Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вуза
Для решения задач адаптации и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в расширенном анализе своей деятельности, а также в анализе рынка образовательных услуг и рынка труда, в оценке своего положения на этих рынках. Поэтому обоснованным является создание системы непрерывного слежения за рыночной ситуацией с последующей разработкой стратегии и тактики деятельности вуза (или факультета), учитывающей спрос со стороны потребителя и возможности его обеспечения со стороны вуза. Анализ внешних факторов и резервов внутренней среды вуза следует проводить параллельно в виде последовательности действий (табл.1).
Таблица ситуационного анализа вуза
Выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в том числе общемировых, региональных целесообразно проводить на основе анализа публикаций (периодические и др. источники). Тенденции и факторы изменения спроса на продукты вуза на региональных рынках труда устанавливаются на основе мониторинга состояния этих рынков. Трудности в выявлении тенденций и факторов межвузовской конкуренции возникают по мере развития рыночных отношений с вопросами коммерческой тайны. Недостаточность информации для проведения такого анализа часто вынуждает применять методы экспертных оценок[7]. Составление прогноза представляет собой обобщение информации, полученной при реализации предыдущих этапов, и составление перечня перспективных возможностей и угроз, обусловленных прогнозируемым состоянием внешней среды. Оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза заключается в установлении зависимости сценария деятельности конкретного вуза от влияния внешних факторов. Оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза показывает зависимость деятельности вуза от состояния конкурентной среды, а также характеризует степень использования им информации о состоянии регионального рынка. Затем определяется способность вуза в условиях динамичной среды обеспечить дальнейшее развитие. Обобщение информации, полученной при проведении предыдущих этапов, позволяет сформулировать сильные и слабые стороны в функционировании вуза для использования при проектировании системы целей сильных сторон и нейтрализации слабых. Дальнейшие действия предполагают, в случае необходимости, корректировку миссии и целей вуза на основании результатов проведенного анализа и формирование модели дальнейшего развития вуза. Опираясь на понятие "самомаркетинг вуза", под которым понимается "самооценка, определение вузом своего места на рынке образовательных услуг и рынке труда, оценка готовности к реализации стратегических задач, а также возможностей проведения самого маркетингового исследования", можно сказать, что приведенный перечень направлений маркетингового анализа применим и для уровня отдельного факультета. Анализ внешней среды, к которой следует отнести внешние по отношению к факультету элементы инфраструктуры данного учреждения образования, позволит провести независимый анализ современной управленческой оболочки вуза - нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей стратегический менеджмент. Это позволит выявить резервы повышения производительности системы управления вузом. В частности, одним из итогов самомаркетинга должны стать перечни документов, необходимых для проведения маркетингового исследования и реализации разработанных в результате него планов. Соотношение имеющихся у вуза адаптированных инструментов управления и документов, составляющих полный комплект для управления, покажет степень его обеспеченности управленческим инструментарием. Таким образом, в отличие от традиционного управления, ориентированного не на развитие, а лишь поддержание, сохранение сложившейся ситуации, - управление, основанное на принципах маркетинга, содержит направленность на создание новых схем и механизмов образовательного менеджмента. Заключение
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности[8]. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке, в данном случае на рынке образовательных услуг города Сыктывкара. Проведя маркетинговое исследование потенциальных абитуриентов при помощи анкетирования, можно говорить о том, что Сыктывкарский лесной институт за последние годы стал крупным и престижным вузом РК и занимает лидирующую позицию на рынке образовательных услуг города Сыктывкара. СЛИ не уступает другим ВУЗам по востребованности специальностей, профессионализму преподавателей и трудоустройству своих выпускников. Наш институт единственный в городе, а по некоторым специализациям единственный в республике технический ВУЗ. СЛИ обеспечивает кадрами все отрасли лесного хозяйства и промышленности. Список литературы
1. Афанасьев, В., Маркетинг образовательных услуг [Текст] / В. Афанасьев, В. Черкасов, // Маркетинг. - 2005. - №№ 5,6. 2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз [Текст]: учеб. пособ. / И.К. Беляевский, - М.: Финансы и статистика, 2006. 3. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России [Текст] / И.С. Березин. - М.: Вершина, 2005. 4. Боровик, Л.С. Конкурентоспособность рабочей силы: методология анализа [Текст] Л.С. Боровик // БЭЖ. - 2005. - №4. - с.23-25. 5. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы [Текст] / С.Г. Божук. - СПб., Вектор 2005г. - 288с. 6. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом [Текст] / Ю.С. Васильев, М.П. Федоров, А.В. Федотов. - СПб.: Лань, 2005 г. - 448 с. 7. Васильченко, И. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст] / И. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2006. - №1 8. Диксон, П. Управление маркетингом [Текст] / П. Диксон - М.: Бином, 2005. - 399 с. 9. Дихтль, Е. Практический маркетинг [Текст] / Е. Дихтль, Х. Хершген - М.: Высшая школа, 2006. -508 с. 10. Дэвис, Д. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. Пер. с англ [Текст] / Д. Дэвис - М., ИД Вильямс 2003г. - 306с 11. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования. [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М., Вузовский учебник 2005г. - 439с 2005г. - 621с. 12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2003. - 662 с. 13. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер - М.: Издательский дом "ВИЛЬЯМС", 2004 - 748 с. 14. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Экономистъ. 15. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Юрист 2006г. - 206с 16. Форсайт, П. Голая, правда, о маркетинге [Текст] / П. Форсайт. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 176 с. 17. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М., - Финансы и статистика, 2006г. . 18. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования пер. с англ. [Текст] / Г. Черчилль. - СПб, Питер. 2007г 19. Щербакова, С.Г. Маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации [Текст] / С.Г. Щербакова, И.Г. Рокшина, И.Г. Разумовская, - Мн., МИУ 2008г. - 297с. [1] Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы [Текст] / С.Г. Божук. - СПб., Вектор 2005. С. 95. [2] Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования. [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М., Вузовский учебник 2005г. – 439с. [3] Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М., Финансы и статистика, 2006. С. 87. [4] Черчилль, Г. Маркетинговые исследования пер. с англ [Текст] / Г .Черчилль - СПб, Питер 2001. С. 154. [5] Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев - М., Юрист - 2001. С. 78.. [6] Васильченко, И. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст] / И. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2003. - №1 [7] Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М.,- Финансы и статистика, 2006г.. [8] Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб., Вектор 2005г. – 288с
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |