Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовые акты государственного управления - это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они:

во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;

во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т. е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в том числе и возможности применения мер государственного принуждения;

в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческий действий регулируются законом, другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органом исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.(приложение 2)

Административное нормотворчество, как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляем собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления - односторонних властных волевых действий аппарата исполнительной государственной власти, совершаемых в процессе и в результате выполнения управленческих функций и на­правленных на установление юридических норм — правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческой функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующим норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство, или административно-ис­полнительские действия как особая и специфическая форма управленческой деятельности есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управле­ния путем совершения тех или иных юридически значимых адми­нистративных действий, не являющихся индивидуальными право­выми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой – от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т. д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на ор­ганизацию каких-то отношений, а служат одним из средств ис­полнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию, действию их во времени и пространстве и к содержанию.

Требования к подготовке и изданию правовых актов управления. На федеральном уровне в настоящее время они регулируются Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подго­товки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распо­ряжений Правительства Российской Федерации»[3]. Порядок внесе­ния в Правительство РФ и рассмотрения там проектов правовых актов урегулирован в специальном четвертом разделе Регламента Правительства РФ от 1 июня 2004 г.[4] Для федеральных мини­стерств и ведомств действуют утвержденные постановлением Пра­вительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти и их государственной регистрации» с последующими изменениями, а в субъектах РФ по этому вопросу приняты свои нормативные правовые акты.

Требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступлению их в законную силу. Действующее законодательство четко определяет временные моменты вступления правовых актов управления в законную силу и временные рубежи их действия в пространстве. Акты Президента РФ и Правительстве РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциальном характера, в «Российской газете» или в «Собрании законодательств РФ» в течение 10 дней со дня их подписания. При этом акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования. ненормативные акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Но, в актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен и другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти также подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Они вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, а такие зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержа­щихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, пространственная сфера действия правовых актов управления определяется территориальными масштабами деятельности принявших их органов, а временные параметры вступления их в силу имеют три рубежа: с момента принятия (подписания) правового акта; с того срока, который определен в самом конкретном акте; по истечении определенного количества дней после официального опубликования нормативного право­вого акта.

Требования, к содержанию правовых актов управления можно разделить на три группы: социально-политические, организационно-правовые и организационно-технические.

К требованиям социально-политического характера относятся прежде всего ясность цели принятия правового акта управлении, допустимость ее социально-политической сущностью государст­ва, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конститу­ции страны, а также в национальных доктринах, концепциях федеральных целевых программах, например Национальной доктрине образования Российской Федерации, Доктрине развития российской науки, Доктрине информационной безопасности Рос­сии, Военной доктрине Российской Федерации, Концепции на­циональной безопасности Российской Федерации, Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздуш­ного движения Российской Федерации, федеральной целевой программе «Мировой океан» и т. д. Соблюдение заключенных в них требований организационно-политического характера во всей многогранной деятельности органов и должностных лиц ис­полнительной власти призваны обеспечивать высшие государст­венные органы всех ветвей власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Общим и единым правовым требованием ко всем без исклю­чения правовым актам управления является требование законно­сти, т. е. полного соответствия всему действующему в Россий­ской Федерации законодательству. В сфере реализации государст­венной, исполнительной власти любого иерархического уровня к ним относятся следующие всеобщие требования к принятию всех правовых актов управления:

1) уполномоченными на то ор­ганами и должностными лицами;

2) по вопросам и в пределах их компетенции;

3) в установленном порядке;

4) без какого-либо на­рушения прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций.

На страже реального исполнения всех этих требований стоят органы прокуратуры и многочисленные специальные государст­венные контрольно-надзорные органы, призванные обеспечивать соблюдение законности и государственной дисциплины в дейст­виях всех субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Организационно-технические требования, предъявляемые к пра­вовым актам управления, включают следующие моменты:

· установ­ленная форма и требуемые реквизиты (наименование органа или органов, издавших акт; наименование вида акта и его название;

· дата подписания или утверждения акта и его номер;

· наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт;

· четкость структу­ры нормативного правового акта, обеспечивающая логическое раз­витие темы правового регулирования;

· опрятный внешний вид (надлежащие формат, шрифт, расположение текста), официаль­но-деловой стиль, грамотность изложения и т. д.

Последствиями нарушения требований, предъявляемых к пра­вовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Так, Президент РФ на основании ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения их правомерности соответствующим судом. А на основании ст. 115 Конституции РФ он может отменять постановления и распоряжении Правительства РФ в случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

На основании ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Отменять частично или полностью, а также приостанавливать действие правовых актов управления могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа протесту или представлению прокурора. Принесение прокурором протеста на незаконность того или иного акта управления приостанавливает действие этого акта впредь до результатов его рассмотрения.

 



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)