Всемирный банк и развивающиеся страны
Всемирный банк уделяет пристальное внимание решению проблем беднейших стран. По данным Всемирного банка, темпы роста в странах Азии с формирующимся рынком оставались высокими на протяжении всего 2009 года, хотя наблюдались некоторые признаки замедления, особенно в начале 2010 года. Внешние профициты по-прежнему были значительными. Первое место по экономическому росту занимал Китай, где объем производства в 2009 году увеличился на 11,4 % (в годовом исчислении), что было обусловлено потреблением, устойчивым ростом инвестиций и чистым экспортом. В Индии экономический рост во второй половине 2009 года несколько замедлился — до 8,5 % (в годовом исчислении), так как потребление снизилось в ответ на ужесточение денежно-кредитной политики, хотя инвестиции продолжали расти оживленными темпами. Интенсивность внутреннего спроса в этом регионе, в сочетании с растущими ценами на продукты питания и энергоресурсы, способствовали нарастанию инфляционного давления в ряде стран. Динамика увеличения объема производства в Индии и Китае, 2008-2009 гг. представлена на рисунке 9.
Рис.9. Динамика увеличения объема производства в Индии и Китае, 2008-2009 гг. Экономическая активность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна возрастала устойчивыми темпами, повысившись в 2009 году на 5,6 %, что несколько выше, чем в 2008 году. Замедление конъюнктуры в США привело к снижению роста в соседней Мексике, но темпы роста оставались высокими в Центральной Америке и экспортирующих биржевые товары странах Южной Америки, заметно повысившись в Бразилии на фоне устойчивого снижения реальных процентных ставок и высокой занятости. Повышенный внутренний спрос был главной движущей силой экономического роста в этом регионе. Профициты по счетам текущих операций снизились, а инфляция повысилась благодаря высокой степени использования производственных мощностей в ряде стран и растущим ценам на продукты питания. Благодаря самому длительному периоду устойчивого экономического роста со времени получения независимости темпы экономической активности в Африке к югу от Сахары в 2009 году ускорились до 6,8 %, чему способствовали, прежде всего, очень высокие темпы роста в странах-экспортерах нефти, а также активное экономическое развитие в других странах этого региона. В странах, не экспортирующих нефть, экономическая активность поддерживалась внутренним спросом, и в особенности инвестициями, благодаря повышению макроэкономической стабильности и реформам, проведенным в большинстве стран. На Ближнем Востоке темпы роста также оставались высокими, достигнув в 2009 году 5,8 %. Хотя прирост добычи нефти был ограниченным, высокие мировые цены на нефть способствовали увеличению государственных расходов 8 экспортирующих ее странах и активному расширению кредита частному сектору. Несмотря на рост внутренних расходов и импорта, крупные профициты по счетам текущих операций стран-экспортеров нефти уменьшились лишь незначительно — примерно до 22,8 % ВВП, — так как более высокие цены на нефть приводили к повышению доходов от экспорта: в этих странах продолжали действовать режимы курсовой привязки или жестко регулируемого курса. Темпы роста были еще выше в некоторых странах этого региона, не экспортирующих нефть, благодаря торговле, финансовым вторичным эффектам из стран-экспортеров нефти и проведению внутренних реформ.
Рис.10. Динамика роста ВВП развивающихся государств (2000-2012 гг.) Как видно на графике, кризис оказал негативное влияние на рост ВВП, однако в 2010 году ситуация начала исправляться, прогнозы на 2011-2012 гг. также благоприятные. Деятельность Всемирного банка часто критикуется, в основном антиглобалистами. Критика направлена на влияние Всемирного банка на политическую обстановку в некоторых странах (в основном, влияние исходит из США, которые пользуются ситуацией, чтобы отстаивать свои интересы). Другая часто встречающаяся критика исходит со стороны «неолибералов», которые утверждают, что рынок, по своей сути и природе, должен приносить благополучие тем нациям, которые практикуют свободную конкуренцию. С этой точки зрения, реформы, происходящие на предприятиях никогда не окажут помощь тем нациям, которое постоянно участвуют в локальных конфликтах и у которых нет стабильной демократической системы. В то же время, «неолибералы» одобряли размещение иностранных предприятий для развития местной экономики. С другой стороны, либералы критикуют само существование такой организации, поскольку её содержание стоит дорого и не приносит результатов и существование Банка является в первую очередь политическим явлением. Для либералов Всемирный банк представляет отрицание возможности рынка регулировать экономику. Они не видят в Банке ни государственного ни бюрократического инструмента, который смог бы прикрыть политические недостатки и принять на себя ответственность и трудности . Я скорее согласна с либералами, поскольку рынок сам должен регулировать экономику, а не развиваться при помощи Всемирного банка. Первая Цель развития Декларации тысячелетия – к 2015 году сократить вдвое, по сравнению с показателем 1990 года, процент населения, живущего в крайней нищете. Существующие тенденции должны измениться и необходимо существенно активизировать деятельность. Это необходимо сделать всем участникам этого процесса – развивающимся и развитым странам, а также международным организациям. В Докладе о глобальном мониторинге трем основным группам участников этого процесса рекомендуется уделить особое внимание решению следующих задач: Приоритетные задачи для развивающихся стран: · Создать благоприятные условия для развития частного сектора · Укрепить потенциал государственного сектора и повысить эффективность управления · Увеличить объем инвестиций в инфраструктуру и обеспечить их эффективность · Повысить эффективность оказания услуг в целях общественного развития
· Обеспечить стабильный и устойчивый рост глобальной экономики · Успешно и своевременно завершить Раунд в Дохе в целях развития · Увеличить объем помощи и повысить ее эффективность · Сделать политику в области развития более последовательной Приоритетные задачи для международных финансовых учреждений: · Способствовать совершенствованию и укреплению институциональных систем в странах с низкими доходами и выполняемых ими функций · Ориентировать деятельность на достижение конкретных результатов · Применять более строгие критерии отбора программ и обеспечить координацию деятельности Программа “Содействие экономическому росту в интересах бедного населения”[19] Программа действий “Содействие экономическому росту в интересах бедного населения” должна позволить разработать рекомендации для правительств и доноров о том, что может способствовать экономическому росту в целях сокращения бедности. Эта программа действий должна ответить на вопросы экономистов и правительств о том, как содействовать сокращению бедности путем вовлечения бедного населения в процесс развития. Цель заключается не столько в создании основ политики в отношении экономического роста в интересах бедного населения, сколько в разработке рекомендаций относительно важнейших мер макроэкономической, структурной и отраслевой политики, и в понимании того, как эти меры взаимосвязаны с бедностью и экономическим ростом, а также того, как специфика стран и исходные условия определяют выбор, структуру и приоритезацию таких мер политики. В частности, программа действий должна позволить разобраться в следующих вопросах: · Каким образом бедное население способствует экономическому росту и пользуется его благами? · Каким образом воздействие экономического роста и соответствующих мер политики на динамику бедности (т.е. изначальное неравенство и характер распределения доходов) может зависеть от специфики стран? · Насколько те или иные меры политики способствуют росту и препятствуют сокращению бедности (по крайней мере в краткосрочной перспективе) или наоборот, и как правительства решают эту проблему выбора? · Какие методы могут быть использованы для оценки взаимосвязей на микро- и макроэкономическом уровнях и для анализа факторов, определяющих характер воздействия экономического роста на распределение доходов
Заключение
Основной задачей Международного валютного фонда при его создании стало восстановление конвертируемости валют и развитие международной торговли. Это решение было принято в 1944 году в Бретон-Вудсе, где представители 44 государств предприняли попытку создать структуру, которая бы регулировала международный финансовый рынок. В настоящее время наметилась тенденция, в соответствии с которой Международный валютный фонд уделяет большое внимание вопросам внешней политики. Также сильно воздействие международных факторов на его деятельность. Крупнейшими членами МВФ, обладающими большинством голосов в управляющей структуре МВФ – Исполнительном совете, являются сильнейшие в политическом плане государства мирового сообщества. Это США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Россия. Можно констатировать, что данные страны зачастую используют свое влияние в МВФ для достижения своих внешнеполитических целей в качестве фактора давления. Особенно сильны позиции государств «Большой восьмерки», когда они совместными усилиями пытаются оказать давление на интересующие их государства через ресурсы МВФ. Также в целом и сам Фонд становится самостоятельным актером международного сообщества. На современном этапе стало актуально проведение реформы Международного валютного фонда. Уже проведены мероприятия по модернизации надзорной деятельности, начата реформа предоставления дополнительных голосов и расширения представительства в МВФ стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, реализуются инициативы по уменьшению бремени задолженности со стороны бедных государств и др. Наибольшие дискуссии, безусловно, вызывает реформа Наряду с Международным валютным фондом в регулировании международных валютно-финансовых отношений важную роль играет Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 2. Международная ассоциация развития (MAP). 3. Международная финансовая корпорация (МФК). 4. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). 5. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Задачей Всемирного банка в России является содействие эффективной реализации комплексной программы реформ правительства по достижению устойчивости экономического роста, который, в свою очередь, приводит к повышению уровня занятости и качества социальных услуг, предоставляемых россиянам.
Список использованной литературы 1. Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2007.- С.63 2. Развитие валютного рынка на современном этапе // URL: http://rotshild.ru/post_1193237180.html 3. Основные достижения в деятельности МВФ под руководством Родриго де Рато, 2004-2007 гг. // URL: http://www.internationalmonetaryfund.org/ external/russian/np/omd/2007/pdf/mdhighlightsr.pdf 4. Исполнительный совет МВФ принял новее Решение о двустороннем надзоре за политикой государств-членов // Информационное сообщение для общественности №07/69 для немедленного выпуска от 21 июня 2007 г. // URL: http://www.imf.org/external/np/sec/pn/2007/rus/pn0769r.pdf 5. Основные достижения в деятельности МВФ под руководством Родриго де Рато, 2004-2007 гг. // URL: http://www.internationalmonetaryfund.org/ external/russian/np/omd/2007/pdf/mdhighlightsr.pdf 6. Основные достижения в деятельности МВФ под руководством Родриго де Рато, 2004-2007 гг. // URL: http://www.internationalmonetaryfund.org/ external/russian/np/omd/2007/pdf/mdhighlightsr.pdf 7. Шитов А. МВФ попался. Фонд поделится голосами, но непонятно, какими и с кем // Российская бизнес-газета. 2008. 4 марта. 8. V доклада МВФ "Обзор мировой экономики" World Economic Outlook, May 2000. 9. МВФ: Долг США близок к 100% ВВП - http://perevodika.ru/articles/13854.html 10. http://fr.wikipedia.org/wiki/Discuter:Banque_mondiale 11. [1]http://lnweb18.worldbank.org/ECA/Rus.nsf/ECADocByUnid/60FC6FF439B1632C85256FF00068779F? Opendocument 12. Функционирование МВФ // МВФ in Focus. September 2006. // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/rus/2006/090106r.pdf [1] Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2007.- С.61 [2] Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2007.- С.63 [3] Функционирование МВФ // МВФ in Focus. September 2006. // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/rus/2006/090106r.pdf [4] Функционирование МВФ // МВФ in Focus. September 2006. // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/rus/2006/090106r.pdf [5]Там же. [6] Функционирование МВФ // МВФ in Focus. September 2006. // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/rus/2006/090106r.pdf [7] Там же. [8] Там же. [9] Основные достижения в деятельности МВФ под руководством Родриго де Рато, 2004-2007 гг. // URL: http://www.internationalmonetaryfund.org/ external/russian/np/omd/2007/pdf/mdhighlightsr.pdf [10] Фрумкин К. Россия расплатилась с МВФ// http://www.finiz.ru/economic/article904039..................................................................................................27.08.2010 [11] Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору?// «Россия в глобальной политике». № 5, Сентябрь - Октябрь 2007. [12] Годовой отчет Банка России за 2006 год// http://cbrreport2006.ru/mezhduna-rodnoe-vzaimo-deistvie-i-so-trudnichestvo.............................................27.08.2010 [13] МВФ похвалил Россию// http://www.rbcdaily.ru/2010/05/11/focus/477047..........................................................................................27.08.2010 [14] Либман А. Зачем России МВФ? http://www.izbrannoe.ru/31541.html..............................................................................................................27.08.2010 [15] Бородин Е. Международный валютный фонд. МВФ и Россия// http://www.cig-bc.ru/library/74190/104568/ 27.08.2010 [16] Сергеев М. ВВП страны ужмется сильнее, чем рассчитывают в Минэкономразвития // Независимая.- 29.01.2009 [17] МВФ: Долг США близок к 100% ВВП - http://perevodika.ru/articles/13854.html [18] www.ecowiki.ru [19]http://lnweb18.worldbank.org/ECA/Rus.nsf/ECADocByUnid/60FC6FF439B1632C85256FF00068779F? Opendocument
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |