Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фрейдовская теория нарциссизма.



2019-12-29 762 Обсуждений (0)
Фрейдовская теория нарциссизма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Нарциссизм — как нормальный, так и патологический — является темой, которой Фрейд периодически уделял внимание.

 Термин «нарциссизм» впервые появляется у Фрейда в 1910г. в примечании к «Трем очеркам по теории сексуальности» для обозначения гомосексуального выбора объекта: гомосексуалисты «…видят сексуальный объект в самих себе; они исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так же, как мать любила их».

В 1911 году Фрейд подробнее описал генетические аспекты нарциссизма, используя это слово в рамках Я как либидный объект. Открытие нарциссизма заставляет Фрейда предположить (в случае Шребера (1911) существование особой стадии сексуального развития, промежуточной между автоэротизмом и объектной любовью.

До 1911 года генетический аспект нарциссизма упоминался для описания стадии развития, а динамический – для объяснения определенных свойств таких, как тщеславие и самолюбование. Концепция нарциссизма как либидная инвестиция Я также упоминалась, но вскользь.

Для доказательства существования нарциссизма Фрейд в работе                     «О нарциссизме» прибегнул к клиническим наблюдения. Данная работа Фрейда является краеугольной в развитии его концепции о нарциссизме: в ней произошел первый пересмотр его теории инстинктов.

До Фрейда никто не теоретизировал данную проблему и он первый сформировал данную теорию в его основополагающей и краеугольной статье «О нарциссизме». Данной статье предшествовали три его работы, благодаря которым он смог подойти к проблеме нарциссизма. Это работы: «Скорбь и меланхолия», в которой раскрывается теория внутреннего мира, основанного на идентификации, «Я и оно», в которой впервые построена структурная модель и «По ту сторону принципа удовольствия», в которой он окончательно сформировал теорию инстинктов.     

Фрейд начинает свою работу «О нарциссизме» с описания нарциссических перверсий. Он ссылается на Некке, который в 1899 году описал извращения, в ходе которого, как пишет З.Фрейд в своей работе «О нарциссизме»: «человек относится к собственному телу, как к сексуальному объекту, то есть любуется им с чувством сексуального удовольствия, гладит его, ласкает до тех пор пока не получает от этого полного удовлетворения. Такая форма проявления нарциссизма представляет из себя извращение, захватывающее всю область сексуальной жизни данного лица...» [ 4.1. c.11]. По сути, речь идет об отыгрывании избегания этого объектного отношения привязанности к объекту, поиска удовлетворения в отношениях с партнером, особенно с противоположным полом.  

Немецкий психоаналитик Пульфер попытался систематизировать разные представления о том, что такое нарциссизм и выделил основные четыре компонента, которые подразумеваются под этим понятием. В первую очередь под нарциссизмом понимается самооценка. 

Также под нарциссизмом понимается и обозначается определенная стадия (нарциссическая стадия) развития либидо. Выделялось три стадии развития либидо: 

1) аутоэротическая;

2) нарциссическая;

3) объектная.

В работе Фрейда не так систематизировано, но эти идеи представлены.

Так, когда Фрейд рассуждает об оттоке либидо от объекта перед парефренией и психозом, он говорит о возврате к нарциссизму. Первичная стадия – стадия аутоэротизма начинается тогда, когда представления о себе еще не интегрированы в целостный образ, и через аутоэротическую активность, через контакт с реальным объектом (матерью) в процессе материнской заботы эти аутоэротические телесные ощущения постепенно интегрируются и образуется относительно целостное, архаическое, анарциссическое Я.

Следующая стадия объектного развития либидо - нарциссическая. Возникает стадия нарциссизма, младенчество, где значимость объекта признается только тогда, когда объект удовлетворяет собственное Я и Фрейд говорит о Я-удовольствии. Субъект начинает видеть объект любви в самом себе, в своем теле, что позволяет впервые свести сексуальные влечения воедино.

Ранее, 10 ноября 1909 года, на собрании Венского психоаналитического объединения, Фрейд заявил: «Нарциссизм был необходимой промежуточной фазой на отрезке развития от аутоэротизма к аллоэротизму». Данное понятие перекликается с выдержкой из анализа Шребера: «Недавние исследования направили наше внимание на стадию в развитии либидо, которую оно проходит, проделывая путь от аутоэротизма к объектной любви. Этой стадии было присвоено имя нарциссизм… Эта промежуточная фаза между аутоэротизмом и объектной любовью, возможно, является в норме неизбежной; но, видимо, многие люди задерживаются необычно долго на этой стадии, а многие ее черты переносятся ими в поздние стадии развития».

 Одна из идей, которая пронизывает работу З.Фрейда «О нарциссизме» – процесс трансформации нарциссического либидо в объектное. То есть, постепенно привязываясь, в процессе удовлетворения физиологических нужд, так и инстинктивных желаний это либидо как бы «прилипает» к объекту,  привязывается к нему, перетекает и здесь Фрейд использует такую метафору как «примитивного протоплазмического существа» и говорит о «ложно ножках», происходит выброс либидо, которое привязывается к объекту и через некую линзу Я познает объект через свое либидо. В состоянии влюбленности эти феномены очень очевидны, когда через огромную идеализацию влюбленный непонятно в кого влюбляется: в объект или в свой идеал, в идеальное представление об объекте и соответственно на более примитивном уровне в идеальное представление о самом себе и так далее. Процесс развития Фрейд видел в том, чтобы нарциссическое либидо  могло как–то все больше трансформироваться в объектное либидо, привязываться к объектам и через эти привязанности формировать связи с внешним миром.

       То есть, в состоянии влюбленности мы можем говорить об определенной, естественной фазе развития отношений между людьми, нарциссическими объектными отношениями, где отношение между Я и объектом нивелируются часто, границы между ними стираются и на пике этих отношений цели этих отношений является состояние сливания с объектом и поддержание иллюзий. Таким образом, нарциссические объектные отношения- отношения с некими проекциями в большей степени, чем отношения с объектами которые существуют как независимые субъекты, отношения с частичными объектами или функциями.

Кохут также пытался эти объектные отношения как-то описать и концептуализировать. Так, он говорил, что есть так называемые Я-объекты, селфобъджект, это какие-то психические явления, которые не сводимы к личности в целом, не сводимы к взаимодействию через какие-то определенные функции. Когда мать, например, дает адекватный, отзеркаливающий отклик на потребности ребенка в идеализации, когда он еще нуждается и не может почувствовать неудовлетворенности в такой потребности, мать угадывает, что ему нужно и дает это не только на уровне физического удовлетворения, но психологического, эмоционального. Так вот в этот момент возникает такой контакт, который имеет такое «волшебное, магическое» свойство. Контакт, при котором для младенца непонятно то ли мать дает младенцу эту любовь, то ли младенец сам как-то добывает эту любовь, то есть он не чувствует зависимости в отношениях с объектом. Возможно самая главная характеристика в нарциссических объектных отношениях – это нивелирование отдельности от объекта  и соответственно зависимости от объекта. Поэтому нарциссический перенос в психотерапии и психоанализе, как утверждают сейчас клиницисты в психотерапии, что главные сопротивления в терапии - это нарциссические сопротивления, убегания, переживания отдельности, зависимости.

Фрейд пишет об отношении самочувствия к эротике. Он говорит:  «Любовь сама по себе с ее тоской и страданиями понижает самочувствие, но быть любимым, находить взаимность в любви, обладать любимым объектом — все это поднимает снова самочувствие. При вытеснении либидо привязанности любви чувствуются как жестокое унижение Я: любовное удовлетворение невозможно, обогащение Я возможно только в том случае, если либидо будет снова отнято от объектов и возвращено Я». [4.1. c. 32].  Лейтмотив работы З. Фрейда «О нарциссизме» это привязанность либидо к объекту и его отход.

Четвертый смысл использования концепта нарциссизм – под нарциссизмом в психоаналитической теории понимается особый вид сексуальной перверсии. Позднее вся клиника перверсии рассматривается как нарциссическая проблематика.

Избегание эмоциональной зависимости от объекта, от другого человека разными способами: через действие защитных механизмов, через отыгровании этой проблемы зависимости и формирование адиктивного поведения – алкоголизма, наркомании, др. виды адикцци: азартные игры и перверсии–это будут нарциссические объектные отношения. Разрушение эмоциональной зависимости мы видим, когда речь идет о тяжелом повреждении в области Я, о психозах.

Это четыре главные составляющие о нарциссизме в современном психоанализе.

Фрейд начинает эту работу с исследовании психозов.

В 1911 г. он исследовал автобиографию немецкого юриста Шребера, который после назначения на высокий пост сорвался, впал в психоз, пролежал в клинике в течение долгого времени, а потом как восстановился на небольшое время и написал свои мемуары о том, как он был в больнице. Фрейд не работал с психиатрическими пациентами, но он анализировал этот текст, где впервые обратился к проблеме нарциссизма и сделал вывод, что при психозах речь идет о серьезном повреждении Я, происходит деформация личности, обусловленной с нарушениями привязанностей. В этой работе еще нет таких понятий как инстинкт смерти, супер-Эго, но предвестники этих понятий появились именно в данной работе. Фрейд пытается сформулировать разницу между неврозами и психозами. Это первая отправная точка в этой работе. Так, при психоневрозе происходит некий отток либидо, и он говорит, что это отток из реальности внешней объектов во внутреннюю реальность, фантазии. Здесь уже присутствует идея внутреннего объекта. Естественно в фантазийной жизни человек не может удовлетворить свои сексуальные влечения и это ведет его к невротическому заболеванию в конечном итоге. При психозах же мы находим другую ситуацию. При психозах либидо отрывается от внешнего мира и обращается на собственное Я. Никакого фантазийного (замещающего) удовлетворения здесь нет. Очевидно происходит очень раннее крушение мира, катастрофа, которая повреждает Я, создает хронический дефицит Я в структуре. Поэтому далее Я само нуждается в притоке этого либидо, для того, чтобы поддерживать себя. То есть, сосредоточено на внутреннем Я и как говорят современные психоаналитики, там нет построенного внутреннего объектного отношения. Происходит деградация фантазийной жизни. Это как говорит Фрейд «вторичная попытка воссоздать внутреннюю реальность после крушения внутреннего мира, внутренних связей». Психотик имеет дефицит фантазийной жизни, а не ее богатство. Это какой-то галлюцинаторный опыт, который связан с разрушением способности распознавать разницу между внутренней и внешней реальностью.

Фрейд в этой работе вводит понятие первичного и вторичного нарциссизма.

Первичный нарциссизм - это состояние, которое возникает на нарциссической фазе развития либидо, и при нормальном развитии мы ожидаем, что оно будет трансформироваться.

Так, теория первичного нарциссизма впервые была опубликована в его работе «Введение в нарциссизм» в 1914 году. В первом разделе этой работы Фрейд так сформулировал вопрос: «Как относится нарциссизм, о котором здесь идет речь, к аутоэротизму, описанному нами как некая ранняя стадия либидо?» И он предложил следующий ответ: «Я намечу следующее совершенно неизбежное предположение, что единство личности Я не имеется с самого начала у индивида: ведь Я должно развиться, тогда как аутоэротические влечения первичны; следовательно, к аутоэротизму должно присоединится еще кое-что, еще какие-то новые переживания для того, что бы мог образоваться нарциссизм». 

«Безграничную любовь ребенка к себе» З.Фрейд назвал первичным нарциссизмом. Состояние первичного нарциссизма является одной из особенностей новорожденного. Первичный нарциссизм представляет изначальное состояние новорожденного, неспособного проводить различие между собой и внешними объектами. Сексуальные цели этого периода целиком аутоэротичны, то есть связаны с любовью к себе. Эго еще не отдифференцировалось, и ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся. Считается, что он обладает «океаническим чувством».

Фрейд в вышеназванной работе также попытался обосновать концепцию первичного нарциссизма дедуктивным методом из наблюдений за родителями. Так, он пишет: «При наблюдении отношения любящих родителей к ребенку мы не можем не заметить оживления и воспроизведения их собственного давно оставленного нарциссизма. Их чувства, как известно, характеризуются переоценкой объекта, что достоверно указывает на нарциссическое происхождение. Они приписывают ребенку все совершенства, которые не подтверждает трезвое наблюдение, и пренебрегают его недостатками – с этой тенденцией связано отрицание сексуальности ребенка. Родители отказываются в пользу ребенка от культурных приобретений и воскрешают в его личности свои былые притязания. Ребенку покупаются лучшие, чем у родителей, вещи; он не должен подвергаться необходимым требованиям жизни. Болезнь, смерть, безработица, неизбежное ограничение желаний не должны касаться ребенка, в угоду ему следует изменить законы природы и общества. Он сердцевина вселенной: «Его Величество Ребенок», как нам самим когда-то мечталось быть. Ребенку предназначено осуществить несбывшиеся мечты и желания родителей – вместо отца стать героем или выйти замуж за принца в качестве запоздалой компенсации устремлений матери. Нарциссическую позицию ослабляет Эго, находящееся под давлением реальности, тогда безопасным способом удовлетворения нарциссических побуждений становится ребенок. Родительская любовь, такая трогательная и по существу ребяческая, ничего более чем возобновление нарциссизма, трансформированного в любовь к объекту, но безошибочно себя обнаруживающего».

       К тому времени как была написана работа «О нарциссизме» основы концепции уже были определены. В этом классической труде Фрейд доработал прежние значения этого термина, а также использовал данное понятие для объяснения трех других феноменов: тип выбора объекта, форма объектных отношений и самооценка.

Хотелось бы отметить здесь два момента. Во-первых, как ранее упоминалось, наиболее примитивной формой взаимодействия индивида с окружающей средой является аутоэротизм. Он сменяется стадией нарциссизма, из которой впоследствии развиваются объектные отношения. Очевидно, этот путь развития ведет к тому типу выбора объекта, который позже в работе «О нарциссизме» назван нарциссическим. Такой вариант развития должен рассматриваться как альтернативный или параллельный тому, что был описан ранее - в «Трех очерках…» и в других его работах - тому, который начинается с первичного объектного отношения и ведет к выбору объекта, который Фрейд назвал анаклитичным (опорным).

Во-вторых, в только что упомянутых отрывках Фрейд утверждает, что нарциссизм по существу и происхождению является вторичным феноменом – «промежуточной фазой». Несмотря на то, что теоретические модели выражены в терминологии инстинктов, его работы о нарциссизме выражают внутренний мир человека. Работа посвящена тому, как с помощью теории либидо можно описать, как возникает, формируется и развивается цельность собственного Я. С точки зрения Фрейда, это либидный катексис собственного Я, то есть либидный катексис нашего представления о себе. Причем, под собственным Я понимается устойчивый набор (паттерн) представлений о себе: начиная как телесное Я, наше представление о себе, некая субъективность, переживание себя. Так, Фрейд писал: «К аутоэротизму должно присоединится еще кое-что, еще какие-то новые переживания для того, что бы мог образоваться нарциссизм» [ 4.1. c. 14]. Данный отрывок следует сразу же за утверждением, в котором Фрейд впервые привел свою знаменитую метафору амебы: «Таким образом, у нас создается представление о том, что первично либидо концентрируется на собственном Я, а впоследствии часть его переносится на объекты; но по существу это переход либидо на объекты не окончательный процесс, и оно все же продолжает относится к охваченным им объектам как тело маленького протоплазматического существа связано с псевдоподиями». [ 4.1. c. 13].

Первичный нарциссизм стал нормативной теорией для объяснения наиболее примитивных отношений индивида с внешним миром, и Фрейд неоднократно ссылался на нее в своих более поздних работах. Более того, эта теория совсем не претерпела изменений за последующие двадцать пять лет активной работы Фрейда.

Хотя в период фрустрации, травм, переживании потерь, часть либидо будет возвращаться к Я, оттекать от внешнего мира, возврата к состоянию первичного нарциссизма здесь не будет. Все равно будут сохранять какие-то связи с объектом, даже когда мы погружаемся в сон и каждый вечер можем наблюдать этот отток либидо, потери интереса к внешнему миру, сосредоточенность на себе, внутренних переживаний, телесных ощущений. Все равно эти состояния нарушаются и мы видим как сохраняется наш объектный мир, мы видим сны. Сам сон (сновидения) это отношение с объектом, а в самом сюжете сна могут быть самые разнообразные объектные связи.

В последующей жизни перед лицом серьезных стрессов индивид испытывает соблазн возвратиться к первоначальному идиллическому чувству безопасности – иллюстрацией служит кататонический шизофреник. Это возвращение к самовлюбленности вследствие неудовлетворенности социальными связями называется «вторичным нарциссизмом», то есть направленность сексуальности взрослого человека на собственное Я. Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через самоотождествление с другими людьми, не исчезает, однако это состояние называется «вторичным» нарциссизмом. Согласно З. Фрейду, нарциссизм Я – это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам.

Вторичный нарциссизм по Фрейду-это состояние, которое возникает после преобразования первичного нарциссизма, в котором сохраняются связи с объектами. Кроме состояния сна Фрейд ссылается на состояние влюбленности, которое на первый взгляд кажется крайней противоположности состоянию сна. Влюбленный на пике своих чувств, когда он любит, а не его любят. Он забывает как бы себя в объекте, отдает свое Я во вне. И самочувствие влюбленного, когда он отдает себя объекту, может быть пониженным, особенно, если влюбленный не встречает взаимности. Существует зависимость, как пишет Фрейд, состоящая в том, что чем больше влюбленный будет отдавать любви объекту, тем лучше будет функционировать его нарциссизм. То есть, люди лучше себя чувствуют, когда получают ответную любовь, добиваясь отклика на свою любовь. В этом состоянии люди окрыленные, вдохновленные.

Таким образом, в данной работе Фрейд перечислил пять клинических фактов, на которых он основал теорию нарциссизма - при этом в их аргументации он использовал восемь клинических феноменов. Упомянув сначала об исследованиях шизофрении и гомосексуальности, он продолжает: «Некоторые другие пути, ведущие к более близкому знакомству с нарциссизмом… составляет изучение психологии больного органической болезнью, психологии ипохондрии и проявления любовного чувства у обоих полов» [ 4.1. c. 18]. Три других фактора, не упомянутых в перечне, но представленных ранее в аргументации, представляют собой:

1) различную - как психотическую, так и нормальную - завышенную оценку самого себя (самооценку) и объекта;

2) сон;

3) особенности поведения младенцев и маленьких детей.

Проявления нарциссизма можно еще видеть в проблеме выбора объекта: существуют отдельные виды выбора объекта любви.

Первый тип выбора объекта – это опорный (анакликтический) тип выбора объекта. В этом типе мужчина ищет опору в скармливающей женщине, материнский объект, а женщины защищающего мужчину. Фрейд продолжает: «Наряду с этим типом и этим источником выбора объекта, который можно назвать ищущим опоры типом, аналитическое исследование познакомило нас еще с одним типом, которого мы вовсе не ожидали встретить. Мы нашли - особенно ясно это наблюдается у лиц, у которых развитие либидо претерпело некоторое нарушение, как, например, у извращенных и гомосексуальных, - что более поздний объект любви избирается этими лицами не по прообразу матери, а по их собственному» [ 4.1. c. 23]. Здесь он имеет виду нарциссический тип выбора объекта. Он заканчивает параграф так: «Это наблюдение и послужило самым решающим мотивом, побудившим нас выставить положение, что нарциссизм составляет определенную стадию развития либидо» [ 4.1. c. 23].

То есть второй тип – это нарциссический тип выбора объекта и Фрейд выделяет четыре подтипа такого выбора:

a) то, что сам из себя представляешь (самого себя);

b) то, кем (чем) был прежде;

c) то, кем (чем) хотел бы быть;

d) лицо, бывшее часть самого себя.

    В первом случае речь идет о более целостном образе, а в последнем случае речь идет о фрагменте. Возможно, в последнем случае речь идет об особой нарциссической любви матери к своему младенцу, особенно на оральном этапе развития ребенка. Так, достаточно хорошая мать по Винникоту достаточно легко идентифицируется с телом младенца, может переживать слияние с телом младенца, не испытывает отвращения от телесных выделений своего младенца, испытывает довольствие, то есть эта любовь имеет довольно большую нарциссическую составляющую. Эта любовь необходима для вскармливания, взращивания нормального нарциссизма ребенка, формирования собственного Я ребенка. Проблемы могут возникнуть тогда, когда вследствие возникновения собственной тревог, психопатологии, которая вызывается этой тревогой, женщина не сможет адекватно пережить отделения, выход из симбиоза, признать отличие.

    Представляется, что Фрейд говорит здесь о вторичном нарциссизме. С этим предположением хорошо согласуются то, что Фрейд, характеризуя анаклитический (опорный) тип, упоминает о развитии, которое может быть названо нормальным, тогда как при описании нарциссического типа, он вынужден использовать термины, относящиеся к тяжелой патологии. При этом, первичный нарциссизм характеризуется З.Фрейдом как стадию нормального развития.

   Другое подтверждение тезиса о том, что нарциссический тип объектного выбора зависит от вторичного и не зависит от первичного нарциссизма, можно найти в историческом отрывке, описанном вкратце выше, в котором Фрейд впервые использует слово «нарциссизм» в печатной работе. Речь идет о примечании, добавленном к «Трем очеркам о теории сексуальности» в 1910 году: «Во всех исследованных случаях мы установили, что инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолению которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т.е., исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать». В этой работе Фрейд сделал весьма категорическое утверждение, основанное на клинических наблюдениях гомосексуалистов. Оно составляет самый сильный аргумент в пользу вторичной природы нарциссического типа объектного выбора.

Фрейд говорит, что именно в изучении эротической жизни мы находим «сильнейшие основания гипотезы нарциссизма». Фрейд несомненно опирается на клиническую работу, когда говорит о человеке, ищущем собственную (спроецированную) самость в объекте своей любви. Показывая два различных типа любви: опорный тип выбора объекта (любовь к питающему и ухаживающему объекту) и нарциссический, или любовь к себе, Фрейд пытается определить тип любовных отношений, не являющихся нарциссическими. Описывая «совершенную объектную любовь», строящуюся по типу привязанности (и потому не нарциссическую), Фрейд изображает, по сути, порабощение идеализированным объектом. При этом, Фрейд выдвигает спорное предположение, что мужчины и женщины не абсолютно, но все же различаются по отношению к типу выбора объекта. Так, для мужчин, он считает, характерна глубокая любовь по опорному типу и характеризуется сексуальной переоценкой объекта. По Фрейду «такая сексуальная переоценка делает возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у Я в пользу объекта» [4.1., c. 23-24]. Однако, представляется, этот тип отношений, хотя и включает в себя признание потребности в объекте, все же обладает выраженными нарциссическими чертами. Такое «порабощение» осуществляется посредством проекции аспектов самости в объект.

Кроме того, есть еще одна группа клинических наблюдений, которая, хотя и не упоминается явно в перечне, широко использовалась Фрейдом для доказательства существования нарциссизма. Эта группа содержит все виды нереалистичных завышенных оценок от психотических грандиозных преувеличений к завышенной оценке себя и своего объекта любви вплоть до идеализации. Очевидно, что в каждом случае завышенной оценки внешнего объекта первичный интерес образован объектным либидо, который, на следующем этапе, может быть усилен нарциссическим либидо. Аргументация в пользу вторичной природы нарциссизма при психотической мании величия является еще более неоспоримой. Подобным образом легко показать, что образование Эго-идеала и фактически любая идеализация зависит от вторичного нарциссизма. Любой идеал берет свое начало в интернализации какой-то производной от внешнего объекта, - обычно родительской фигуры, - и смоделирован по его образцу (интроецирован). При этом, интроецированы могут быть только важные внешние объекты, то есть те, которые сильно катектированы либидо.

   Завышенная самооценка, которая наблюдается у примитивных народов и детей и является феноменом, близким с феноменом идеализации, в аналитической теории обычно обозначается как «всемогущество». Иногда это выражение намеренно смягчают, добавляя такие определения, как «иллюзорное» или «галлюцинаторное». Однако, где бы ни использовался термин «всемогущество», его значение неизменно одно и то же. Само по себе это наводит на мысль, что данный вполне достоверный клинический факт является по своей природе вторичным явлением, последствием фрустрации. Более того, если проходящие анализ взрослые люди, не говоря уже о детях, выказывают тенденции всемогущества, то оно неизменно обнаруживает себя как отчаянная попытка защиты от крушения чувства собственной важности. Кроме того, поскольку наши представления о детском всемогуществе основаны по большей части на экстраполяции наблюдаемых у взрослых и старших детей фактов, то представляется, что они подтверждают только существование вторичного нарциссизма.

Следующим клиническим феноменом, который Фрейд использовал в качестве подтверждения существования нарциссизма, является сон. Фрейд упомянул его - почти как запоздавшую мысль, пришедшую в последнюю очередь - в конце обсуждения темы распределения либидо при органических заболеваниях.    Уже начиная с публикации «Толкования сновидений», сон выступал в качестве наиболее часто упоминаемого примера регрессии. Также обычно указывалось, что состояние сна, особенно глубокого сна без сновидений, должно рассматриваться как одна из ближайших аппроксимаций к гипотетическому состоянию первичного нарциссизма у нормальных индивидов. В качестве другого примера первичного нарциссизма приводилось пренатальное состояние.

   Фрейд в своей работе  «Введение в психоанализ. Лекции 1-15» утверждал, что человеческие существа не являются рожденными вполне; человек не рождается в полном смысле этого слова, поскольку половину своей жизни проводит, так сказать, в утробе матери, отправляясь каждую ночь в постель.

   Предпоследняя группа клинических фактов, которую Фрейд использовал для обоснования введения термина нарциссизм, касается шизофренической регрессии. Известно, что внешний мир не представляет интереса для больных шизофренией - во всяком случае, они производят именно такое впечатление. Фрейд, обсуждая динамику шизофренической регрессии, неизменно начинал свою аргументацию со следующих утверждений: «Либидо, освободившись вследствие несостоятельности данного лица в жизненной борьбе, не останавливается на объектах фантазии, а возвращается в Я» [ 4.1. c. 22]. К этой формуле Фрейд прибегал всякий раз, обсуждая проблему шизофрении.

Фрейд применил термин нарциссизм в отношении формы объектных отношений после того, как понял, что шизофрения, органическая болезнь, ипохондрия и сон: все характеризуются отделением от объектов. Теоретически он объяснил это отделение как отделение либидного интереса от объектов, сопровождаемых повышенным либидным катексисом Я, эрго нарциссизм.

   Во всех этих случаях усматривается переоценка объекта, его идеализация, сильное отрицание реальности и ни один из выборов объекта сам по себе не является патологическим.

Таким образом, из вышесказанного Фрейд сделал важный вывод о первом феномене - выборе объекта на основе идентификации с каким-то аспектом Я. Это выдающийся момент работы «О нарциссизме».

Фрейд дает понять, что внешний объект получает свой характер от того, что на него спроецировано. Прежде, в данной статье он называет это «переносом нарциссизма» на сексуальный объект, под чем подразумевает проекции идеализированной самости. Далее он использует эту идею, обсуждая идеализацию детей.

Переходя к первой разработке Фрейдом понятия Эго-идеала, мы видим, что он более явно говорит о внутреннем мире, где происходят идентификации и проекции, - что служит необходимым подготовительным шагом к внешней проекции (например, Эго-идеала) на внешние объекты. Здесь он выделяет внутренний объект, не находящийся в Эго; таким образом, по существу, он различает самость и Эго. Эго-идеал, реликт младенческого развития, «он проецирует перед собой как свой идеал». Так Фрейд показывает, что внутренний сценарий, в который могут проецироваться идеальные аспекты самости, является основанием нарциссического объектного отношения, столь отчетливо описанного в случае Леонардо. Способность к образованию Эго-идеала и проецированию его на другие объекты, безусловно, имеет важные последствия для объектного выбора.

При описании Фрейдом Эго-идеала термин нарциссизм применялся к понятию самооценки. И отсюда произошло наиболее важное на сегодняшний день значение термина нарциссизм – его использование как слова-синонима самооценки.

Первичный нарциссизм стал нормативной теорией для объяснения наиболее примитивных отношений индивида с внешним миром, и Фрейд неоднократно ссылался на нее в своих более поздних работах. Более того, эта теория совсем не претерпела изменений за последующие двадцать пять лет активной работы Фрейда.

Возвращаясь к работе «О нарциссизме», необходимо отметить, что основными психопатологическими проблемами, интересовавшими З.Фрейда в период создания данной работы, были гомосексуальность и параноидные психозы. Теория нарциссизма предоставляла возможность раскрыть эти два психопатологических состояния.

Первую свою формулировку о нарциссизме З.Фрейд предлагает в работе о Леонардо. Говоря о гомосексуальности, З.Фрейд полагает, что при мужской гомосексуальности гомосексуалист идентифицируется с матерью, точнее с материнским отношением к самому себе и пытается отнестись к своему избраннику так, как когда – то к нему относилась его мать, то есть любит то, что сам из себя представляешь (самого себя) или то, кем (чем) был прежде.

Так, З.Фрейд пишет: «Мальчик вытесняет свою любовь к матери: он ставит себя на ее место, идентифицирует себя с ней, и свою собственную личность делает моделью, по подобию которой выбирает новые объекты для своей любви./…/ Он находит объекты любви на пути нарциссизма».

В конце этой статьи Фрейд пишет об образовании идеала Я. Так он пишет, что идеалу Я достается та любовь к себе, которой в детстве пользовалось действительное Я. Нарциссизм оказывается перенесенным на это новое идеальное Я. У Фрейда еще нет в это время концепции Супер-Эго, но он здесь приписывает некоторые функции Супер-Эго этому идеалу Я. Так, например, требование вытеснения инстинктивных влечений приводит к тому, что Эго начинает пытаться как-то сублимировать инстинктивные влечения, для того чтобы соответствовать этому идеальному образу себя.

Какова же судьба этого нарциссического либидо в отличие от объектного либидо? Судьба Объектного либидо, как пишет Фрейд, находит себя в реализации себя в нормальной жизни, в реализации себя в любви, в любовных отношениях, в случае каких-то задержек и торможений в развитии - в психоневрозах. В этом случае либидо изымается из реального объекта и возвращается в фантазийном объекте. Судьба нарциссического либидо находит себя при нормальном развитии в этом образовании, в конечном счете, в образовании идеала Я, способности к сублимации. При патологическом же исходе судьба нарциссческого либидо находит себя в психозах, то что Фрейд в дальнейшем будет называть нарциссическими неврозами.

    В более ранней работе «Три очерка в теории сексуальности» Фрейд писал, что суть невроза заключается в том, что невротики остаются еще неосознаваемо влюбленными в свои первичные объекты. При психозах есть дефицит самой этой объектной связи, нет достаточного количества замещающих внутренних объектов, не на чем фиксироваться. Фрейд писал, что трудности в лечении психозов возникают в том, что при психозах не формируется перенос, мы не видим привязанности либидо к объекту в аналитической ситуации. Соответственно все механизмы, которые должен запустить психоаналитический процесс, состоят из следующего. Так, либидо, которое сосредоточено в фантазийной жизни, должно перетечь к объекту на образ аналитика. И уже в этой ситуации переноса через осознание тревоги, любви и ненависти должно быть проработано и возвращено назад в распоряжение Эго, для того чтобы восстановить удовлетворяющие связи с объектами во внешней реальности. Это короткое изложение механизма психоаналитического лечения, которое представлялось во времена З.Фрейда. Итак, при психозах это произойти не может, потому что при психозах нет возможности как бы оттянуть либидо от Я, нет переноса и подлинной привязанности.

Сейчас на это существуют другое мнение, о том, что нарциссический перенос и перенос у психотических пациентов существует, но очень хрупкий и подвержен очень быстрой деформации. Позитивный перенос очень быстро становиться негативным. Страх перед движением, повреждением Я слишком сильный, он очень быстро превращается в тревогу преследования и запускает очень жесткие психологические защиты и нарциссические защиты.

Для доказательства существования нарциссизма Фрейд в работе                     «О нарциссизме» прибегнул к клиническим наблюдения. Данная работа Фрейда является краеугольной в развитии его концепции о нарциссизме: в ней произошел первый пересмотр его теории инстинктов.

   В то же время, Фрейд не так много написал о терапии тех, для кого нарциссическая озабоченность является центральной проблемой.

Таким образом, статья «О нарциссизме» приходит к той точке, где проявляются ограничения первой модели Фрейда. В статье можно обнаружить теорию развития, основанную на представлении об объектных отношениях, и растущий интерес к вопросу о характере и внутреннем мире. Однако эти темы не получают дальнейшего развития. Представляется, что статья содержит ряд теоретических проблем:

1) модель Эго-либидо и объектного либидо;

2) вопрос первич



2019-12-29 762 Обсуждений (0)
Фрейдовская теория нарциссизма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фрейдовская теория нарциссизма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)