Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ



2019-12-29 749 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В общении и учебной деятельности для воспитанников детских закрытых учреждений характерны следующие особенности. Положительная мотивация в отношении взрослого (учителя, воспитателя) базируется на дефиците общения со взрослым и вследствие этого – сверхценности этого общения. Такая особенность мотивации общения со взрослым не способствует становлению учебной деятельности и часто даже препятствует нормальному протеканию этого процесса. Ребенок так хочет понравиться взрослому, заслужить его персональное внимание, одобрение, что это заслоняет от него содержание выполняемой задачи.

Гипермотивация общения со взрослым скрывает от наблюдателя дефекты в развитии произвольности у воспитанников учреждений интернатного типа. Как оказалось, эти дети, охотно принимаясь за выполнение любого задания учителя, часто не могли с ним справиться, если педагог не следит за каждым действием ребенка и не оценивает его. Неспособность самостоятельно спланировать и осуществить даже простейшее действие – характерная черта детей, воспитывающихся в школах-интернатах.

Все это создает совершенно специфический тип отношения со взрослым, который, в свою очередь, влияет и на отношения со сверстниками. Этот тип отношений носит крайне противоречивый характер: с одной стороны – воспитанники детского дома крайне зависимы от взрослых, стремятся к общению с ними, с другой – ведут себя очень агрессивно по отношению к ним, противопоставляя себя миру взрослых. Для этих детей характерно соперничество за внимание и любовь взрослого. Именно на этой почве возникает множество конфликтов между воспитанниками детского дома.

 

В работах А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и В.С.Мухиной показано, что в условиях депривации детско-родительских связей у детей подросткового возраста в результате своеобразной идентификации друг с другом стихийно складывается детдомовское, или интернатское '’МЫ'', которое выражается в совместном обособлении от других, ''чужих'' людей и порождает негативное отношение к ним. Эта совместная обособленность от других людей приводит к возникновению псевдо-родственных отношений между детьми: они остаются отчужденными друг от друга и часто поступают жестоко со своими товарищами. Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

Необходимо подчеркнуть, что эта отчуждающая установка подкрепляется настороженным, а нередко и открыто отрицательным отношением обывателей, противопоставлением детей, живущих в семьях, детям, живущим вне семьи. Обидные клички «детдомовец», дистанцирование с ожиданием подвоха с обеих сторон замыкают порочный круг отношений между открытым обществом и детьми, растущими за стенами детского учреждения. Общество для этих детей выступает как отвергающее, а они для него – как неизбежное зло.

И.Л. Залысиной и  Г.О. Смирновой были проведено исследование групп детей из детского дома и детского сада, одной из задач которого являлось определение влияния ограниченного опыта общения со взрослым на характер взаимодействия детей между собой.

 

Их наблюдения показали, что контакты детей в детском доме выражены слабее, чем в детском саду. Дети из детского сада активно обращались к сверстникам по самым разным поводам. При сильном эмоциональном возбуждении они всегда устремлялись именно к другому ребенку, а не ко взрослому. Взаимодействие детей было очень свободным и раскованным. Любопытство, восторг, радость дети не могли переживать в одиночку, они непременно вовлекали сверстника в свои переживания.

Как показали специальные исследования, ребенка привлекает в сверстнике прежде всего возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Специфической характеристикой общения сверстников в дошкольном возрасте является его динамичность и эмоциональная насыщенность. Все это ярко продемонстрировали дети из детского сада.

Воспитанники детского дома проявили значительно меньший интерес к сверстнику. Они в 3 раза реже обращались к другому ребенку, что свидетельствует о менее напряженной потребности в общении со сверстниками. При этом контакты детей были весьма однообразны и мало эмоциональны. Они сводились, как отмечалось выше, к простым обращениям и указаниям.

Эти данные могут свидетельствовать о тесной связи двух сфер общения: недостаток общения со взрослым приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка со взрослым во многом определяет характер его контактов с другими детьми.

Действительно, общение со взрослым возникает уже на втором месяце жизни и развивается очень интенсивно, в то время как общение со сверстником складывается гораздо позже (примерно к 3 годам). С первых месяцев и на протяжении всего дошкольного возраста взрослый является центральной фигурой, организующей жизнь ребенка, формирующей его интересы и потребности, в том числе и потребность в общении со сверстником. Именно взрослый открывает ребенку субъектные качества сверстника, стимулирует общение маленьких детей, наполняет его новым содержанием.

Все это свидетельствует о том, что сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстником, которую имеют дети из детского дома, не ведет к развитию содержательных и эмоциональных аспектов такого общения.

 
ГЛАВА 5. САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ-СИРОТ

У детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). Самооценка представляет собой центральное личностное образование, важнейший регулятор общения и деятельности. При сравнении самооценок обращает на себя внимание то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Очень низкая самооценка- основа личностных отклонений и невротических расстройств. Отсутствие у ребенка чувства уверенности в себе является следствием недостатка родительской любви. Это чувство, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

Низкая самооценка проявляется у детей-сирот в их нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности. Нередко способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия. Неуверенность в своих возможностях формирует у детей пассивность, лень, стремление избегать любую продуктивную активность, успех которой не гарантирован.

Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности – системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей – тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, зависимость от других, что делает этих детей легкой добычей криминальных структур.

У детей-сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого кроется в том, что эти дети крайне мало осведомлены о себе и своем прошлом. У них обычно бывают весьма туманные представления о собственной семье. Неясность прошлого и причин осиротения является фактором, препятствующим созданию собственной идентичности. Объяснение ребенку в простой и понятной, но правдивой форме того, как с ним обстояло дело раньше и как обстоит сейчас, обычно способствует его успокоению. Видно, что выход за границы настоящего, в котором эти дети проживают, причем выход и в прошлое, и в будущее, создает условие для приобретения ребенком новой жизненной уверенности и новой идентичности, а тем самым и для бегства из порочного круга психической депривации.

В связи с этим важно подчеркнуть, что для сироты крайне необходимо четкое понимание личности родителей, адекватное представление о них.

Основную причину развития негативной Я-концепции и спутанной самоидентичности у детей вне семьи большинство исследователей видят в том, что ребенок с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, а с множеством постоянно меняющихся людей, очень разных по поведению и характеру эмоционального отношения к ребенку. В условиях сиротского учреждения у ребенка формируются специфические стратегии, позволяющие ему приспосабливаться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющих ему личность.

А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых анализируют два аспекта отношения ребенка к себе:

1) доминирование эмоциональной или оценочной стороны;

2) сложность или простоту этого отношения.

Именно по этим параметрам в максимальной степени различаются между собой дети, растущие в семье и вне семьи. У ребенка, растущего в семье, ярко выражено эмоциональное отношение к себе, причем чаще всего положительное. Такой ребенок принимает, любит себя вне зависимости от оценок (своих и окружающих его людей). У ребенка из детского дома преобладает оценочное отношение к себе; общее эмоциональное отношение к себе – любовь или даже нелюбовь к себе – у него практически не выражено.

У ребенка, растущего в семье, отношение к себе имеет весьма сложную структуру. Элементами этой структуры являются принятие – непринятие себя, общая самооценка, парциальные самооценки, оперативные самооценки и так далее. Эти элементы находятся в весьма сложных взаимозависимостях. Например, подросток может весьма низко оценивать свой характер, успехи в той или иной области, но при этом любить себя. Возникновение такой сложной системы, по мнению М.И.Лисиной, является результатом усвоения ребенком двух различных уровней отношения к себе со стороны взрослых, прежде всего – родителей. Последние, с одной стороны, безусловно, любят его вне зависимости от его поведения, свойств характера, а с другой стороны – объективно оценивают то, каков он в различных конкретных ситуациях.

Ребенок, растущий вне семьи с раннего детства, лишен первого из этих уровней – безусловной любви, поэтому для него характерно простое, нерасчлененное отношение к себе, сводящееся к оценке.

Отношение к себе воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда это проявляется непосредственно: в ответ на просьбу написать, ''Каким я кажусь себе'' подросток пишет: ² Мой воспитатель говорит, что я …….. ².

Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе подростков-воспитанников детского дома некоторые авторы (А.А.Осипова и др.) предлагают вести активную воспитательную работу по трем направлениям:

1. Необходимо стимулировать процессы рефлексии, самопознания. (индивидуальные и групповые беседы на темы: ²Что я знаю о себе? ², ²Что я люблю и ненавижу?², ²Человек, которым я восхищаюсь² и т.д.; поощрять стремление к ведению личных дневников и пр.)

2. Обращать особое внимание на развитие автономности представления подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих (необходимо создавать такие условия, в которых подросток мог бы безбоязненно оспаривать высказанные о нем мнения взрослого).

3. Для формирования правильного отношения подростка к себе общающийся с ним взрослый должен постоянно удерживать два уровня отношения к воспитаннику:

- отношение к подростку как к личности в целом, которое должно всегда основываться на безусловном восприятии ребенка как уникального и прекрасного существа;

- конкретные множественные оценки - отдельных его действий, черт характера, достижений. Эти оценки могут быть любыми - положительными и отрицательными. В объективности и определенности подобных оценок подросток остро нуждается.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе рассматривается проблема межличностных отношений у воспитанников учреждений интернатного типа. Потребность в выстраивании взаимоотношений с окружающими существует у каждого человека. Во взаимодействии с ближайшим окружением происходит развитие ребенка. Результаты многочисленных исследований показали, что воспитанники интернатов почти по всем параметрам психического развития отстают от детей, воспитывающихся в семье.  

В обстановке детского дома, характеризующейся присутствием большого числа детей и малого числа взрослых, преобладают потребность порядка, контроля и единообразия моделей поведения, невозможность создать стабильную и постоянную связь, являющуюся необходимой почвой для прогрессивного строительства коммуникативных способностей. Суженность развивающей среды, недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания, дискомфорт, возникающий у детей-сирот в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей, не создают условий, способствующих эмоциональному развитию, и приводят к искажению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Основой формирования межличностных отношений являются самосознание и самооценка человека, которые также имеют негативные отличия у воспитанников интернатных учреждений. Заниженная самооценка, отсутствие чувства уверенности в себе, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе Я, неразвитость сферы чувств – все это ведет к проблемам взаимоотношения и взаимопонимания ребенка-сироты со взрослыми и сверстниками. Дети, воспитывающиеся в детских домах, часто проявляют агрессивность в общении, неумение конструктивно разрешить конфликт, нежелание проявить сочувствие и самим поделиться своими переживаниями.

 

Таким образом, только благоприятная для полноценного развития детей обстановка интернатного учреждения, правильное построение взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками детских домов, эмоциональная отзывчивость педагога, его умение увидеть в ребенке личность способствуют успешной социализации детей-сирот, формированию их образа Я.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.

2. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003.

3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении //Психология развития // Хрестоматия.- СПб; Питер, 2001.

4. Залысина И.Л., Смирнова Г.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 31-37

 

  



2019-12-29 749 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)