Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место науки о стилях в школьной практике



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Место науки о стилях в школьной практике 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Стилистика как область научного знания и школьный предмет

1.1 Понятие о стилистике

1.2 Место науки о стилях в школьной практике

ГЛАВА 2. Особенности изучения стилистики в 8 классе общеобразовательной школы

2.1 Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку

2.2 Внеклассная работа по изучению функциональных стилей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в методике и лингвистике наблюдается процесс смещения акцентов исследовательского внимания с изучения языка на изучение речи. Это определило особый интерес к стилистике, которая изучает выразительные средства и возможности языка, а также закономерности функционирования языка в различных сферах общественной деятельности. В связи с этим на уроках русского языка в школе большое внимание уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Сегодня к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференциальной. Поэтому целью изучения родного языка в средней школе является подготовка грамотных, образованных людей, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни страны. Эта целевая установка определяет содержание обучения, отбор дидактического материала и методы работы.

Обучение должно быть нацелено на активное владение образной речью, хотя школа и не готовит писателей (кстати, она не готовит также публицистов и ученых). Задача уроков русского языка - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать. Приемы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно-популярной разновидности научного стиля. Владение образной речью необходимо каждому культурному человеку.

В научной литературе накоплен значительный опыт в изучении экстралингвистических и собственно лингвистических факторов функциональных стилей. В этом направлении большую роль сыграли труды Л.Г. Антоновой, С.А. Арефьевой, Н.С. Болотновой, Р.А. Будагова, Н.С. Валгиной, А.Н. Васильевой, В.В. Виноградова, А.И. Горшкова, Н.Д. Десяевой, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, В.П. Москвина, Д.Э. Розенталя, Г.Я. Солганика и других исследователей.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осознания учащимися эстетической функции как одной из основных функций языка; задачами развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

Цель нашей работы заключается изучении системы работы над разделом стилистики в 8 классе.

Объект исследования– процесс осознания учащимися подросткового возраста стилистической функции языка в ходе работы с текстами различных стилей.

Предмет – формирования коммуникативных умений в ходе работы по стилистике на уроках русского языка в 8-м классе.

Задачи:

1. Рассмотреть специфику науки стилистики;

2. Выявить место стилистических знаний в школьном курсе;

3. Определить место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку в 8 классе;

4. Изучить особенности внеклассной работы по теме «Стили русского языка».

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован для помощи студентам–практикантам и молодым учителямдля работы в школе на уроках изучения стилистики в средних классах общеобразовательной школыю


ГЛАВА 1. Стилистика как область научного знания и школьный предмет

Понятие о стилистике

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц).[1]

Стилистика – довольно молодая наука и потому имеет еще достаточно размытые границы. По-разному трактуются предмет и задачи стилистики, характер и объем, содержание ее как языковедческой дисциплины, взаимоотношения с другими филологическими науками. В языкознании одна из первых попыток выделения функциональных стилей на основании языковых функций принадлежит A.M. Пешковскому, Р.А. Будагов выделяет речевые стили, связывая их со сферой общения. Термин «практическая стилистика» используется у Г.О. Винокура, К.И. Былинского, В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя и других исследователей.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Варианты, или разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями языка. Эти разновидности, возникнув на экстралингвистической основе, но будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стали различаться друг от друга также и внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации используемых языковых средств.

В соответствии с вышеназванными функциями для большинства современных языков можно выделить следующие функциональные стили:[2]

– разговорный (в котором доминирует коммуникативная функция);

– научный (в котором доминирует информативная функция, имеющая когнитивный характер);

– официально-деловой (в котором доминирует информативная функция, обусловленная данной сферой коммуникации);

– публицистический (в котором доминируют информативная и воздействующая функции);

– литературно-художественный (в котором доминирующая эмоционально-экспрессивная функция принимает вид поэтической функции).

Первый стиль противопоставлен всем остальным по признаку «книжности – некнижности», что связано с разграничением устной и письменной форм речи.

Понятно, что все функции языка взаимодействуют друг с другом: так, в публицистическом стиле одинаково релевантна функция сообщения и функция воздействия, поэтическая же функция литературно-художественного стиля имеет под собой избирательную основу, складывающуюся из индивидуальных творческих потенций; в научном стиле языка информативная функция опирается на еще одну важнейшую функцию языка – когнитивную, непосредственно связанную с деятельностью сознания.

Итак, наша речь стилистически неоднородна. Ее стилистические различия создаются совокупностью языковых особенностей (лексических, грамматических, интонационных и др.), придающих ей определенную стилистическую окрашенность, т.е. делающих ее или разговорной, или официально-деловой, или научной.

Следует также отметить, что проблема классификации функциональных стилей до сих пор остается одной из самых дискуссионных.

В качестве оснований для классификации функциональных стилей разными учёными предлагаются различные критерии:

1) функции языка (А.М. Пешковский, В.В.Виноградов, Д.Э. Розенталь);

2) структура речевого акта (Д.Н. Шмелёв);

3) форма речи: устная и письменная (Р.А. Будагов);

4) структурно-лингвистическая специфика языка (Л.В. Щерба, А.К. Панфилов);

5) комплекс критериев: особенности «языкового состава» речи, её форма, функции, жанры (Б.Н. Головин);

6) сферы общения (М.Н. Кожина).

К числу дискуссионных относится и вопрос о месте художественного стиля в ряду других функциональных стилей современного русского литературного языка. Одни исследователи (В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.И. Горшков, В.Д. Левин, Л. Ю. Максимов, Н.А. Мещерский, В.П. Мурат, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелёв и др.) считают, что художественный стиль не относится к числу функциональных стилей. В качестве аргументов приводятся следующие доводы:

1) использование в художественной речи языковых средств разных функциональных стилей;

2) отсутствие специфических языковых примет, свойственных именно художественной речи;

3) наличие у художественной речи особой эстетической функции; создание словесных образов;

4) неправомерность объединения понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы».

Однако сторонники выделения художественного стиля в ряду других функциональных стилей (Р.А. Будагов, А.Н. Васильева, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Б.Г. Головин, М.П. Демидова, А.И. Ефимов, М.Н. Кожина, В.П. Москвин, О.Б. Сиротинина, Л.Г. Смирнова, Г.Я. Солганик и др.) опровергают все эти доводы.

Но при всем разнообразии проблем, которыми занимается стилистика, это единая наука, главная задача которой состоит в изучении речевых возможностей языковых средств. В условиях школы для знакомства со стилистикой отбираются те вопросы, которые ближе всего к практическому использованию языка: описание стилей языка и речи, стилистические ресурсы фонетики, лексики, грамматики, выразительные средства языка, теория и практика анализа литературного текста. Стилистика объемлет все здание языка, все его системы. «Переход к стилистике, - пишет Г.О. Винокур, - существует не от фонетики, не от грамматики, не от семасиологии, а только от всех трех дисциплин, понимаемых как одно целое сразу».[3]

Таким образом, мы видим, что в науке стилистике есть ряд неустоявшихся моментов, до сих пор вызывающих разногласия среди ученых. Это накладывает свой отпечаток на специфику школьного изучения стилистики, поскольку здесь от учителя требуется четкий выбор определенной концепции, такой отбор научного материала, который позволил бы сформировать у учащихся устойчивые представления о стилях языка. Кроме того, заметим, что в подростковом возрасте происходит развитие эстетических чувств и вкусов, эстетического восприятия действительности, у учащихся появляется потребность самим создавать прекрасное. В этой связи важной задачей является воспитание и развитие у подростка способности замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, искусстве, общественной жизни.

Использование текстов различных стилей на уроках русского языка оказывает значительное влияние на развитие эстетических вкусов и взглядов учащихся, формирует представление об эстетической функции языка и роли стилистических средств в речи.

 


Место науки о стилях в школьной практике

Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.

Основной задачей курса стилистике в школе является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.[4] Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Уроки, на которых затрагиваются вопросы стилистического характера, могут быть направлены на изучение синонимии (лексической, грамматической, синтаксической) как основы стилистики; объектом внимания для обучающихся будут также являться функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы.

Занятия по изучению стилистики в школьной практике преподавания русского языка имеют целью не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.

Методика обучения стилистике предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчетов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями.

В основе работы по стилистике лежит стилистический анализ, который в конкретном своем применении может быть различным по объему, полноте и целевой направленности и включать в себя следующие виды деятельности[5]:

1. Освоение теоретические сведений по стилистике.

2.Наблюдения над языком текста:

- выявление стилевых признаков текста;

- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую смысловую и стилистическую нагрузку;

- выявление «чуждых» для текста стилевых средств.

3. Сопоставление параллельных текстов.

4. Стилистический эксперимент (исследование неудачного стилевого варианта текста).

5. Стилистический анализ творческих работ обучающихся.

Высокохудожественные тексты, используемые как образец при стилистическом анализе, позволяют показать богатство русской речи, повысить интерес к изучению родного языка, реализовать связь между уроками русского языка и литературы. При этом на уроках языка анализ художественных текстов должен быть преимущественно лингвистическим, на уроках литературы - в основном литературоведческим.

Опыт показывает, что в 8-х классах целесообразно в основном использовать тексты учебно-научного характера и отчасти научно-популярные[6]. Собственно научная (академическая) речь недоступна учащимся этого возраста. Можно привлекать тексты из разных наук. Однако задача учителя словесника - научить в первую очередь владеть языком своего предмета и создать благоприятные условия для развития речи при изучении других дисциплин.

Школьная стилистика должна представлять собой практически направленную часть функциональной стилистики, которая, учитывая практическую необходимость и доступность стилистической теории, дает учащимся минимум знаний и содействует формированию стилистически дифференцированной речи. Школьная стилистика должна учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся. В школе должны сочетаться сознательный и интуитивный подходы в обучении речи: стилистический анализ образца и подражание ему.

Важнейшей категорией стилистики, как мы уже отметили выше, являются функциональные стили - разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили - это разные способы использования языка при общении. Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом. Программа по русскому языку выделяет пять стилей: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный («стиль художественной литературы», по терминологии учебника). Стили речи складываются под влиянием различных экстра лингвистических (внелингвистических) факторов.

Необходимо дать учащимся понятие о стилевых чертах функциональных стилей, т. е. об их существенных признаках, обусловленных социальными, внелингвистическими факторами. Так, стилевыми чертами художественной речи являются художественная образность и конкретность, эмоциональность и экспрессивность. Стилевые черты создаются различными средствами языка и способами стилистической организации речи.

Учащиеся знакомятся со стилистическими средствами языка, стилистическими приемами и различными способами стилистической организации речи. Школьники учатся различать стилистическую и экспрессивную окраску, языковых средств. Стилистическая окраска связана с отнесением языковых средств к тому или другому стилю речи, экспрессивная - с выразительностью и эмоциональностью изложения. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска может совмещаться.

Предметом изучения в школе должны стать также изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приемы, характерные для функциональных стилей. В использовании стилистических приемов и изобразительных средств, проявляется речевое мастерство авторов, их умение подчинить речевую форму стилю речи, содержанию и целям высказывания.

К стилистическим приемам относятся такие выразительные средства языка и речи, которые усиливают действенность речи, служат средством логического, образного или эмоционально-экспрессивного выделения элементов высказывания, создания экспрессивной интонации. Выразительный эффект достигается благодаря особой организации предложения или сверхфразового единства. Стилистический прием, как правило, является результатом целенаправленной организации речи.

В стилистике рассматриваются стилистические приемы, которые в теории литературы обычно называются фигурами речи (градация, инверсия; синтаксический параллелизм, риторический вопрос, повторение, умолчание, эллипсис, антитеза), и многие другие, которые не входят в перечень синтаксических фигур.

Функциональные стили неоднородны. В них выделяются прежде всего подстили - крупные разновидности функционального стиля. Например, научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-технический и научно-популярный. Функциональные стили и подстили существуют в определенных формах, имеющих свои устойчивые признаки. Такие формы называются жанрами. В художественной прозе - это роман, повесть, рассказ; в публицистике - статья, корреспонденция, заметка, репортаж, интервью, рецензия, очерк, фельетон и др. Жанры отличаются и составом языковых средств, и особенностями их функционирования и объединения.

Учащихся следует знакомить с особенностями некоторых жанров и учить ими пользоваться. Необходимо сформировать у школьников представление о стиле речи как о многожанровой речевой системе, показать дифференциацию языковых средств внутри функциональных стилей.

Содержание речи получает свое выражение в текстах различной тональности, то торжественной, то патетической, то скорбной, то гневной, насмешливой, иронической, то лирически-задушевной. В научном стиле тональность более постоянная, серьезная, сдержанная, хотя в полемических частях возможно повышение тона речи. В художественной и публицистической речи используется разнообразная тональность в зависимости от содержания речи и отношения автора к предмету речи. Писатели и журналисты прилагают немало труда, чтобы создать нужную тональность речи, найти оптимальные лексические и синтаксические средства выражения. В произведении обычно ощутим общий, господствующий тон, который сливается с разными тональностями.

Характеризуя содержание работы по стилистике, необходимо выделить хотя бы ориентировочно важнейшие стилистические умения, которые следует формировать у учащихся. При этом необходимо придерживаться строго функционально-стилистического подхода, так как каждый стиль требует не только обще речевых, но и специфических умений. Следует иметь в виду, что целый ряд умений и навыков учащиеся практически получают в 5-7-х классах: умение различать разговорный, художественный, официально-деловой (5-6-е классы) и публицистический (7-й класс) стили; умение доказывать принадлежность текста к определенному стилю в доступных учащимся случаях; умение соотнести содержание и форму речи с целью и условиями общения; умение установить, какие стилевые черты отразились в данном тексте и какие изучаемые языковые средства использованы для передачи этих стилевых черт; умение отбирать доступные учащимся языковые средства в зависимости от цели и других условий высказывания (разговорные и книжные, конкретные и абстрактные, эмоциональные и неэмоциональные и т. д.); умение производить стилистический эксперимент с целью установления уместности или оптимальности использованного средства; умение повысить выразительность текста; элементарные умения строить высказывания в различных стилях (художественное и научное описание, заметка, публицистическое высказывание на дискуссионную тему и др.).

В 8-9-х классах у учащихся формируются следующие умения.

I. В научном стиле:

1) умение производить стилистический анализ небольших научных текстов;

2) умение оперировать при построении предложений распространенными словосочетаниями логико-понятийного характера, прежде всего терминологическими словосочетаниями таких учебных предметов, как русский язык и литература;

3) умение строить характерные для научного стиля простые, простые осложненные и сложные предложения (в основном повествовательные), нацеленные на выражение отвлеченной, теоретической мысли, на передачу научной информации и аргументацию выдвигаемых положений; использовать в них отвлеченную лексику, термины, формы глагола, не выражающие конкретного времени, стилистически нейтральные слова;

4) умение выбирать из синонимических вариантов предложений наиболее характерные для научного стиля речи, способствующие точности, ясности, объективности, обобщенности и краткости изложения, раскрытию логических связей между частями предложений и предложениями в абзаце;

5) умение соблюдать последовательно логический характер изложения содержания, строить абзац от тезиса к доказательствам и от анализа конкретных фактов к выводам и обобщениям; умение вводить термин и давать его определение или раскрывать его значение при помощи конкретизированного описания;

6) умение пользоваться лексическими и синтаксическими средствами выделения главного из сообщаемых сведений и подчеркивания последовательности изложения мыслей, их взаимосвязи;

7) умение усовершенствовать научные тексты в стилистическом отношении.

II. В официально-деловом стиле:

1) умение пользоваться наиболее употребительными жанрами низовых деловых бумаг (справка, заявление, докладная записка, автобиография, отчет, протокол, расписка, доверенность);

2) умение пользоваться характерными для официально-делового стиля регламентирующими предложениями со сказуемым-инфинитивом;

3) умение анализировать в стилистическом отношении основные виды низовых деловых бумаг, устанавливать допущенные стилистические недочеты и исправлять их.

III. В художественном стиле:

1) умение производить стилистический анализ небольших художественных произведений (стихотворений, рассказов) и отрывков, раскрывать стилистическую функцию живописного способа изображения и различных изобразительных и выразительных средств;

2) умение наблюдать действительность и на основе наблюдений и творческой фантазии писать сочинения художественно-образного типа - рассказы о положительных действиях и поступках, рассказы о становлении положительных черт личности, обличительные рассказы, юмористические рассказы (в их элементарной форме);

3) умение целесообразно использовать в сочинении разнообразные средства лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, изобразительно-выразительные средства языка для создания образной речи и изображения персонажей и картин действительности, а также для создания нужной тональности речи;

4) умение усовершенствовать тексты в стилистическом отношении.

IV. В публицистическом стиле:

1) умение производить стилистический анализ доступных учащимся публицистических текстов;

2) умение пользоваться некоторыми публицистическими жанрами (заметка, репортаж, зарисовка, рецензия (отзыв), литературно-критическая статья, статья на общественно-политическую и морально-этическую темы);

3) умение наблюдать действительность с точки зрения актуальности, общественной значимости происходящих событий и умение отразить общеинтересные факты в характерных для публицистики жанрах и способах изложения;

4) умение строить предложения и связные тексты в публицистическом стиле, наполнять их соответствующими лексическими и фразеологическими средствами языка, сочетать интеллектуальные и эмоционально-экспрессивные средства речи, писать ярко, выразительно, кратко и общедоступно; пользоваться важнейшими, характерными для публицистики средствами повышения действенности речи (риторический вопрос, синтаксический параллелизм, публицистические перифразы, вопросо-ответная форма изложения и др.);

5) умение придать речи соответствующую содержанию тональность (объективно-информационную, торжественную, задушевно-лирическую и т. д.);

6) умение совершенствовать публицистические тексты в стилистическом отношении.

V. В разговорном стиле:

1) умение производить стилистический анализ текстов разговорного стиля;

2) умение строить диалог, яркий, динамичный, соответствующий обсуждаемой теме;

3) умение построить монологическое высказывание в характерной разговорной манере, используя разговорные синтаксические конструкции, слова и выражения, пословицы и поговорки, экспрессивную и эмоциональную лексику, слова с суффиксами субъективной окраски, элементы образной речи; умение придать речи соответствующую содержанию тональность.

Основным жанром, которым должен овладеть учащийся, является устный и письменный рассказ о случае из жизни.

В 5-7-х классах учащиеся получают элементарное представление о функциональных стилях и основных способах изложения - повествовании, описании, рассуждении (в том числе о рассуждении на дискуссионную тему), о теме и основной мысли сочинения; приобретают определенные умения сбора и систематизации материала к сочинению, изложения мыслей по плану с доказательством выдвинутых положений. Учащиеся учатся отличать художественное описание от делового.

В 8-9-х классах создаются благоприятные условия для совершенствования навыков стилистически дифференцированной речи школьников. В этих классах изучается систематический курс синтаксиса, что дает возможность значительно обогатить речь учащихся стилистическими средствами, углубить понятие о функциональных стилях речи, развить - умение пользоваться более сложными видами высказывания.

В основу работы над изложениями и сочинениями должен быть положен принцип предварительных языково-стилистических упражнений, начиная с наблюдений над языковыми средствами и стилистическими приемами и кончая стилистическим анализом, редактированием и стилистическими этюдами. Стилистическая подготовка - теоретическая и практическая - на уроках грамматики позволяет вооружить учащихся знанием основных закономерностей построения текстов в различных стилях и жанрах речи (информационная заметка, репортаж, публицистическая статья, отзыв, художественный рассказ и т. д.). Очень важным является и принцип стилевого разнообразия сочинений. Необходимо специально учить школьников разным стилям и жанрам речи. Виды речи, подлежащие освоению, должны быть отобраны с учетом их актуальности для учащихся и возможности добиться хороших результатов в овладении ими. В VIII- IX классах недостаточно учить только обдумывать тему, стройно располагать свои мысли и точно выражать их. Необходимо научить пользоваться разными видами речи и характерными для них средствами языка, композиционными приемами и т. д.

Работа над сочинением в 8-9-х классах должна последовательно усложняться. Прежде всего не следует на специальных уроках для развития связной речи заниматься «чистым» повествованием и описанием: эта работа может продолжаться в связи с изучением синтаксиса (в процессе проведения стилистического анализа, редактирования, написания изложений-миниатюр и стилистических этюдов). На специальных уроках необходимо учить писать более сложные сочинения, в которых обычно способы изложения (повествование, описание, рассуждение) сочетаются. В центре внимания в 8-9-х классах должно быть рассуждение в научном и публицистическом стилях. Учащиеся должны научиться подчинять свою речевую деятельность определенным коммуникативным целям, пользуясь для этого и описанием, и повествованием, и рассуждением, и полемикой (рассуждением на дискуссионные темы).

Развитие письменной речи должно сочетаться с совершенствованием устной речи учащихся, принадлежащей разным речевым стилям. При этом очень важно подчеркивать функциональное отличие письменной речи от устной. Письменная речь должна быть более развернутой, так как в ней отсутствует такой важный фактор, способствующий пониманию информации, как интонация. Особенно большое внимание следует уделить развитию научной устной и письменной речи на материале изучаемого предмета. Такая работа хорошо согласуется с изучением курса грамматики и правописания.

Система упражнений по стилистике — одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений и умений, связью с развитием речи и с курсом грамматики, последовательностью, преемственностью, перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся.

I вариант: система создается связью всех стилистических упражнений с темами курса русского языка; примером такого варианта может служить система упражнений, изложенная в книге С. Н. Иконникова «Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы)». II вариант: в основу системы кладутся функциональные стили, изучаемые в 5-8-х классах: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. По каждому стилю проводятся упражнения, формирующие умения: а) определять стиль готового текста; б) производить стилистический анализ текста; в) совершенствовать стиль данного текста; г) создавать собственный текст определенного стиля. Примером может служить раздел В. И. Капинос «Стилистика» в книге «Развитие речи учащихся на уроках русского языка».[7]

Оба варианта могут быть совмещены в практической работе.




2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Место науки о стилях в школьной практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место науки о стилях в школьной практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)