Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность процесса арт-терапии



2019-12-29 975 Обсуждений (0)
Сущность процесса арт-терапии 0.00 из 5.00 0 оценок




Арт-терапевтический процесс – сложный многоэтапный и многоплановый  процесс, предполагающий постепенные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и арт-терапевта в ходе их совместной работы, приводящие к достижению определенных психотерапевтических результатов[7]. Его основными субъектами выступают клиент и арт-терапевт.

Специфической чертой арт-терапевтического процесса, в отличие от других форм психотерапии, является опосредованность общения арт-терапевта и клиента изобразительной продукцией[8] (рисунок 2).

Рисунок 2. Схема арт-терапевтического процесса

  Изобразительная продукция  
самовыражение, экспрессия визуальная коммуникация символические образы творческое мышление воображение   Вербальная и невербальная коммуникация диагностика    визуальная коммуникация интерпретация
Клиент Арт-терапевт
эстетический опыт, самопринятие самопознание, личностный рост   профессиональный опыт личностный рост

В зависимости от числа участников арт-терапевтического процесса выделяют индивидуальную и групповую арт-терапию. В групповой арт-терапии взаимодействие происходит значительно сложнее, чем в индивидуальной, так как в групповой в арт-терапевтический процесс включаются новые субъекты (другие участники группы). Процесс арт-терпии может ещё более усложниться в случае введения в него стороннего наблюдателя.

Структурной единицей индивидуальнойарт-терапевтической работы является сессия. Этим термином принято описывать период отдельного арт-терапевтического взаимодействия, то есть каждую встречу арт-терапевта с клиентом. Однако такие занятия с детьми сильно оличаются от традиционных уроков рисования. В таблице 2 мы сравнили традиционный урок изобразительной деятельности и арт-терапевтическую сессию.

Таблица 2. Сравнение традиционного урока изобразительной деятельности и арт-терапевтической сессии

  Традиционный урок Арт-терапевтическая сессия
Цели Научить основам изобразительной деятельности. Знания, умения навыки оцениваются в баллах на соответствие нормам. Психотерапевтические и коррекционные цели в сочетании с косвенной диагностикой. Оценки не ставятся. Оценочные суждения (красиво - некрасиво, правильно - неправильно) не выносятся.
Содержание и порядок деятельности Задаются и строго контролируются педагогом. Не задаются, т.к. участник свободен в выборе, сам задает и контролирует свою деятельность.
Стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия Задаются педагогом, соответствуют целям и задачам урока. Направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении

Арт-терапевтические занятия (сессии) могут быть неструктурированными и структурированными. В первом случае характерна высокая степень свободы выбора участниками не только материалов, изобразительных средств, инструментов, но также и самой темы творческой работы. Во втором – занятия приоритетны для тематически ориентированной арт-терапии и отличаются определением темы или изобразительных средств. Содержание, способ воплощения задуманного, темп творческой деятельности определяются каждым самостоятельно. Это наряду с терапевтическими целями имеет диагностическую значимость.

Ещё одна особенность арт-терапии – длительность воздействия. Зачастую арт-терапия имеет отсроченный во времени эффект.

Можно выделить следующие этапы арт-терапевтического процесса:

1) подготовительный этап - на нём происходит первая встреча с клиентом, создание безопасного пространства для будущей работы, объяснение клиенту особенностей арт-терапии и её возможностей, обсуждение с ним организационных моментов (количество встреч, продолжительность арт-терапевтических сессий);

2) этап формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности - характеризуется установкой раппорта, первичным реагированием неоднозначных и разнонаправленных эмоций и чувств, выдвижением диагностических гипотез;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности – на нём осуществляется переход от хаотичной изобразительной деятельности к созданию сложной продукции; постепенное осознание её психологического содержания; понимание её тесной связи с внутренним миром; получение позитивного опыта творческой работы, апробация её новых форм;

4) терминация – завершающий этап, на котором происходит подведение общих итогов, оценка достигнутых результатов, укрепление границ Я, установление дистанции с прошлым опытом, перенесение полученных результатов в повседневную жизнь.

Арт-терапевтический процесс не всегда включает все перечисленные этапы. Может наблюдаться своеобразное «застревание» клиента на одной из первых стадий. В таком случае арт-терапевтическая работа считается малоэффективной.

Формы групповой арт-терапии могут быть различными: студийная, динамическая (аналитическая), тематическая. Они рассмотрены нами в таблице 3. Каждая из них имеет свои преимущества и свои характерные особенности, заключающиеся в частоте и продолжительности арт-терапевтических сессий, возможности изменения состава группы и включения в работу новых участников, подборе ведущим группы арт-терапевтических техник, получаемом на выходе результате. Выбор формы групповой работы определяется целями и задачами последней. Возможно и применение арт-терапевтом сочетания нескольких форм групповой работы.

Таблица 3. Виды групп в арт-терапии

Вид группы Степень закрытости группы Частота и продолжительность сессий Основные цели и задачи работы Общая характеристика работы группы
студийная   открытая (не имеет постоянного состава участников) различная (гибкие временные границы) развитие навыков самовыражения приближена к работе в художественной студии, не предполагает проведения глубинной психотерапии
динамическая закрытая (постоянный состав участников) длительные сессии работа с неосознаваемыми психическими процессами предполагает глубокую психотерапевтическую работу
тематическая полу- открытая (состав может меняться) однократные встречи по 1,5 – 2, 5 часа определяются культурным и социальным опытом участников, их возрастом, актуальными проблемами предполагает проработку значимых индивидуальных или групповых тем

В ходе проведения групповой работы арт-терапевт получает важную психодиагностическую информацию о каждом участнике и группе в целом. В процессе создания группового художественного образа он обращает внимание на ряд моментов, позволяющих ему оценить структуру группы и особенности межличностных отношений в ней: выявить наличие подгрупп, определить эмоционального и инструментального лидеров, аутсайдеров, рассмотреть роли всех членов группы, увидеть стили взаимодействия участников и определить степень их активности.



2019-12-29 975 Обсуждений (0)
Сущность процесса арт-терапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность процесса арт-терапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)