Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вуза



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для решения задач адаптации и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в расширенном анализе своей деятельности, а также в анализе рынка образовательных услуг и рынка труда, в оценке своего положения на этих рынках. Поэтому обоснованным является создание системы непрерывного слежения за рыночной ситуацией с последующей разработкой стратегии и тактики деятельности вуза (или факультета), учитывающей спрос со стороны потребителя и возможности его обеспечения со стороны вуза. Анализ внешних факторов и резервов внутренней среды вуза следует проводить параллельно в виде последовательности действий (табл.1).

 

Таблица ситуационного анализа вуза

Номер этапа анализа Анализ внешней среды Анализ внутренней среды
1 Выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в т. ч. общемировых, региональных Оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза
2 Выявление тенденций и факторов изменения спроса на продукты деятельности вуза на региональных рынках труда и образовательных Оценка в деятельности вуза требований рынков труда и образовательных услуг, в том числе: 2.1 оценка связей с промежуточными потребителями; 2.2 оценка связей с конечными потребителями; 2.3 оценка качества образования
3 Выявление тенденций и факторов межвузовской конкуренции Оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза
4 Определение положения вуза на рынках труда и образовательных услуг, в т. ч.: 4.1 определение основных конкурентов и степени их опасности, 4.2 оценка доли вуза на рынках труда и образовательных услуг, в т. ч. среди государственных вузов, 4.3 оценка репутации (рейтинга) вуза и факультета. Оценка соответствия внутреннего состояния вуза его положению на рынках труда и образовательных услуг. Для комплексного анализа следует проводить следующие исследования: 4.1 оценка финансово-экономической устойчивости вуза; 4.2 сравнительный анализ произведенных оценок со среднеотраслевыми показателями и показателями основных конкурентов.
5 Составление прогноза, перечня перспективных возможностей и угроз, обусловленных прогнозируемым состоянием внешней среды Выявление внутренних резервов, составление модели дальнейшего развития вуза. Обобщение информации, полученной при проведении предыдущих этапов, позволяет сформулировать сильные и слабые стороны в функционировании вуза для использования при проектировании системы целей сильных сторон и нейтрализации слабых.

 

Выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в том числе общемировых, региональных целесообразно проводить на основе анализа публикаций (периодические и др. источники).

Тенденции и факторы изменения спроса на продукты вуза на региональных рынках труда устанавливаются на основе мониторинга состояния этих рынков. Трудности в выявлении тенденций и факторов межвузовской конкуренции возникают по мере развития рыночных отношений с вопросами коммерческой тайны. Недостаточность информации для проведения такого анализа часто вынуждает применять методы экспертных оценок[7].

Составление прогноза представляет собой обобщение информации, полученной при реализации предыдущих этапов, и составление перечня перспективных возможностей и угроз, обусловленных прогнозируемым состоянием внешней среды.

Оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза заключается в установлении зависимости сценария деятельности конкретного вуза от влияния внешних факторов.

Оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза показывает зависимость деятельности вуза от состояния конкурентной среды, а также характеризует степень использования им информации о состоянии регионального рынка. Затем определяется способность вуза в условиях динамичной среды обеспечить дальнейшее развитие.

Обобщение информации, полученной при проведении предыдущих этапов, позволяет сформулировать сильные и слабые стороны в функционировании вуза для использования при проектировании системы целей сильных сторон и нейтрализации слабых.

Дальнейшие действия предполагают, в случае необходимости, корректировку миссии и целей вуза на основании результатов проведенного анализа и формирование модели дальнейшего развития вуза.

Опираясь на понятие "самомаркетинг вуза", под которым понимается "самооценка, определение вузом своего места на рынке образовательных услуг и рынке труда, оценка готовности к реализации стратегических задач, а также возможностей проведения самого маркетингового исследования", можно сказать, что приведенный перечень направлений маркетингового анализа применим и для уровня отдельного факультета. Анализ внешней среды, к которой следует отнести внешние по отношению к факультету элементы инфраструктуры данного учреждения образования, позволит провести независимый анализ современной управленческой оболочки вуза - нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей стратегический менеджмент. Это позволит выявить резервы повышения производительности системы управления вузом. В частности, одним из итогов самомаркетинга должны стать перечни документов, необходимых для проведения маркетингового исследования и реализации разработанных в результате него планов. Соотношение имеющихся у вуза адаптированных инструментов управления и документов, составляющих полный комплект для управления, покажет степень его обеспеченности управленческим инструментарием. Таким образом, в отличие от традиционного управления, ориентированного не на развитие, а лишь поддержание, сохранение сложившейся ситуации, - управление, основанное на принципах маркетинга, содержит направленность на создание новых схем и механизмов образовательного менеджмента.


Заключение

 

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности[8]. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке, в данном случае на рынке образовательных услуг города Сыктывкара.

Проведя маркетинговое исследование потенциальных абитуриентов при помощи анкетирования, можно говорить о том, что Сыктывкарский лесной институт за последние годы стал крупным и престижным вузом РК и занимает лидирующую позицию на рынке образовательных услуг города Сыктывкара.

СЛИ не уступает другим ВУЗам по востребованности специальностей, профессионализму преподавателей и трудоустройству своих выпускников. Наш институт единственный в городе, а по некоторым специализациям единственный в республике технический ВУЗ. СЛИ обеспечивает кадрами все отрасли лесного хозяйства и промышленности.


Список литературы

 

1. Афанасьев, В., Маркетинг образовательных услуг [Текст] / В. Афанасьев, В. Черкасов, // Маркетинг. - 2005. - №№ 5,6.

2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз [Текст]: учеб. пособ. / И.К. Беляевский, - М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России [Текст] / И.С. Березин. - М.: Вершина, 2005.

4. Боровик, Л.С. Конкурентоспособность рабочей силы: методология анализа [Текст] Л.С. Боровик // БЭЖ. - 2005. - №4. - с.23-25.

5. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы [Текст] / С.Г. Божук. - СПб., Вектор 2005г. - 288с.

6. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом [Текст] / Ю.С. Васильев, М.П. Федоров, А.В. Федотов. - СПб.: Лань, 2005 г. - 448 с.

7. Васильченко, И. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст] / И. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2006. - №1

8. Диксон, П. Управление маркетингом [Текст] / П. Диксон - М.: Бином, 2005. - 399 с.

9. Дихтль, Е. Практический маркетинг [Текст] / Е. Дихтль, Х. Хершген - М.: Высшая школа, 2006. -508 с.

10. Дэвис, Д. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. Пер. с англ [Текст] / Д. Дэвис - М., ИД Вильямс 2003г. - 306с

11. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования. [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М., Вузовский учебник 2005г. - 439с 2005г. - 621с.

12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2003. - 662 с.

13. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер - М.: Издательский дом "ВИЛЬЯМС", 2004 - 748 с.

14. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Экономистъ.

15. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Юрист 2006г. - 206с

16. Форсайт, П. Голая, правда, о маркетинге [Текст] / П. Форсайт. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 176 с.

17. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М., - Финансы и статистика, 2006г. .

18. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования пер. с англ. [Текст] / Г. Черчилль. - СПб, Питер. 2007г

19. Щербакова, С.Г. Маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации [Текст] / С.Г. Щербакова, И.Г. Рокшина, И.Г. Разумовская, - Мн., МИУ 2008г. - 297с.


[1] Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы [Текст] / С.Г. Божук. - СПб., Вектор 2005. С. 95.

[2] Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования. [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М., Вузовский учебник 2005г. – 439с.

[3] Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М., Финансы и статистика, 2006. С. 87.

[4] Черчилль, Г. Маркетинговые исследования пер. с англ [Текст] / Г .Черчилль - СПб, Питер 2001. С. 154.

[5] Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е.   Токарев -  М., Юрист -  2001. С. 78..

[6] Васильченко, И. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст] / И. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2003. - №1

[7] Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М.,-  Финансы и статистика, 2006г..

[8] Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб., Вектор 2005г. – 288с



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вуза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)