70-е место). Лидером среди стран СНГ является Россия - объем среднедушевого ВВП по паритету покупательной способности составил 11,861 тысяч долларов в 2005 г (51-е место). Далее следуют: Казахстан - 8,699 тыс. долл. (63-е место), Украина - 5,583 тыс. долл. (77-е место), Азербайджан - 4,648 тыс. долл. (81-е место), Армения - 3,903 тыс. долл. (89-е место), Грузия - 3,505 тыс. долл. (96-е место), Молдова - 2,362 тыс. долл. (104-е место), Киргизия - 1,728 тыс. долл. (114-е место) и Таджикистан - 1,413 тыс. долл. (121-е место). По расчетам специалистов Всемирного банка, среднедушевой ВВП в Беларуси в 2005 г составлял всего 20,5 % от среднедушевого ВВП США. Для России этот показатель равняется 28,5 % [16, с.84]. Cогласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2005 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 83,5 млрд долларов (63-е место в мире), в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 30,2 млрд долларов. Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в три раза меньше, чем в США (уровень цен в Беларуси составил 36 % от уровня цен в США). В результате по паритету покупательной способности в 2005 г доллар США должен был бы равняться 779 бел. рублей вместо фактических 2153,8 бел руб. Таким образом, удельный вес Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности, в 2005 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населения страны в общей численности населения мира - 0,16 %. Среди стран СНГ лидером является Россия - удельный вес в мировой экономике в 2005 г составил 3,09 % при удельном весе численности населения 2,34 %. В 2006 г ВВП Беларуси возрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году - еще на 8,2 %, а по итогам двух лет - более чем на 19 %. В текущих ценах ВВП Беларуси в 2007 году составил 96,087 трлн бел. руб. (1 долл. - 2146 бел. руб. на то время), что соответствует 44,7 млрд долл. Далее, принимая во внимание, что в 2006-2007 гг. инфляция в США составила 6,7 %, в Беларуси 19,5 %, а курс белорусского рубля по отношению к доллару укрепился на 0,2 %, можно рассчитать, что отношение среднего уровня цен в Беларуси к среднему уровню цен в Америке возросло с 36 % в 2005 г до 40,4 % в 2007 г. [17, с.85]. С учетом этого, обменный курс по паритету покупательной способности должен равняться 868,2 бел. руб. вместо фактических 2148,89 бел. руб. (средневзвешенный курс на валютном рынке в 2007 г). Отсюда логично вытекает, что ВВП страны по паритету покупательной способности составляет примерно 110,6 млрд долл. Иными словами, в 2007 г экономика Беларуси впервые превысила психологически значимую отметку в 100 млрд долл. Соответственно, в расчете на душу населения объем ВВП достиг рекордных 11,416 тыс. долл. Заметим, что здесь Беларусь вплотную приблизилась к Казахстану (11,615 тыс. долл.), который занимает второе место среди стран СНГ. Лидирует же, по-прежнему, Россия - 15,694 тыс. долл. Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства - 8,4%, строительства -11,6%, транспорта и связи - 8,5%, торговли и общественного питания - 10,2%. Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными: Таблица 3.2 - Динамика производства ВВП в 2008-2009 гг.
Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г. В 2009 году сохранилась тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 2009 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 27% и составили 27,9 трлн. руб., а реальные денежные доходы возросли на 11,5%. По прогнозу на 2010 г., рост реальных денежных доходов населения должен составить 109-110%. Вместе с тем, по оценке, ожидается перевыполнение данного показателя - рост реальных денежных доходов населения в 2010 г. достигнет 112%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2009 г. составили 576,5 тыс. руб. 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8, бюджет прожиточного минимума - в 2,8 раза. Положительная динамика показателей доходов населения в последние годы отражает процесс восстановления уровня жизни, снизившегося в годы трансформационных преобразований. Наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов, доля которых в структуре денежных доходов в 2009 г. составила соответственно 58 и 21,3% [3, с. 62]. В первом полугодии 2009 г. происходил рост расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, уплату налогов и добровольных взносов, увеличивалась задолженность населения по кредитам и резко снизилась доля сбережений населения во вкладах и ценных бумагах (вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.). Данные тенденции обусловлены, в первую очередь, ростом цен на товары и услуги. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в I квартале 2009 года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2008 г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений. В целях дальнейшего роста денежных доходов населения требуются целенаправленные меры по созданию условий для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения государственных гарантий в области оплаты труда и социального обеспечения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в 2009 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к 2008 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве - на 37,6%: в социальном обеспечении - на 34,2; образовании - на 22: в здравоохранении - на 20%. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень. Несколько увеличилась межотраслевая дифференциация в оплате труда работников. Так, за 2009 г. она составила 3,4 раза между нефтеперерабатывающей промышленностью (1633,3 тыс. руб.) и сельским хозяйством (484,1 тыс. руб.). Среди регионов самый низкий уровень номинальной среднемесячной заработной платы отмечен в Брестской области (699 тыс. руб.), наиболее высокий - в г. Минске (1075,4 тыс. руб.). Межрегиональная дифференциация составила 1,5 раза. Возросла покупательная способность заработной платы: 254,9% минимального потребительского бюджета в 2009 г. Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. На 8,3%. Имеются все предпосылки выполнения прогнозного значения роста реальной заработной платы в 2009 г. - 109,5% [3, с. 65]. Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции. С 1 января 2010 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2009 г. № 1700 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258600 руб., часовая - 1530 руб. [15, c. 39]. Государственное регулирование МЗП требует упорядочения действующего законодательства с целью придания ей статуса минимальной социальной гарантии в соответствии с конвенциями МОТ-обеспечения поэтапного сближения к 2010 г. МЗП и МПБ: установления в Генеральном соглашении соотношения МЗП со средней заработной платой; пересмотра ряда методологических подходов к формированию структуры МПБ. Назрела необходимость научно обосновать критерии установления величины тарифной ставки первого разряда, что позволит реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции трудоспособного работника, экономически обосновать межразрядные соотношения ETC в целях достижения материальной заинтересованности работника в результатах своего труда: разработать меры по систематизации компенсационных выплат к тарифной заработной плате, индивидуализации доплат и надбавок стимулирующего характера. В то же время должна усиливаться роль коллективно-договорного регулирования для эффективного и сбалансированного развития трудовых отношений. Одной из главных задач в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение размеров пенсий с учетом роста средней заработной платы в республике и изменения бюджета прожиточного минимума. С начала 2009 года пенсии в среднем увеличились на 6.4%. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-июне 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% и составил в июне 366,9 тыс. руб., минимальной пенсии по возрасту соответственно на 21,1% и 206.2 тыс. руб. Реальная пенсия по возрасту увеличилась на 8,7%. В 2008 году принят ряд решений, направленных на укрепление материального обеспечения пенсионеров. На основании Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. №12 «Об установлении размеров социальных пенсий» с июля увеличены социальные пенсии. Повышен размер пособия по уходу за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста (постановление Совета Министров от 14 июня 2008 года №868). В республике продолжается работа по усилению государственной поддержки семей с детьми. В Беларуси с 1 января 2010 года увеличивается размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 80 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Указ об этом 24 декабря подписал Президент Республики Беларусь [15, с. 41]. С принятием Указа размер пособия по 1 ноября 2010 года будет составлять 283050рублей. В последующем он будет возрастать по мере ежеквартального увеличения бюджета прожиточного минимума. В результате преобразований, осуществляемых в рамках принятого в 2007 г. закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», в республике произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Существенное повышение критерия нуждаемости, отмена категориального принципа способствовали тому, что количество получателей адресной помощи в первом полугодии 2009 г. более чем в 3 раза превысило их количество в 2008 г. В 2009 г. социальную помощь получили 190,9 тыс. чел. на сумму 31.6 млрд. руб.). Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан. Это именно те категории населения, которые традицией являются нуждающимися [14, с. 61]. Продолжается работа по реализации мероприятий целевых государственных социальных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совершенствуется система социального обслуживания населения. Развивается структура и укрепляется материально-техническая база центров социального обслуживания населения, совершенствуются и внедряются новые технологии и формы социальной работы, расширяется предложение социальных услуг [19, c. 27]. Таким образом, необходимость повышения уровня и качества жизни заключается в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |