Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы как пути достижения поставленной цели



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
Методы как пути достижения поставленной цели 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Метод - это пути достижения постановленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов используемая при осуществлении культурно-досуговой программ - это, так называемые, родовые методы, которые включают в себя: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Методы культурно - досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами. Наряду с термином “метод” употребляется термин “ методический прием”. Каждый метод представляет собой определенную систему примеров. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к решению. Прием - это элемент, делать метода, вспомогательное средство. Каждый из методов с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения. В деятельности культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагменты из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием.

Методика подготовки представлений:

Создание постановочной группы:

сценарист - режиссер

художник

музыкальный руководитель

осветитель

Создание сценария:

1 вариант - социальный заказ

2 вариант - плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу - программа, конкурсная программа и др.)

Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования.

К ним относятся:

- Опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование)

- Наблюдение: (включенное, не включенное, систематическое, случайное)

- Контент-анализа или анализ содержания: стандартная методика исследования в области общественных - наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

- Метод социометрии: теория измерения межличностных отношений. Социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру - тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее - менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Педагогические методы в социально - культурной деятельности - методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Психологические методы социально - культурной деятельности - методы воздействия на человека через психические процессы.

Исследовательские методы в социально - культурной деятельности - это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Родовые методы

 

В каждой науке её структурные элементы рассматриваются с точки зрения рода, вида, типа, формы деятельности. По своему строению методика культурно - досуговой деятельности представляет целостную систему знаний, которую характеризуют: логическая зависимость одних элементов от других, целей и задач; содержание и формы; средств и методов; методического обеспечения процесса, знания аудитории актива и т.д. В этой цепи методы занимают центральное место, ибо они обеспечивают создание формы, соответствующей содержанию.

Поэтому профессиональное мастерство специалиста - менеджера - поставщика культурно - досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессиональное мастерство специалиста культурно - досуговой деятельности проявляется в том что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы её включения в процесс культурно - досуговой деятельности, удовлетворяющих духовные потребности на основе интереса. Сделать это в культурно - досуговой деятельности помогают универсальные, природные для разных организационно - педагогических условий методы, представляющие собой закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Родовые методы культурно - досуговой деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы “внешней”, так и “внутренней” культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно - досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально - педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно - досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Метод иллюстрирования

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Метод театрализации

Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Метод театрализации– это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно - досуговой программы в бифункциональную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная.

Метод театрализации наиболее органичен художественно - публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно - активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующий зрителям. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Метод игры

Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.


Заключение

 

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально - культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формы и содержания. Методы социально - культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально - культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно - деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимный переход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций. Важно соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений. Деятельность, организуемая в учреждениях социально - культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающиеся не только на законах воспитания, но и творчества опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками. Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов.Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально - культурных программах или, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.


Список используемой литературы

 

1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.

2. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.

3. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.

4. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа  Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.

5. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.

6. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.

7. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.

8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.

9. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.

10.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.

11. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.

12. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.

13. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.

14. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.

15. http://ru.wikipedia.org

16.  http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic

17. http://revolution./culture/00213325_0.html

18. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost


Приложение 1



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
Методы как пути достижения поставленной цели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы как пути достижения поставленной цели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)