Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансы хозяйствующих субъектов



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Финансы хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предприятие, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

Разграничение предприятий по организационно-правовым формам влечет различия в организации их финансов: формировании капитала, финансировании производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяйствования.

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Эти денежные средства могут направляться на развитие производства, на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, наличное потребление работников, а также в резерв (денежный запас). Денежные средства, направляемые на развитие производства, представляют собой капитал. Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Структурно капитал состоит из денежных средств, вложенных в активы хозяйствующего субъекта.

Активы хозяйствующего субъекта - это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему, т. е. прав владения, распоряжения и пользования имуществом.

Активы состоят из двух видов:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы.

Внеоборотные активы - это постоянная (немобильная) часть активов. Другими словами, внеоборотные активы означают денежные средства хозяйствующего субъекта, выбывшие (изъятые) из хозяйственного оборота.

Оборотные активы - оборотные активы, которые могут быть в течение одного производственно-торгового цикла или одного года превращены в денежные средства. Внеоборотные активы включают в себя:

1) основные средства (основной капитал);

2) нематериальные активы (неосязаемый капитал);

3) другие виды внеоборотных активов.

Основные средства представляют собой денежные средства, вложенные в основные фонды.

Нематериальные активы - это право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, ноу-хау, авторские права, монопольные права и привилегии, гудвилл, цена фирмы и др.

Другие внеоборотные активы включают в себя незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и т. п.

Оборотные активы представляют собой текущие, т. е. мобильные, активы.

Оборотные активы в денежном выражении представляют собой оборотные средства (оборотный капитал). Оборотные активы включают в себя оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды принимают однократное участие в хозяйственном процессе и изменяют при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на стоимость произведенной продукции. Это сырье, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и др.

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса продажи товаров (т. е. товарного обращения). К ним относятся денежные средства и готовая продукция. Оборотные фонды и фонды обращения тесно связаны между собой. Поэтому они учитываются как единые оборотные средства. По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.

1. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

2. Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

1. Дефляционная финансовая политика представляет собой систему регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста.

2. Рефляционная финансовая политика - это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста.

Состав финансовой политики определяется инструментами воздействия государства на функционирование финансовой системы. По этому признаку финансовая политика государства включает в себя:

1) бюджетную политику;

2) налоговую политику;

3) валютную политику;

4) кредитную политику;

5) учетную (дисконтную) политику;

6) политику по управлению финансами.

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации -деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы -общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Управление финансами хозяйствующего субъекта:

- изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности;

- обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству;

- инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

- выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями;

- организация расчетов;

- содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

- контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

Предприятие, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

Разграничение предприятий по организационно-правовым формам влечет различия в организации их финансов: формировании капитала, финансировании производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяйствования.

Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности. Например, финансовые фонды производственных предприятий образуются за счет собственных источников (амортизационных отчислений, чистого дохода; кредитов банков; средств от выпуска ценных бумаг; у государственных предприятий эти источники средств дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов; у кооперативов - средства паевых взносов челнов кооперативов. На практике чаще всего встречаются смешанные формы образования фондов по их источникам, обусловленные смешанными формами собственности. Например, в государственных кооперативах, где государству принадлежат большая часть основных и оборотных фондов, паевые взносы работников играют второстепенную роль. То же самое и в государственных акционерных обществах.

При аренде имущества предприятий и организаций применяется специфический платеж - арендная плата, включающая амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, средства, передаваемые арендатором арендодателю для ремонта объектов по истечении срока аренды, часть прибыли (дохода) от общественно необходимого использования взятого в аренду имущества (арендный процент).

Соответственно формированию исходных фондов производства распределяются и используются финансовые результаты хозяйственной деятельности:

- чистый доход;

- процентный доход;

- дивиденды;

- паевые доходы;

- возмещение расходов бюджета (бюджетных кредитов) и внебюджетных фондов.

Организация финансов предприятий, функционирующих на паевой основе - хозяйственных товариществ, кооперативов, совместных предприятий, - определяется особенностями формирования средств таких предприятий и последующего распределения полученных доходов в соответствии с долей в имуществе каждого участника. Учредители и участники таких предприятий осуществляют свои взносы в виде денежных средств, различных видов имущества (зданий, сооружений, оборудования и др.), имущественных прав (прав пользования землей, природными ресурсами, имуществом, интеллектуальной собственностью). 

Законодательством определено, что хозяйственное товарищество - коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Установлены следующие формы хозяйственных товариществ:

1) полное;

2) коммандитное;

3) товарищество с ограниченной ответственностью;

4) товарищество с дополнительной ответственностью;

5) акционерное общество.

Доход и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально размеру их вкладов в уставный фонд товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением участников; то же предусмотрено по коммандитному товариществу с ограниченной ответственностью.

Применительно к акционерным обществам определенные Особенности финансовых отношений проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и Коммерческих потребностей. Этому способствует разнообразие организационных форм деятельности акционерных обществ: они могут быть открытого или закрытого типа ( то есть с распространением акций среди ограниченного круга держателей), обществом с полной или ограниченной ответственностью. Оказывает влияние на организацию финансов разнообразие категорий акций (акции предприятий, акции трудового коллектива, акции акционерных обществ), их видов (привилегированные, именные, на предъявителя). Более подробно механизм акционирования рассмотрен в главе «Финансовый рынок».

Балансовый чистый доход акционерного общества определяется в порядке, предусмотренном законодательством. Чистый доход (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и распределяется между акционерами в виде дивидендов, перечисляется в резервы, на развитие производства или иные цели, предусмотренные решением общества собрания. Открытое акционерное общество обязано создать резервный фонд в размере на менее 15% уставного фонда.

Акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды по простым акциям:

1) при отрицательном собственном капитале общества;

2) если общество отвечает признакам неплатежеспособности или несостоятельности.

Общество в соответствии с уставом может выделить определенный процент дохода после уплаты налогов для распределения среди служащих, в том числе в виде денежного вознаграждения или акций. Дивиденды могут выплачивать в виде акций (капитализация дохода), облигациями, товарами, если это предусмотрено уставом.

Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Она приобщает массу мелких собственников - держателей акций к участию в формировании средств тех предприятий или отраслей, которые наиболее эффективны в данный период, создает возможность перелива финансовых ресурсов в наиболее приоритетные сферы деятельности. К достоинствам акционерной формы относится возможность создания достаточно крупных предприятий, недоступных для индивидуальных владельцев средств и даже для отдельных финансовых институтов. Размер акционерного предприятия сообразуется лишь с масштабами рыночного спроса на его продукцию, управляемостью, перспективами развития рынка. Важнейшим преимуществом акционерной формы является также возможность участия одного предприятия в деятельности другого путем приобретения его акций. При этом используются разные варианты:

1) участие в предприятиях - поставщиках сырья;

2) участие в аналогичных предприятиях, расположенных в других регионах, для владения рынком;

3) участие в торговых и транспортных предприятиях, обеспечивающих устойчивый сбыт продукции;

4) участие в наиболее доходных предприятиях с целью получения прибыли.

В условиях рынка акционерные общества обладают большей устойчивостью по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм. Это достигается за счет временного отказа от распределения дохода (прибыли) в интересах становления общества, завоевания им рынка, осуществления дополнительных капиталовложений, нацеленных на обеспечение более стабильной доходности и получение существенного роста дохода в будущем. Действие принципа «ограниченной ответственности», то есть материальной ответственности только по вложенным в акции средствам, является предпосылкой для учреждения достаточно рискованных (с точки зрения получения быстрой отдачи и высокой доходности) предприятий, которые на основе индивидуальных средств могли не возникнуть.

Значительное место в экономике занимает государственный сектор. В этом секторе функционируют следующие виды предприятий:

1) основанные на праве хозяйственного ведения, которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от государства как собственность и осуществляющего в пределах законодательства права владения, пользования и распоряжения этим имуществом;

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от собственника и осуществляющего его в пределах законодательства в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Государственное предприятие обязательно выполняет заказ государства. Назначение государственных предприятий: решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:

1) материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;

2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах, которые не охвачены, либо недостаточно означены частным сектором;

3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства.

Уполномоченный орган по отношению к предприятию выполняет функции собственника и органа государственного управления. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, контроль за сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества предприятия. Доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику, фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов нормативе распределения прибыли.

Размер уставного фонда определяется учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 1000 минимальных размеров месячного расчетного показателя.

Предприятие обязано формировать резервный фонд в размере, определенном его уставом и составляющем не менее 10% уставного фонда, направляя на эти цели не менее 5% оставшейся в его распоряжении прибыли. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату процентов по ним и в случае недостаточности иных средств предприятия.

Казенные предприятия могут создаваться для:

1) выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;

2) содержания и развития сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен порядок финансирования;

3) деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, эксплуатации общереспубликанских и международных линий связи;

4) производства топографо-геодезических и картографических работ;

5) осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки и культуры.

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенными предприятиями, устанавливаются уполномоченным органом. Деятельность казенных предприятий финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. В случае недостаточности у предприятия собственных средств для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Дочернее предприятие - юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества. Правом создания дочернего предприятия пользуются лишь предприятия на праве хозяйственного ведения. Дочерние предприятия создаются в целях разукрупнения основного предприятия, преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица, создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства, освобождения от несвойственных ему видов деятельности и функций.

