ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ На тему: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА В ООО «УРОЖАЙ XXI ВЕК» ВЫПОЛНИЛА: студентка 2 курса 209 группы механико-экономического факультета Гайдук Марина Ивановна
ПРОВЕРИЛА: канд. экон. наук, доцент Кремянская Елена Владимировна
Ст. Брюховецкая 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА 3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА В ХОЗЯЙСТВЕ 3.1 Анализ производства продукции растениеводства в организации 3.2 Анализ показателей, влияющих на финансовые результаты реализации зерна 3.3 Динамика финансовых результатов реализации зерна в организации. Влияние основных факторов на изменение финансовых результатов реализации продукции растениеводства ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ В условиях перехода к рыночным отношениям в деятельности предприятия финансовые результаты стали занимать одно из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите деятельности предприятия. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Финансовый результат деятельности хозяйства – это прибыль или убыток, которые по реализованной продукции определяется как разница между выручкой, полученной от реализации продукции, и полной или коммерческой себестоимостью реализованной продукции [13]. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т.д.) [9]. Финансовые результаты деятельности предприятий определяются в конце года. Основные задачи анализа финансовых результатов состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности. Объектом исследования данной работы являются финансовые результаты реализации зерна в ООО «Урожай XXI век» Брюховецкого района. Цель работы – на основании всестороннего анализа финансовых результатов реализации зерна разработать мероприятия по их улучшению и повышению экономической эффективности зерновой отрасли в исследуемом хозяйстве. В соответствие с этой целью были поставлены и решались следующие задачи: - провести теоретический обзор вопросов статистики финансовых результатов реализации продукции; - проанализировать современные условия и основные результаты производственно-хозяйственной деятельности ООО «Урожай XXI век»; - изучить показатели, характеризующие современное состояние производства продукции растениеводства в организации; - провести анализ показателей, влияющих на финансовые результаты реализации продукции растениеводства; - определить изменение финансовых результатов реализации зерна в динамике; - выявить влияние основных факторов на изменение финансовых результатов реализации продукции растениеводства; - разработать предложения по улучшению финансовых результатов реализации зерна и повышению экономической эффективности его производства. Методы исследования, используемые в работе: монографический, графический, индексный, аналитического выравнивания и др. Основными источниками информации для исследований послужили данные годовых отчетов ООО «Урожай XXI век» Брюховецкого района за период с 2005 по 2009 гг.
ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Финансовый результат – главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Обобщающая оценка финансового состояния организации дается на основе таких результирующих показателей, как прибыль – абсолютный показатель и рентабельность – относительный показатель. Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организации, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней [4]. Прибыль – это положительный финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами. Убыток – это отрицательный финансовый результат, отражающий превышение расходов над доходами [9]. Категорию «доход» следует отличать от категории «прибыль». Доходы – это полученная экономическая выгода до вычитания расходов, связанных с получение этой выгоды. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций: · оценочную (прибыль характеризует экономический результат деятельности предприятия); · стимулирующую (за прибылью закрепляют статус цели функционирования коммерческих предприятий, размер прибыли предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов). В экономической теории под прибылью понимают денежное выражение прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства. Прибыль является основным внутренним источником расширенного воспроизводства и важным источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Современные экономические дисциплины рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Наряду с этим существует еще несколько определений прибыли: 1 прибыль – плата за услуги предпринимательской деятельности; 2 прибыль – плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; 3 прибыль – плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно- климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение и даже разорение фирмы. Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом. Величина прибыли определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, т.е. разница между доходами и расходами [16]: Пр = ДВ – ПЗ, где (1)
Пр – размер прибыли от реализации продукции; ДВ – Размер денежной выручки от реализации продукции; ПЗ – объем затрат на производство продукции. Прибыль является стимулом предпринимательства, основным ориентиром хозяйствования и опорой в конкуренции. Вся полученная прибыль (доход от коммерческой деятельности за вычетом издержек производства и организации и НДС – налога на добавленную стоимость) носит название валовой прибыли. Валовая прибыль в отличие от балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано с тем, что согласно Закону о налогообложении предприятий объектом налогообложения является также и валовая прибыль. При распределении прибыли в первую очередь производятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды в виде различных налогов и сборов. После уплаты налоговых отчислений, дивидендов по ценным бумагам и процентов за кредит у предприятия остается распределяемая прибыль, которой предприятие распоряжается по своему усмотрению. Различают следующие виды прибыли: 1) бухгалтерская – часть дохода предприятия, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков; 2) экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из общего дохода предприятия всех издержек; 3) балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обстоятельства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость Увеличения прибыли можно добиться следующими путями: - повышение цены на товар; - снижение себестоимости; - увеличение объема производства и реализации продукции. В условиях рынка руководители организаций больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели анализировать результаты фактического исполнения путем сравнения со стандартными решениями. Анализ формирования, распределения и использования прибыли состоит из следующих этапов: 1) анализируется бухгалтерская прибыль (убыток) по составу в динамике; 2) проводится факторный анализ прибыли (убытка) от продаж; 3) анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и т.п.; 4) анализируется формирование чистой прибыли (убытка) и влияние налоговых регулятивов и налога на прибыль, сумм штрафных санкций по расчетам с бюджетом; 5) анализируется использование прибыли на капитализацию и потребление; 6) дается оценка эффективности распределения прибыли на капитализацию и потребление; 7) разрабатываются предложения к составлению финансового плана. В процессе анализа используются такие показатели прибыли, как: - маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции); - прибыль от реализации продукции, товаров, услуг ( разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода); - общий финансовый результат до налогообложения (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы); - налогооблагаемая прибыль (разность между брутто-прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогам на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается); - чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; - капитализированная (нераспределенная) прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста; потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. Анализ формирования финансовых результатов до налогообложения по составу доходов в динамике может быть проведен как для целей управления активами в самой организации, так и внешними пользователями информации, партнерами по бизнесу или акционерами. Чтобы прогнозировать размеры прибыли, управлять ею, необходим объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли с целью выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних партнерских групп, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятий. Для того чтобы наиболее точно охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, используют такой значимый показатель, как рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Различают показатели рентабельности: рентабельность реализованной продукции, рентабельность конкретного вида продукции. Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительность труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности [10]. Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Различают 2 вида рентабельности: 1) Народно-хозяйственная – определяется всей величиной созданного чистого дохода. 2) Хозрасчетная – определяется величиной чистого дохода, непосредственно реализованного предприятием. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности; они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации, или чистой прибыли от основной деятельности, или чистого денежного потока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции [5]:
Rз=Пр/З, или Rз=ЧП/З, Rз=ЧДП/З, где (2) Пр - прибыль от реализации; ЧП – чистая прибыль от основной деятельности; ЧДП – сумма чистого денежного потока; З – затраты по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [5].
Rоб = Пр/В, или Rоб = ЧП/В, или Rоб = ЧДП/В. (3)
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Производственный уровень рентабельности определяется как процентное отношении чистого дохода к производственным затратам [5]:
Урп = ЧД/ПЗп х 100%, где (4) ПЗп – производственные затраты предприятия. Уровень рентабельности коммерческой деятельности – это отношение прибыли к полной себестоимости [5]:
Урк = Пр/ПС х 100%, где (5)
ПС – полная себестоимость продукции. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции. Расчеты производятся по каждому виду продукции , что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на данном предприятии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1930)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |