Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каналы социализации современной молодёжи



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Каналы социализации современной молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок




Иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, студенческой молодежи выглядит таким образом:

· Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

· Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

· К факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

Влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации. Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Воспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса. Таким образом, среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций.

Итак социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.


Заключение

 

Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

По результатам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

Молодёжь представляет собой особую социальную группу, занятую подготовкой к выполнению социальной и профессиональной роли в духовном производстве и накапливающую потенциал будущего состояния общества.

Историческое развитие показывает неоднозначную роль молодёжи в социальных процессах в различные исторические периоды. Но прослеживается закономерность: молодое поколение первым вступает в процессы трансформации, но, по мере увеличения их массовости, отходит на второй план в случае, если для него обществом не выделена своя активная социальная ниша.

Динамичность ценностных ориентаций обусловлена двойственностью, "пограничностью", промежуточным положением молодёжи между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия. Диапазон трансформации ценностных ориентаций шире, чем у других общественных слоев. Это дает возможность включения в самые разнообразные социальные группы: от экстремистских до культурно-авангардистских.

Между полюсами старых и новых общественных ценностей (духовных, экономических, рациональных), молодёжь оказалась ближе к принятию новых ценностей, но по форме. Что касается необходимости реальных действий по их достижению, то здесь больше наблюдается уход от личной ответственности и готовность переложить ее на других.

Особую значимость имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. Представляется реальная опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляются и разрушаются механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры. В результате в оценке базовых нравственных ценностей молодежь существенно расходится с подавляющим большинством граждан.

Нынешняя система образования и воспитания молодого поколения не уделяет должного внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Эта система не способствует формированию у молодых людей стремления стать полноценными участниками социально-политического и экономического процесса. В то же время, будущее России, где еще не завершился процесс самоидентификации государства в политике и экономике, в огромной степени зависит от готовности молодого поколения активно и профессионально включиться в политическую деятельность.


Список литературы

 

1. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с.;

2. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.;

3. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.;

4. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.;

5. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально - культурной интеграции. СПб., 1998.;

6. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.;

7. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3 с 124-128.;

8. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологические исследования. № 12, 1998.;

9. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. №3.;

10. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум, 1999. - 325 с.;

11. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.;

12. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 1998.;

13. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.;

14. Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи. // СОЦИС. 1998. №12.;

15. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании. // Социс. - 2000 - №7. - С. 50-57.;

16. Маршак А.В. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.;

17. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2002. №1.;

18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2003.;

19. Никольский Д. Социология молодежи. - М.: Феникс, 2002.;

20. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №5. С.18-35.;

21. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.;

22. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ, М. – 2001.;

23. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 1999.;

24. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России - Социс. №5, №32. 1998 г.;

25. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи. // Социологические исследования. № 1, 2002.;

26. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 - 140 с.;

27. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль. 1999. № 10.;

28. Формирование мировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. - М. 1999.;

29. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. №3.

 

Приложение №1

 

«Положение молодежи глазами самой молодежи»

социологическое исследование

 

 

Было опрошено 200 молодых респондентов (от 14 до 30 лет) различных соци­ально-профессиональных категорий. В ходе проведения исследования было опроше­но 72 % женщин и только 28 % мужчин. Представители сильного пола оказались ме­нее общительны.

1 - работники сельского хозяйства 4 %

2 - работники торговли, сферы услуг 9%

3 - инженерно-технические работники 3 %

4 - работник социальной сферы 9 %

5 - военнослужащий, работник правоохранительных органов 5 %

6 - государственные служащие 10%

7 - работники сферы культуры, образования, науки 7 %

8 - студент, курсант 8 %

9 - медицинский работник 8 %

10 - домохозяйка 5 %

11 - безработный 7 %

12 - школьник 5 %

13 - водитель 6%

14 - предприниматель 9%

15-рабочий 5%

Приложение №2

 

 


Приложение №3

 

1 – Знание компьютера (14%)

2 – Навыки общения (17%)

3 – Знание ин. языков (4%)

4 – Высшее образование (20%)

5 – Аккуратность (7%)

6 – Физическая подготовка (3%)

7 – Приятная внешность (5%)

8 – Навыки бизнеса (4%)

9 – Профессионализм (18%)

10 – Самостоятельность (8%)

 

По мнению молодых людей, для получения хорошей работы необходимо высшее образование (20 %), умение обращать­ся с людьми (17 %), профессионализм (18 %), знание компьютера (14 %), самостоятельность в при­нятии решений (8 %), По мнению 7 % - опро­шенных, главное - это ак­куратность и усидчивость. Одинаковое количество респондентов (по 4 %) утверждают, что знание иностранного языка и навыки бизнеса являются главными, 3 % предполагают, что физическая подготовка является важным критерием, а 5 % считают необходимым качеством работника внешние данные.

Приложение №4

Для основной массы молодежи наиболее предпочтительным местом работы является государственное предприятие (37 %) и собственное де­ло (34 %). 9 % молодых людей стре­мятся поработать в иностранной фир­ме, 6 % - хотели бы открыть совмест­ное предприятие, 5 % - заниматься индивидуальной трудовой деятельно­стью, 4 % - работать в частной отече­ственной фирме. 3 % -предпочитают работать на благо семейного подряда, 1% - занялись бы коммерцией.


Приложение №5

 

При ответе на вопрос «на что Вы рассчитываете в поиске работы» наибольшее количество голосов получил вариант ответа «личные знакомства» (41 %). 19 % рассчи­тывают на востребованность полученной профессии. 12% предполагают обеспечить рабочим местом себя сами, т. е. открыть свое дело. 12% рассчитывают на поддержку родителей в вопросе трудо­устройства, по 8 % - на центр занятости населения и объявления в газете. И, наконец, наименьшее число ответов получил вариант ответа «распределение учебного заведения» (1 %).

Основные трудности при устройстве на работу мо­лодежь видит в отсутствии стажа (35 %) и невостребованности профессии (22 %).

Также, молодые люди испытывают сложности, связанные с неполной или устаревшей информацией о вакансиях (10 %). Не менее важным является отсутствие прописки (9 %). Следующей по значимости проблемой, связанной с трудоустройством, судя по ответам, является возрастной барьер - 9 %. И, наконец, 7 % заполнивших анкету решили, что им будет легче устроиться на работу, если будет действовать молодежный центр занятости.

 



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Каналы социализации современной молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каналы социализации современной молодёжи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)