Одной из эффективных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности являются совместные предприятия с участием иностранных фирм. Организуются совместные предприятия разного характера деятельности - производственные, торговые, сервисные. Совместные предприятия должны соблюдать действующее законодательство, работать на основе собственных планов, коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, располагать общим уставным фондом, самостоятельным балансом. Имущество совместного предприятия образуется за счет вкладов (взносов) участников в размере, определенном договором. Иностранному участнику гарантируется выплата причитающейся ему доли дохода, а в случае ликвидации совместного предприятия или выхода из него - других активов. Совместные предприятия уплачивают установленные законодательством налоги, при ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по действующим ставкам. Доход, за вычетом сумм по взаимоотношениям с бюджетом и сумм, направляемых на создание и пополнение фондов, распределяется между участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде, если иное не предусмотрено договором о создании предприятия. Законодательством установлен порядок образования и функционирования в республике совместных предприятий с участием зарубежных фирм. Доля в капитале предприятия определяется по договоренности. Партнером представляются необходимые гарантии, в том числе перевод за границу в валюте части дохода, причитающегося им после уплаты налогов, возможность вложения дохода в расширение производства, участие в управлении, правовую охрану их собственности на территории республики.

Кооперативный сектор экономики является одним из звеньев единого хозяйственного комплекса. Развитие форм собственности в условиях рыночных отношений открывает широкий простор для возрождения этой демократической формы хозяйствования в новых сферах деятельности и расширения в традиционных. В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские.

Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Сфера их деятельности весьма многообразна: производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, изделий производственно-технического назначения, изготовление товаров широкого потребительского назначения, оказание различных материальных услуг. Законом «О производственном кооперативе» установлено, что производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев). Производственный кооператив является коммерческой организацией и юридическим лицом. Отличия организационно-правовой формы кооператива от акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью:

1) личное трудовое участие членов в деятельности (в ЗАО и ТОО члены только вносят вклад), то есть более справедливая система получения дохода, не только за счет рентного характера его извлечения;

2) наличие дополнительной ответственности, то есть участник отвечает по обязательствам не только вкладом в уставный фонд, но и личным имуществом;

3) демократичная форма управления, широкие права членов кооператива (один голос независимо от величины пая);

4) не предусматривается обязательного формирования уставного фонда и его размера (фиксированного);

5) распределение дохода производится в соответствии с трудовым участием, то есть доходы имеют трудовое происхождение.

Потребительские кооперативы - добровольные объединения граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией и может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это соответствует его уставным целям. Потребительский кооператив формирует следующие формы: имущественный (паевой), развития кооператива, резервный, стимулирования и социальной поддержки членов кооператива, иные фонды в соответствии с уставом. Имущественный (паевой) фонд состоит из имущественных (паевых) взносов членов при создании кооператива или вступлении в него и является одним из источников формирования его имущества. Кооперативные организации не получают безвозмездно средств из бюджета на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств. В необходимых случаях они могут получить на эти цели долгосрочные ссуды от своих вышестоящих звеньев и банков. Таким образом, хозяйственная деятельность организаций и предприятий потребкооперации полностью строится на принципах хозрасчета. Потребительская кооперация может включать промкомбинаты, магазины, столовые, пекарни, склады, транспортные конторы, заготовительные организации в сельской местности и т.д.

Своеобразный организованно-правовой вид представляют потребительские кооперативы собственников квартир - КСК, призванные регулировать взаимоотношения, связанные с содержанием, обслуживанием и эксплуатацией жилого фонда.

Экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативного сектора экономики регулируются действующим законодательством республики, которым предусматривается система мер экономического взаимодействия и регулирования производства, дается гарантия кооперативам от противоправных действий государственных и вышестоящих органов управления. Убытки кооператива от нарушений его прав подлежат возмещению этими организациями. Главным фактором, регулирующим взаимоотношение кооперативов с другими предприятиями и организациями, является договор. Исходя из договорных отношений кооперативам может выдаться государственный заказ. Кооперативы по производству товаров потребления и платных услуг заключают договоры с предприятиями, организациями на поставку им товаров и оказание услуг. Кооператив может приобретать, брать в аренду основные фонды государственного предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения. Тип кооперативного предприятия, организации является решающим фактором в его внутренних финансовых отношениях. Так, одним из основных финансовых отношений является уплата в бюджет подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, косвенных налогов. Финансовое положение кооперативов основывается на наращивании выпуска продукции (работ, услуг), росте производительности труда, снижении себестоимости и повышении качества продукции (работ, услуг). Финансовые ресурсы кооператива формируются за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг, амортизационных отчислений, паевых и иных взносов членов кооператива, других предприятий и организаций, а также за счет кредитов и средств, полученных от продажи ценных бумаг (акций). Демократизация хозяйственного механизма основывается и на широких правах кооперативов во внешнеэкономической деятельности. Она состоит в экспорте и импорте продукции, услуг и работ, а также в совместной кооперации. Развитие могут получать безвалютные операции с иностранными партнерами и в порядке приграничной торговли. Для осуществления экспортно-импортных операций банки предоставляют кредиты кооперативам, которые должны быть погашены за счет средств, полученных от продажи импортных товаров. Предоставление больших прав кооперативам в осуществлении производственно-финансовой деятельности налагает на них ответственность за результаты работы перед другими предприятиями и организациями, а также банками. Кооператив несет ответственность по своим договорам не только имеющимися денежными средствами, но и всем имуществом, включая основные фонды. Неплатежеспособный кооператив ликвидируется, а его имущество после расчетов с членами кооператива и работниками, выполнения обязательств перед государством и банками, другими организациями может быть передано другому кооперативу или вышестоящей организации. Имущество кооперативов по производству товаров товарного потребления и услуг в таких случаях после выполнения обязательств перед бюджетом, банком, предприятиями и организациями распределяется между их членами.

 

 

Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционируют подавляющая часть предприятий сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора (сберегательно-депозитные, инвестиционные фонды, фондовые биржи, разные учреждения, обслуживающие рынок ценных бумаг и денежно-кредитные рынки), торгово-посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.

В основу организации финансов коммерческих предприятий положены одинаковые принципы. Это единство обусловлено общностью целей и задач производства и общими экономическими законами его развития.

Основными принципами организации финансов этого типа предприятий и организаций являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех форм собственности, наличие финансовых резервов.

1. Коммерческий расчет - основополагающий принцип и главный метод ведения хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций. Применительно к предприятиям и организациям государственной собственности приемлемо традиционно употреблять термин «хозяйственный расчет», к частным, смешанным - «коммерческий расчет», хотя эти понятия с экономической точки зрения равнозначны.

Принцип коммерческого расчета означает, что предприятию выделяются в постоянное пользование необходимые для его деятельности основные и оборотные средства (капитал), составляющие его уставный фонд. Как метод ведения хозяйства коммерческий расчет предполагает соизмерение затрат с доходами от хозяйственной деятельности и рентабельную работу.

В современном понимании метод коммерческого (хозяйственного) расчета означает работу на потребителя, полное удовлетворение платежеспособного спроса других предприятий и населения, жесткую договорную дисциплину и неотвратимость экономических санкций за нарушение обязательств перед партнерами, платность всех видов ресурсов, которыми наделено предприятие; окупаемость затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства; безусловное выполнение обязательства перед бюджетом; оплату труда и социальное развитие, по своим размерам соответствующие заработанным средствам.

Принцип коммерческого расчета реализуется в форме предпринимательства. Развитие рыночных отношений создают условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципов равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или под имущественную ответственность юридического лица - учредителя. Предпринимательством может заниматься группа граждан (партнеров) и организовать коллектив предпринимателей. Предпринимательство осуществляется с применением наемного труда.

Определяющими принципами коммерческого расчета являются самоокупаемость и самофинансирование.

Самоокупаемость - это основополагающий принцип хозяйствования, который означает, что предприятие обязано за счет выручки от реализации своей продукции (выполненных работ, оказанных услуг) возмещать все издержки по ее производству и поставкам. Нижняя граница самоокупаемости - безубыточность, то есть количественное равенство доходов и расходов. Достижение окупаемости затрат - цель начального периода деятельности предприятия, когда оно осваивает производство продукции, настраивает хозяйственные процессы, адаптируется к рыночной среде. В условиях рыночных отношений предприятие должно выходить на рентабельную работу, поскольку внешней поддержкой могут пользоваться хозяйства, имеющие хорошие перспективы развития или имеющие приоритетное общественное значение; в первом случае они имеют возможность пользоваться кредитными ресурсами, во втором - бюджетным финансированием.

При устойчивой, связанной с нехваткой платежных средств неспособности предприятия удовлетворять в срок предъявляемые к нему требования и обязательства со стороны поставщиков, банков, бюджета, разных кредиторов предприятие в установленном законом порядке объявляется банкротом с применением определенных процедур: санации (оздоровления), реорганизации, передачи в независимое управление, продажи или ликвидации.

Самофинансирование предполагает не только возмещение издержек на производство и реализацию продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и получение достаточного дохода, за счет которого, а также других собственных источников и заемных средств предприятие обеспечивает покрытие затрат на техническое совершенствование и расширение действующего производства, непроизводственное строительство, социальные нужды коллективов, образование фондов оплаты труда и стимулирования, обновление ассортимента продукции, на другие плановые потребности. При самофинансировании все средства (прибыль или доход, амортизационные отчисления и т.п.) остаются в распоряжении предприятий и изъятию не подлежат (кроме отчислений в госбюджет и по другим обязательствам).



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Финансы хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансы хозяйствующих субъектов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)